Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:
Государственную бюджетную систему;
Внебюджетные специальные фонды;

Файлы: 1 файл

Финансовая система России.docx

— 32.60 Кб (Скачать файл)

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

  1. Государственную бюджетную систему;
  2. Внебюджетные специальные фонды;
  3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
  4. Фонды страхования (имущественного и личного);
  5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов  РФ Министерство финансов РФ, которое  является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и  осуществляющим общее руководство  организацией финансов в РФ. Функции  финансовой деятельности выполняют  также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных  органов — система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом  государственного управления и осуществляет государственное руководство в  области банковской деятельности.

Счетная палата РФ является органом  финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет. Финансовые институты:

  1. Бюджетные фонды (БФ).
  2. Внебюджетные фонды ВБФ.
  3. Децентрализованные Фонды (ДФ).
  4. Страховые фонды.
  5. Государственный и муниципальный кредит.
  6. Валютно-денежная система (ВДС).
  7. Финансы предприятий различных форм собственности.

Финансовая система  Российской Федерации

Финансовые системы появились  с зарождением классового общества и формировались как часть  экономической, политической и социальной системы государства.

Считается, что понятие  «финансовая система» является элементом  более общего определения – финансы. При этом финансы формируют экономические  общественные отношения.

Финансовая система  РФ представляет собой систему, которая обеспечивает стоимостное сбалансированное движение натурально-вещественного потока в процессе воспроизводства общественной и рабочей силы.

Финансовая система РФ состоит из:

  1. финансов предприятий, государства и населения;
  2. государственного бюджета;
  3. внебюджетных фондов (Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);
  4. государственного кредита;
  5. фондов страхования.

Вместе с тем возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. К примеру, выделение финансов финансово-промышленных групп, холдингов, финансов семей и граждан

Финансы предприятий - это совокупность денежных отношений, связанная с формированием, использованием децентрализованных денежных фондов в результате кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы.

Финансы государства - это совокупность денежных отношений, которые проявляются в формировании и использовании в централизованных денежных фондах в целях удовлетворения общественных потребностей.

Финансы населения - совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджета домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Главными источниками финансирования являются налоги (75%) и пошлины (25%).

Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет, за счет целевых налоговых отчислений.

Государственный кредит - это непосредственно кредит, продажа облигаций и других ценных бумаг.

Фонды страхования - это фонды, формируемые для осуществления социального, имущественного, личного страхования и страхования вкладов.

В качестве проблем нынешнего  общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  1. диспропорции развития экономической системы;
  2. недостаточные темпы развития экономики;
  3. отставание в приспособлении к изменениям на финансовых и внешних товарных рынках;
  4. излишнюю социальную напряженность, негативно воздействующую на воспроизводственный процесс;
  5. низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и пр.

Подсистемами именуют  крупные компоненты сложных систем, которые, как правило, в свою очередь  представляют собой сложные системы.

В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться  фондовый рынок, казначейская система, финансовое право, страхование, фондовый рынок и т. д.

Понятие и структура  финансовой системы РФ

Человеческое общество не может существовать без постоянного  воспроизводства еды, одежды, жилья, социальной сферы. Процесс общественного  воспроизводства включает четыре стадии (производство, распределение, обмен  и потребление), которые в современном  обществе опосредуются деньгами. Являясь  основным понятием товарного хозяйства, деньги в настоящее время становятся наиболее существенной категорией всей экономической системы и главным  элементом денежного хозяйства  страны. Понятие «денежное хозяйство  страны» идентично принятому  в западной терминологии понятию  «финансы».

Финансы определяются как один из базовых элементов экономических отношений, предметной областью которых выступает процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также конкретных субъектов хозяйствования.

Вся совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и  финансовых фондов, обеспечивающих процесс  мобилизации и последующего использования  финансовых ресурсов, составляет 
финансовую систему общества.

В советский период в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные  финансы. Иногда к ним добавляли  как отдельную подсистему, государственный  кредит. Сравнительно простая система  финансов СССР соответствовала проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально  новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение  новых звеньев финансовой системы 
(схема 1).

В целом, вся система  финансов состоит из трех укрупненных  подсистем: государственных финансов; страхования; финансов хозяйствующих  субъектов (предприятий).

Эти укрупненные  подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования денежных фондов в свою очередь делятся  на более частные подсистемы (звенья).

1. Государственные  финансы включают:

·     бюджетную систему;

·     внебюджетные фонды;

·     государственный кредит.

2. Страхование включает:

·     личное страхование;

·     имущественное страхование;

·     страхование ответственности.

3. Финансы хозяйствующих  субъектов включают:

·     финансы коммерческих предприятий и организаций;

·     финансовых посредников (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);

·     финансы некоммерческих организаций.

Процесс организации  и регулирования финансовой системы  общества всегда осуществляется государством в лице уполномоченных финансовых органов, что определяет ключевую роль финансовой системы государства.

Финансовая система  России построена в соответствии с принципами:

·  сочетания территориального и отраслевого подходов;

·  обеспечения необходимого уровня финансовой самостоятельности региональных финансовых органов с сохранением централизованного управления системой в целом;

·  четкой дифференциации управления по сферам движения финансовых ресурсов.

Финансовая  система РФ: понятие, структура

Финансовая система –  это совокупность подразделений  и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование  фондов денежных средств. В финансовую систему включены все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение. 
Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру: 
I  Централизованные финансы: 
 1. Государственный бюджет. 
Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально- экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.п. 
Состоит из трех самостоятельных звеньев: 
- федерального бюджета РФ; 
- бюджетов национально- государственных и административно- территориальных образований; 
- бюджетов муниципальных образований. 
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. 
2. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов.  
Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства; привлекается через размещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг. 
Государственный кредит- это также и внешние займы государства для покрытия дефицита бюджета. 
3. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации социальных функций государства. Являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы (Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд).  
4. Фонды личного и имущественного страхования  предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая (а также способствуют проведению мероприятий по предупреждению несчастных случаев). 
5. Фондовый рынок- вид финансовых отношений, возникающий в результате купли- продажи специфических финансовых активов (ценных бумаг). 
Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств.  
II. Децентрализованные финансы. 
1. Финансы коммерческих предприятий и организаций обслуживают материальное производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды. 
2. Финансы посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов). 
3. Финансы некоммерческих организаций. 
III. Финансы домашних хозяйств- экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Системы и методы финансового анализа


 
 
 

Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения дальнейшего эффективного развития.

Результаты финансового  анализа являются основой принятия управленческих решений, выработки  стратегии дальнейшего развития предприятия. Поэтому финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового менеджмента, важнейшей его составляющей.

Основные  методы и виды финансового анализа


Различают шесть основных методов финансового анализа:

  • горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ — выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;
  • трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  • анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • сравнительный (пространственный) анализ — с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой — сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;
  • факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показатель.

Основные методы финансового  анализа, проводимого на предприятии:

Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей (суммы по отдельным статьям берутся в процентах к валюте баланса) и выявление влияния каждого из них на общий результат хозяйственной деятельности. Переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов, а также сглаживает негативное влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показателифинансовой отчетности.

Информация о работе Финансовая система РФ