Доходы бюджета от ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические аспекты формирования доходов от внешнеэкономической деятельности бюджета РФ, выбрать основные направления совершенствования формирования доходов бюджета от внешнеэкономических связей. Теоретической основой послужили труды современных экономистов, финансистов, материалы периодической печати. В результате исследования изучены теоретические основы формирования доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности в современных условиях, исследована действующая практики формирования доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности, определены основные направления совершенствования формирования доходов бюджета от внешнеэкономических связей.

Содержание работы

Введение
5
1 Теоретические основы формирования доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности в современных условиях

7
1. 1 Экономическая сущность, роль и значение доходов бюджета от внешних экономических связей для экономики России
7
1. 2 Содержание и источники формирования доходов бюджета от внешних торговых и неторговых операций
10
2 Исследование действующей практики формирования доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности (на примере бюджета РФ)
13
2. 1 Анализ формирования налоговых и неналоговых доходов бюджета
13
2. 2 Формирование налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности

17
2. 3 Оценка неналоговых доходов
21
3 Основные направления совершенствования формирования доходов бюджета от внешнеэкономических связей

27
3. 1 Пути оптимизации доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности
27
3. 2 Направления и пути увеличения доходов бюджета от внешнеэкономических операций
30
Заключение
34
Список использованных источников
36
Приложение А

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшим источником формирования торговых доходов бюджета России являются товары, реализуемые в порядке импорта в другие страны.

Товары представляют собой любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства  (за исключением используемых для международных перевозок).

Под перемещением через  таможенную границу  понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров  или транспортных средств любым  способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К таким действиям относятся:

- при ввозе товаров  и транспортных средств – фактическое  пересечение таможенной границы;

- при вывозе товаров и транспортных средств – подача таможенной декларации  или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товар. При перемещении через таможенную границу товары должны пройти таможенное оформление.

В соответствии с законодательством Российской Федерации налоговыми доходами бюджета признаются:

1. таможенная пошлина  (ввозная и вывозная);

2. НДС;

3. акцизы;

4. таможенные сборы  (сборы за выдачу лицензий таможенными,  органами РФ и возобновление  действия лицензий; сборы за таможенное оформление, хранение и таможенное сопровождение товаров; плата за ин- формирование и консультирование; плата за участие в таможенных аукционах и др.

Таможенная пошлина  представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами по ставкам, дифференцированным для от- дельных товаров при их ввозе в РФ и вывозе из РФ, и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенная пошлина выступает в качестве основного стоимостного ограничения либо регулирования импортных и экспортных операций [22, С.240].

Налог на добавленную  стоимость  (НДС), предусматриваемый  Законом РФ «О налоге на добавленную  стоимость», представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех стадиях  производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Это косвенный налог, поскольку он выступает ценообразующим налогом, и его оплачивает конечный потребитель.

Акцизы – существенный  источник  доходов  федерального  бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Исследование  действующей практики формирования  доходов бюджета от внешнеэкономической  деятельности (на примере бюджета РФ)

2. 1 Анализ формирования  налоговых и неналоговых доходов   бюджета

 

 

Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие  государству в процессе распределения  или перераспределения национального дохода, национального богатства.

В настоящее время, аккумулируя  налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности  как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура  и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы  для осуществления задач и функций.

 

В таблицах  2.1 – 2.3  представлены динамика и объёмы поступления акцизов  соответственно на нефтепродукты,  алкогольную  продукцию  и  табачные  изделия  в  бюджетную  систему  Российской  Федерации  в  2003 – 2007 г.г.

 

 Таблица 2.1 Динамика и объёмы поступления акцизов на нефтепродукты   в   бюджетную   систему   Российской  Федерации в   2003 – 2007 г.г., млрд. руб.

 

2003

2004

2005

2006

2007

12,7

38,4

57,5

81,8

100,6


 

 

Таблица 2.2 Динамика и объёмы поступления акцизов на алкогольную    продукцию в бюджетную систему Российской Федерации в 2003 – 2007 г.г., млрд.  руб.

 

2003

2004

2005

2006

2007

32,5

39,8

48,0

60,8

66,8


 

       

Таблица 2.3 Динамика и объёмы поступления акцизов на табачные изделия    в бюджетную систему Российской Федерации в 2003 – 2007 г.г., млрд.   руб.

 

2003

2004

2005

2006

2007

5,1

9,0

11,7

18,1

23,2


 

Однако ежегодно фискальная значимость акцизов в доходах  бюджетов подвергается существенным колебаниям. Так, например, в доходах федерального бюджета за период с 2003 по 2006 г. диапазон колебаний  удельного    веса акцизов составлял от 12,2 до и  4,8 % соответственно [ 47, С. 199 ].   

Снижение роли акцизов обусловлено  передачей части поступлений    в   доходы региональных бюджетов.

Таким образом, доходы федерального бюджета формируются за счёт внутренних и внешних источников. Внешние источники – это доходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Основными факторами формирования денежных доходов и расходов здесь выступают лицензионные, международные и договорные торгово-коммерческие, национальные налоговые и банковские условия. Внешнеторговая деятельность, как экспорт и импорт товаров - важнейшая часть внешнеэкономической деятельности предприятий, фирм, компаний.

В России в настоящее  время в структуре доходов  федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества (Приложение А).

Таблица 2.4 - Анализ  динамики   и   структуры  доходной части  федерального бюджета, 2005 – 2007 гг.

 

 

 

 Наименование

 

2005

 

2006

 

2007

Изменение +,- 2007 от 2006

тыс.

руб.

уд.

вес, %

тыс.

руб.

уд.

вес,%

тыс.

руб.

уд.

вес,%

тыс.

руб.

уд.

вес,%

Доходы

33266041100

100

5046058500

100

6934835200

99,56

1888776700

-0,44

Налоги на при-быль, доходы

 

259003300

 

7,79

 

344838100

 

6,83

 

580408800

 

8,33

 

236770700

 

1,50

Налоги на взно- сы на соц. нужлы

 

266500000

 

8,01

 

302090200

 

5,98

 

368773900

 

5,30

 

66683700

 

-0,68

 Налоги на то- вары (работы,

услуги) реали-

зуем. на тер.  РФ

 

 

791822600

 

 

23,80

 

 

1212247500

 

 

24,02

 

 

1485042900

 

 

21,32

 

 

273795400

 

 

-2,7

Налоги на то-вары, ввозимые

на тер. РФ

 

413737400

 

12,44

 

532282600

 

10,55

 

713432800

 

10,24

 

181150200

 

-0,31

Налоги, сборы,

регулярные пла тежи за пользов.  природ.  ресурс.

 

 

483035600

 

 

14,52

 

 

753309000

 

 

14,93

 

 

1068990200

 

 

15,35

 

 

315681200

 

 

0,42

Государственная

пошлина

 

18555900

 

0,55

 

23058500

 

0,45

 

26314400

 

0,38

 

3255900

 

-0,07

Доходы от вне-шнеэкон. деят.

 

919093800

 

27,63

 

1662922600

 

32,95

 

2455079800

 

35,25

 

792157200

 

2,3

Доходы от ис- польз. им-ва, находя-щегося в гос. и муницип. собств.

 

 

73004000

 

 

2,95

 

 

8576900

 

 

1,70

 

 

9978060

 

 

1,43

 

 

1401160

 

 

-0,27

Платежи за польз. природн.

ресурс.

 

 

35046800

 

1,05

 

29544300

 

0,58

 

37373200

 

0,54

 

7828900

 

-0,04

Доходы от платн услуг и крмпен- сации затрат гоударства

 

 

58083700

 

1,74

 

89837800

 

1,78

 

118694600

 

1,70

 

16856800

 

-0,08

Доходы от продажи  матер и нематер акт.

 

874500

 

0,025

 

1328300

 

0,03

 

2231300

 

0,03

 

903000

 

-

Администр. штрафы и сборы

 

1714000

 

0,05

 

3537600

 

0,07

 

3782200

 

0,05

 

244600

 

-0,02

Штрафы, санкц, возмещение ущерба

 

1483900

 

0,04

 

2049500

 

0,04

 

2172100

 

0,03

 

122600

 

-0,01

Прочие ненало-говые  доходы

 

4088600

 

0,12

 

3243500

 

0,06

 

2758400

 

0,04

 

-485100

 

-0,02

Целевые отчисл

от российских

гос. лотерей

 

-

 

-

 

79000

 

0,001

 

482000

 

0,007

 

403000

 

0,006

Всего доходов

3326041100

100

5046137500

100

6965317200

100

1909179700

-


 

Сумма доходной части  федерального бюджета 2007 года по сравнению  с  2006 годом  увеличилась на 1888776700 тыс. руб., а  в процентах на 38,00 (6 965 317 200 /  5 046 137 500 *100) – 100.

Самый высокий удельный вес – 35,25 % в доходных источниках приходится на доходы от внешнеэкономической  деятельности. Сумма поступлений  в бюджет по данному виду доходов  составила в 2007  финансовом году - 2 455 079 800 тыс. руб. что больше суммы прошлого, 2006 года на 792157 200 тыс. руб. Относительная динамика – 147,64 %.

Доля налогов на товары (работы, услуги) реализуемых  на территории  РФ занимает в бюджете 2007 года – 21,32 %,  абсолютная динамика   273 795 400 тыс. руб., динамика в процентах – 22,50.

За счёт налогов, сборов, регулярных платежей за пользование  при- родными ресурсами сформировано – 15,35 % доходной базы федерального бюджета, за счёт налогов на товары, ввозимых на территорию РФ – 10,24 %, за счёт налога на прибыль – 8,33%, налогов на взносы на социальные нужды – 5,30%. 

Удельный вес большинства  налогов, поступающих в доход  бюджета имеет тенденцию снижения, за исключением налога на прибыль  доля которого в 2007 г по сравнению  с 2006 г возросла на 1,50 пункта и налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, увеличение которых составило 0,42 пункта.

Несбалансированность  главного финансового документа  страны на 200 млрд. руб. была преодолена, за счёт переноса и использования остатков средств бюджетополучателей на этот год. Было принято решение не зачислять в Стабилизационный фонд 136 млрд. руб., а перенести  их в доходы федерального бюджета на 2007 год. Кроме того, в бюджет-2007 перешли и остатки средств по финансированию национальных проектов в 2006 году. Ещё 44 млрд. руб. будет направлено на покрытие кассовых разрывов в начале года и 70 млрд. руб. неизрасходованных средств инвестфонда [47, С.13].

 Таким образом, проведённый анализ федерального  бюджета за три года показал, что  российская экономика развивается высокими устойчивыми темпами.

 

2. 2 Формирование  налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности

 

Формирование доходной базы бюджета носит в основном налоговый 

характер. Государство  без налогов существовать не может, поскольку налоги

главный инструмент мобилизации  доходов в условиях рыночных отношений. Налоги, участвуя в перераспределении  национального дохода, выступают  специфической формой производственных отношений, которые формируют общественное содержание налогов. Налоги как часть распределительных от- ношений отражают закономерности производства.

Налогообложение относится  к той сфере общественной жизни, которая непосредственно касается интересов всех и каждого. В налогах преломляются важнейшие экономические, социальные, политические проблемы жизни общества. Реформирование экономики на основе развития разных форм собственности вызвало особый интерес в отношении практического использования налоговых форм  [23, 134].

Эффективно  действующий механизм таможенно-тарифного  регулирования - неотъемлемое условие проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

В отношении  товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим в более благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определённые на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое за исключением случаев предоставления Российской Федерации тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего Закона.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Правительством РФ и являются

исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории РФ.

В Российской Федерации применяются следующие ставки пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические,  начисляемые в установленном  размере единицу облагаемых товаров;

- комбинированные,  сочетающие оба названных вида  таможенного

обложения.

Основой для  начисления таможенной пошлины служит таможенная стоимость товара в случае, если в его отношении применяется  адвалорная ставка таможенной пошлины.

Доходы бюджета  от уплаты таможенных пошлин составят:

в 2008 г. - 2 050,7 млрд. руб., в том числе вывозные таможенные пошлины 1557,1 млрд. руб.;

в 2009 г. - 2 086,7 млрд. руб., в том числе вывозные таможенные пошлины 1542,1 млрд. руб.;

в 2010 г. - 2 129,9 млрд. руб., в  том числе вывозные таможенные пошлины 1541,8 млрд. руб.

Налог на добавленную стоимость (НДС), предусматриваемый Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Это косвенный налог, поскольку он выступает ценообразующим налогом, и его оплачивает конечный потребитель.

Информация о работе Доходы бюджета от ВЭД