Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:50, реферат
Данная тема была выбрана с целью изучить структуру финансовой системы Республики Беларусь, взаимосвязь ее звеньев и выявить, какие проблемы возникают в нашей стране на современном этапе после получения республикой независимости.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
-недостаточные темпы развития экономики;
-диспропорции развития экономической системы;
-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
1. Введение…………………………………………………………………………2-3
2. Финансовая система Республики Беларусь……………………………….…4-15
3. Финансовое состояние в РБ…………………………………………………16-20
4. Заключение………………………………………………………………...…21-22
5. Список использованных источников…………………………………………..23
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Финансовая система Республики Беларусь……………………………….…4-15
3. Финансовое состояние в РБ…………………………………………………16-20
4. Заключение……………………………………………………
5. Список использованных источников…………………………………………..23
Введение
Данная тема была выбрана с целью изучить структуру финансовой системы Республики Беларусь, взаимосвязь ее звеньев и выявить, какие проблемы возникают в нашей стране на современном этапе после получения республикой независимости.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
-недостаточные темпы развития экономики;
-диспропорции развития экономической системы;
-отставание в адаптации
к изменениям на внешних
-излишнюю социальную
напряженность, отрицательно
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Республика Беларусь переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Однако для
правильного осуществления
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Финансовая система Республики Беларусь
Совокупность
и взаимосвязь различных
Как экономическая категория финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Финансовая система нашего государства получила закрепление в Основном Законе. Согласно ст. 132 Конституции финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Финансовая система Республики Беларусь как правовая категория представляет собой совокупность финансовых институтов, с помощью которых осуществляется финансовая деятельность государства и финансовых органов, которые осуществляют финансовую деятельность.
Таким образом, финансовая система состоит из двух взаимосвязанных подсистем: 1) финансовых институтов и 2) финансовых органов.
В свою очередь каждая из подсистем финансовой системы состоит из определенных элементов. Так, к финансовым институтам финансовой системы Республики Беларусь относятся: бюджет Республики Беларусь, целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды. Каждый финансовый институт выполняет свою роль и решает соответствующие этому правовому институту задачи на финансовом пространстве Республики Беларусь.
Бюджет Республики
Беларусь, включающий республиканский
и местные бюджеты, является основным
денежным фондом государства и служит
для финансирования органов государственной
власти, социально-экономических потребностей
общества в целом и административно-
Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь служат налоги, сборы и иные обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами. Основная часть доходов бюджета не носит целевого характера. Одновременно в состав доходной части бюджета Республики Беларусь включены государственные целевые бюджетные фонды: фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; дорожный фонд; фонд охраны природы; часть средств государственного фонда содействия занятости; которые до 1998 г. имели статус государственных внебюджетных фондов. С 2004 г. в республиканский бюджет включаются средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В расходной части бюджета определяются основные направления финансирования и их объемы. Денежные средства из бюджета расходуются на финансирование многочисленных задач, взятых на себя государством: здравоохранение, образование, науку, спорт, культуру, социальную сферу и т.д.
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведению других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при .утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Государственные внебюджетные фонды являются относительно новым звеном финансовой системы Республики Беларусь. Они относятся к государственным финансовым средствам и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента и законами Республики Беларусь.
Важнейшим в
системе государственных
Для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, наряду с традиционными источниками (налогами, сборами и другими обязательными платежами), используются и другие способы получения государственных доходов (например, государственный кредит).
Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений, при которых заемщиком (должником) выступает государство, а кредиторами (заимодавцами) - юридические и физические лица, а также иностранные юридические и физические лица, другие государства.
Важнейшим признаком кредитных отношений является возвратность денежных средств. Собранные государством на кредитной основе финансовые ресурсы юридических и физических лиц через определенное время должны быть возвращены собственнику. Эти финансовые ресурсы являются временными доходами и составляют государственный долг, который состоит из внутреннего и внешнего государственного долга.
Еще одним звеном финансовой системы Республики Беларусь являются фонды страхования. Они служат для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы, других чрезвычайных событий и причин, для возмещения возможного ущерба хозяйствующим субъектам или потерь физических лиц в связи с последствиями страховых случаев (стихийные бедствия, эпидемии и т.п.).
В соответствии со ст. 3 Закона «О страховании» страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, личных неимущественных интересов физических лиц путем формирования за счет страховых взносов (страховых премии), уплачиваемых этими лицами, денежных фондов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев.
Создание фондов страхования и их виды предусмотрены Декретом Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 20 «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь».
Для обеспечения выполнения принятых на себя обязательств страховая организация образует из полученных страховых взносов страховые резервы по видам страхования, относящимся к страхованию жизни (математические резервы), по видам страхования иным, чем страхование жизни (технические резервы). Порядок и условия образования страховых резервов устанавливаются Министерством финансов.
По обязательным видам страхования и по добровольному страхованию жизни страховые организации обязаны создавать гарантийные фонды на случай: невыполнения своих обязательств; признания их экономически несостоятельными (банкротами). Средства в данные фонды отчисляются от поступивших страховых взносов по обязательным видам страхования и добровольному страхованию жизни и включаются в себестоимость страховых услуг. Порядок создания гарантийных фондов и использования их средств устанавливается Правительством .
Для выполнения
предупредительной функции
Объектами страхования, в частности, могут быть не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные:
с причинением вреда жизни или здоровью страхователя либо другого названного в договоре физического лица, а также с достижением ими определенного возраста или с наступлением в их жизни иного предусмотренного договором страхового случая (личное страхование);
с утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя, либо с нанесением ущерба их имущественным правам, в том числе с возникновением убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или с изменением условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам (имущественное страхование);
с ответственностью по обязательствам, возникшим в случае причинения страхователем или иным лицом, на которое такая ответственность может быть возложена, вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, либо с ответственностью по договору (страхование ответственности).
По форме страхование подразделяется на добровольное и обязательное.
Страхование является обязательным, если оно предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
В Республике Беларусь к обязательным видам страхования относятся:
обязательное государственное личное страхование отдельных государственных служащих (судей, судебных исполнителей, прокурорских работников, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащих и военнообязанных, работников налоговых органов, специалистов государственной ветеринарной службы и др.);
обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам;
обязательное
страхование гражданской
обязательное
страхование гражданской
обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ;
обязательное
медицинское страхование
Вторым элементом финансовой системы являются финансовые органы. К финансовым органам относится совокупность государственных органов, которые специально созданы для осуществления финансовой деятельности государства (Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, банковская система, страховые организации), а также органы, в деятельности которых финансовая работа занимает достаточно большой удельный вес (таможенные органы). На характеристике правового статуса Министерства финансов Республики Беларусь, специально созданного для осуществления финансовой деятельности государства, остановимся подробнее.