Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения
Финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы открытой системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

в) последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Связан с оценкой финансовой деятельности в отчетном периоде. В его процессе проверяется целевое расходование государственных денежных средств при исполнении бюджетов, смет бюджетных учреждений. Последующий контроль проводится путем анализа ревизии финансовой и бухгалтерской документации. При этом выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, законность, эффективность, целесообразность произведенных расходов или использования резервов повышения доходной базы и др.

2. По методам проведения финансовый контроль подразделяется на следующие виды:

а) проверка – проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Исходя из содержания проверки делятся на комплексные и тематические.

Комплексная проверка представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации. Проверка проходит при участии специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике деятельности учреждения по широкому кругу вопросов. Комплексные проверки могут проводиться работниками Счетной палаты РФ, Главного контрольного управления Президента РФ, казначейских, контрольно-ревизионных органов.

Тематические проверки проводятся по определенному кругу вопросов или по одной теме путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности при использовании различных приемов фактического и документального контроля. Результаты таких проверок оформляются, как правило, справками и докладными записками. Тематические проверки являются наиболее используемым методом контроля над целевым использованием бюджетных средств и осуществляются многими органами: казначейскими, контрольно-ревизионными, налоговыми.

Важным направлением финансового контроля служит счетная проверка отчетности - совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов. Такой контроль осуществляют финансовые органы, ведущие расчеты предприятий по платежам в бюджет. Достоверность отчетных данных проверяется, кроме того, статистическими и банковскими органами, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов при приемке отчетности, а также при ревизиях и анализе хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.

Выделяют три основных этапа счетной проверки:

- проверка согласованности показателей различных форм отчетности;

- сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;

  - проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов;

б) обследование – охватывает отдельные стороны финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, чем проверка (может опираться на опрос, наблюдение, анкетирование, инспекцию). В процессе обследований проверяются не только первичные бухгалтерские документы. Выясняются многочисленные взаимосвязи, анализируются процессы, проводятся опросы и анкетирование, инспекции на месте, наблюдения, контрольные замеры.

в) надзор – проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности;

г) анализ – проводится на базе текущей или годовой отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования. Его роль в управлении государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает. Научно обоснованное и всестороннее проведение бюджетного анализа финансовой деятельности служит основой для выработки долгосрочной политики, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов.

д) наблюдение ( мониторинг ) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента ( по полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии : полные и частичные, тематические и комплексные) ;

е) ревизия – производится с целью установления соблюдения финансовой дисциплины на конкретном объекте, проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителей организации.

В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановыми и внеплановыми. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

По характеру материала, на основе которого производятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей). Наиболее распространены комплексные ревизии, охватывающие все участки и стороны деятельности ревизуемого предприятия.

При организации и проведении ревизии  руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, инструкциями и иными нормативными правовыми актами.

Цель ревизии - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных  и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1. соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;

2. обоснованность расчетов сметных назначений;

3. исполнение смет расходов;

4. использование бюджетных средств по целевому назначению;

5. обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

6. обоснованность образования и расходования государственных средств;

7. соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

8. обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

9. полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

10. операции с основными средствами и нематериальными активами;

11. операции, связанные с инвестициями;

12. расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

13. обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

14. формирование финансовых результатов и их распределение. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или

перечнем основных вопросов. Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.

В случае препятствий со стороны руководителя ревизуемой организации руководитель ревизионной группы сообщает об этом руководителю органа, назначившего ревизию.

При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы об этом составляется акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа, который направляет руководителю ревизуемой организации или в ее вышестоящий орган письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета. Ревизия проводится по перечисленным нами выше направлениям.

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. На ознакомление с актом и его подписание может быть установлен срок до 5 дней.

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его лица ревизуемой организации делают об этом оговорку и представляют письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии. Руководитель ревизионной группы проверяет обоснованность изложенных возражений и подготавливает по ним заключение, которое после рассмотрения и подписи руководителем контрольно-ревизионного органа направляется в ревизуемую организацию и приобщается к материалам ревизии.

Материалы ревизии представляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта.

Источниками информации для документального контроля служат следующие формы: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность; нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация

 

3.  По сфере финансовой деятельности:

  а) бюджетный;

б) налоговый;

в) валютный;

г) кредитный;

д) страховой;

е) инвестиционный;

ж) контроль за денежной массой.

4. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, различают:

а) государственный контроль – проводится уполномоченными на то органами государственной законодательной и исполнительной  власти РФ;

б) ведомственный контроль – осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств;

в) внутрихозяйственный контроль – проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций;

г) банковский контроль – осуществляется в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам;

д) общественный контроль – осуществляется неправительственными организациями;

е) независимый контроль – проводится специальными органами, занимающимися аудиторской деятельностью.

  Аудит – это независимая экспертиза отчетности субъекта для определения ее достоверности, полноты, соответствия законодательству и требованиям к составлению отчетности. Аудитором является независимый ревизор, прошедший аттестацию и получивший лицензию.

 В зависимости от  целей и задач существует два  вида аудита – внешний и  внутренний. Внешние  аудиторские  проверки направлены на достоверность  отчетности, экспертизу финансового состояния, оценку платежеспособности, разработку рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию. Внутренний аудит нацелен на проведение проверок по поручению руководства, должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

  Финансовый контроль  подразделяется на два основных  вида: внешний и внутренний.

   Внешний финансовый  контроль направлен в основном на проверку соответствия направлений финансовой деятельности и отдельных финансовых операций хозяйствующего субъекта действующим правовым нормам (законодательным и нормативным актам в сфере финансовой деятельности). Его осуществляют, как правило, внешние органы (органы налоговой службы, аудиторские фирмы и т. п.).

    Внутренний  финансовый контроль представляет  собой процесс проверки исполнения  и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия, а также предупреждения кризисных ситуаций приводящих к его банкротству. Внутренний финансовый контроль на предприятии осуществляют не только финансовые менеджеры, но и его руководители, а также учредители.

     В странах  с развитой рыночной экономикой  получила распространение новая система внутреннего контроля – контроллинг.

    Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческий решений, обеспечивающих ее нормализацию. Финансовый контроллинг является эффективной системой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем на предприятии.

Информация о работе Финансовая система