Государственный кредит
— это также и внешние займы
государства, когда для покрытия
бюджетного дефицита, а иногда и
для инвестиционных вложений государство
берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашениям или
у международных фондов, таких как Международный
валютный фонд (МВФ), Европейский банк
реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
В последующие годы государство
в законе о бюджете предусматривает
регулярно расходы на покрытие государственного долга как внутри
страны, так и за рубежом.
Банковский кредит —
это сложная многосторонняя деятельность,
предполагающая как мобилизацию
денежных средств, где вся банковская
система использует как ресурс для
целей кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности,
срочности и возмездности, так и расходование
средств путем выдачи кредитов на тех
же условиях.
Методом мобилизации
денежных средств служат платежи
по обязательному и добровольному
страхованию, имущественному и личному.
Ни одно государство
не может избежать стихийных бедствий,
эпидемий, эпизоотий и других трагических
неожиданностей, на ликвидацию которых
необходимо тратить дополнительные
денежные средства, резервные фонды
которых должны быть образованы заранее. Эта деятельность является одной из функций
государства. Она практически служит трем
целям: восстановление понесенного ущерба
— выплаты по страховым случаям; аккумуляция
средств для проведения профилактических
мероприятий и дополнительное аккумулирование
финансовых ресурсов в фонды денежных
средств.
Обязательное государственное
страхование жизни и имущества
граждан служит всем трем вышеуказанным
целям.
Широко распространенное
сейчас коммерческое страхование также
важно в целом для государства,
так как оно служит покрытию расходов по страховым
случаям, что является государственной
задачей, а также для образования дополнительных
денежных фондов в государстве, которые
связаны с бюджетной системой через налоги,
которые они выплачивают в повышенном
размере и тем самым пополняют казну. Кроме
того, размещая свои средства в банках,
они также служат источником пополнения
финансовых ресурсов банков. Поэтому государство
всемерно поощряет данный вид коммерческой
деятельности.
Методом мобилизации
средств служит и эмиссия денег. Этот способ аккумуляции средств
в бюджет широко используется при переходе
к рыночной экономике. Так было в период
нэпа, так же происходит и сейчас. Отпуск
цен потребовал увеличения денежной массы
в обращении и, следовательно, повлек за
собой эмиссию денег, которые в свою очередь
стали дополнительным бюджетным ресурсом.
Кроме того, в рыночной экономике возможна
точечная, регулируемая эмиссия денег,
имеющая даже инфляционную основу, которая
может быть использована при дефиците
бюджетных средств, когда не выплачивается
заработная плата. Такая эмиссия может
послужить оживлению спроса на рынке,
который в свою очередь стимулирует рыночное
предложение и соответственно положительно
влияет на развитие производства. По Федеральному
закону «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» Банк монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег
и организует их обращение.
Основные формы использования
фондов денежных средств — это
финансирование и кредитование выплаты
по госкредиту и страхованию.
Финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск
денежных средств на содержание всей социальной
сферы, инвестиции, оборону, управление.
Финансирование осуществляется за счет
как централизованных, бюджетных и внебюджетных
фондов, так и децентрализованных фондов,
в соответствии с различными государственными
программами.
Второй способ использования
денежных средств — банковское кредитование.
Банковский кредит служит использованию
денежных средств на условиях возвратности,
возмездности, срочности и имеет
целевое назначение. Использование фондов денежных
средств осуществляется путем выплат
страховых возмещений при наступлении
страховых случаев, а также выделении
средств для профилактических мероприятий.
Можно считать, что в
настоящее время возник новый
метод использования денежных средств — бюджетное кредитование.
Так, в соответствии со ст. 62 Федерального
закона «О федеральном бюджете на 2000 год»
Правительство РФ вправе осуществлять
в 2000 г. расходы федерального бюджета на
условиях возвратности на агропромышленный
комплекс, а также на условиях возвратности
и платности расходов на целый ряд мероприятий,
предусмотренных этой статьей Закона.
Государство использует фонды денежных
средств также для погашения
своих задолженностей как внутри
страны, так и за рубежом.
Финансовая система как совокупность государственных
органов и учреждений — это разветвленная
сеть финансовых органов и кредитных учреждений,
осуществляющих непосредственную финансовую
деятельность государства. Систему финансовых
органов возглавляет Министерство финансов
РФ (Минфин России), который является органом
исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой государственной политики
и осуществляющим общее руководство организацией
финансов в стране.
Система кредитных учреждений
возглавляется Центральным банком
РФ, который осуществляет руководство
в области кредита и контролирует всю сеть кредитных
органов.
- Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность
Государство руководит
и направляет финансовую деятельность
через свои органы, которые наделены
для этого специальной компетенцией.
В то же время практически все органы государства
без исключения занимаются финансовой
деятельностью. Органы общей компетенции
— высшие представительные и исполнительные
органы государственной власти — руководят
всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной
системой, организуют и осуществляют страхование,
валютно-денежное обращение, таможенное
регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции
РФ).
Представительные органы
в лице Федерального Собрания, представительные
органы субъектов Федерации и
местного самоуправления рассматривают, обсуждают
и утверждают федеральный бюджет, бюджеты
субъектов РФ, местные бюджеты.
Правительство РФ обеспечивает
подготовку бюджета и его рассмотрение
в представительных органах, осуществляет
общее руководство исполнением
бюджета РФ, занимается другими финансовыми
вопросами государства.4
Правительства республик
в составе РФ, автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, органов
местного самоуправления обеспечивают
в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих
национально-территориальных и административно-территориальных
(закрытых городов) образований. Поскольку
финансовая система едина, то все перечисленные
органы выполняют на своей территории
функции в отношении финансов в строгом
соответствии со своей компетенцией. Например,
органы местного самоуправления помимо
того, что утверждают местные бюджеты
и используют их средства на нужды местного
значения, обеспечивают на своей территории
поступление доходов в вышестоящие бюджеты,
образование кредитных ресурсов банков,
страховых фондов.
Органы государственного
управления специальной компетенции
в зависимости от степени участия
в финансовой деятельности можно
подразделить на две группы:
- государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученным участком государственной деятельности, они: а) тратят бюджетные ассигнования; б) создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяет в бюджет. Они утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции, имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами;
- государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
Систему финансовых органов
возглавляет Министерство финансов
РФ. Все национально-территориалъные образования
и административно-территориальные образования
имеют в составе своих правительств или
администраций управления, соответствующие
республиканские министерства финансов,
или другие органы финансового управления.
В органах местного самоуправления,
сельских, поселковых финансовой деятельностью могут заниматься
объединенные бухгалтерии. Учитывая, что
основной объем работы в области финансовой
деятельности государства осуществляется
Министерством финансов, рассмотрим его
компетенцию более подробно.
Министерство финансов
выделяется комплексным характером своих функций.
Оно обеспечивает проведение единой финансовой,
бюджетной, налоговой и валютной политики.
Минфин России взаимодействует с другими
органами исполнительной власти, оно стало
преемником ранее самостоятельно существовавших
служб — Федеральной службы по надзору
за страховой деятельностью, Комитета
РФ по драгоценным металлам и драгоценным
камням, Федеральной комиссии лотерей
и игр РФ.
Основные задачи Министерства
финансов Российской Федерации в
соответствии с Положением о нем:
- совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
- разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;
- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
- обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях), а также в соответствии с российским законодательством аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).
Министерство финансов
Российской Федерации в соответствии
с возложенными на него задачами выполняет
следующие основные функции (ст. 6 Положения):
- подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
- участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
- участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
- участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
- участвует в формировании и осуществлении единой политики цен;
- участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
- разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;
- участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
- разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;
- обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств;
- проводит совместно с Министерством РФ по связи и информатизации единую техническую политику в области информатизации своих территориальных органов;
- обеспечивает разработку и исполнение государственного бюджета, что закреплено в ст. 165—167 БК РФ.
Министерство финансов
Российской Федерации имеет право
(ст. 7 Положения):
- запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ материалы, необходимые для:
- разработки проекта федерального бюджета;
- расчета прогноза консолидированного бюджета РФ;
- составления отчета об исполнении федерального бюджета;
- составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов субъектов РФ;
- запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетам фондов и отчеты об их исполнении;
- запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
- проводить совместно с соответствующими министерствами экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;
- представлять в установленном порядке Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
- ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
- взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ;
- организовывать формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого Фонда в порядке и размерах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
- выдавать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года;
- предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;
- выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в которых состоит Российская Федерация, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ;
- осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с законодательством РФ и получать отчеты о деятельности соответствующих организаций.