Доходы и расходы бюджета РФ
Бюджетная система
Российской Федерации
- Содержание и принципы формирования доходов бюджета
Слайд3
В соответствии с
БК РФ доходы бюджета — это поступающие
в бюджет денежные средства, за исключением средств,
являющихся источниками финансирования
дефицита бюджета.
Доходы бюджетов
формируются в соответствии с
бюджетным законодательством Российской
Федерации, законодательством о
налогах и сборах и законодательством
об иных обязательных платежах.
Слайд 4
К доходам бюджетов
относятся налоговые доходы, неналоговые
доходы и безвозмездные поступления.
- К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
- К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- иные неналоговые доходы.
- К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
- Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
Слайд 5
К собственным доходам
бюджетов относятся:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Слайд 6
Организация системы доходов бюджета базируется на следующих принципах:
- Принцип достаточности. Принцип стабильности доходов бюджета.
- Принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня.
- Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла.
Слайд7
2. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов
Слайд 8
В соответствии с БК
РФ расходы бюджета — выплачиваемые из
бюджета денежные средства, за исключением средств,
являющихся источниками финансирования
дефицита бюджета.
Расходы бюджета — это экономические
отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым
регулированием и распределением денежных
средств государства, предназначенных
для финансирования затрат на оказание
государственных услуг, и их использованием
по отраслевому, целевому и территориальному
назначению.
Слайд 9
В связи с многообразием видов и форм расходов бюджетов необходима их
обоснованная группировка
В соответствии с функциональным признаком расходы бюджета группируются
по выполнению основных функций государства.
При этом функциональная структура расходов
бюджета того или иного уровня позволяет
охарактеризовать приоритеты бюджетной
политики, обусловленные уровнем социально-экономического
развития территории и важностью решаемых
задач, расходы на научные исследования
(например: финансирование социальной
сферы (образование, здравоохранение,
культура, спорт и др.; создание резервных
фондов; расходы на государственное управление;
расходы на обслуживание государственного
долга и др.).
Ведомственный признак предполагает распределение
бюджетных средств по их главным распорядителям*.
Данная классификация обеспечивает адресный
характер предоставления бюджетных средств,
что позволяет контролировать их целевое
использование.
В зависимости от экономического содержания расходы делят на текущие
и капитальные. Текущие расходы - это бюджетные
средства, выдаваемые юридическим лицам,
для финансирования их текущих потребностей;
к текущим расходам относятся: содержание
экономической и социальной инфраструктуры,
государственных отраслей народного хозяйства,
текущие субсидии нижестоящим органам
государственной власти, выплата процентных
платежей по государственному долгу и
другие платежи.
Капитальные расходы — это государственные
вложения в основной капитал и прирост
запасов
Формирование расходов
бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется
в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным
законодательством РФ разграничением
полномочий федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления,
исполнение которых согласно законодательству
РФ, международным и иным договорам и соглашениям
должно происходить в очередном финансовом
году (очередном финансовом году и плановом
периоде) за счет средств соответствующих
бюджетов.
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования
на:
- оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
- социальное обеспечение населения;
- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг;
- предоставление межбюджетных трансфертов;
- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
- обслуживание государственного (муниципального) долга;
- исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.