Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:29, курсовая работа
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения
Финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы открытой системы.
в) последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Связан с оценкой финансовой деятельности в отчетном периоде. В его процессе проверяется целевое расходование государственных денежных средств при исполнении бюджетов, смет бюджетных учреждений. Последующий контроль проводится путем анализа ревизии финансовой и бухгалтерской документации. При этом выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, законность, эффективность, целесообразность произведенных расходов или использования резервов повышения доходной базы и др.
2. По методам проведения финансовый контроль подразделяется на следующие виды:
а) проверка – проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Исходя из содержания проверки делятся на комплексные и тематические.
Комплексная проверка представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации. Проверка проходит при участии специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике деятельности учреждения по широкому кругу вопросов. Комплексные проверки могут проводиться работниками Счетной палаты РФ, Главного контрольного управления Президента РФ, казначейских, контрольно-ревизионных органов.
Тематические проверки проводятся по определенному кругу вопросов или по одной теме путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности при использовании различных приемов фактического и документального контроля. Результаты таких проверок оформляются, как правило, справками и докладными записками. Тематические проверки являются наиболее используемым методом контроля над целевым использованием бюджетных средств и осуществляются многими органами: казначейскими, контрольно-ревизионными, налоговыми.
Важным направлением финансового контроля служит счетная проверка отчетности - совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов. Такой контроль осуществляют финансовые органы, ведущие расчеты предприятий по платежам в бюджет. Достоверность отчетных данных проверяется, кроме того, статистическими и банковскими органами, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов при приемке отчетности, а также при ревизиях и анализе хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.
Выделяют три основных этапа счетной проверки:
- проверка согласованности показателей различных форм отчетности;
- сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
- проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов;
б) обследование – охватывает отдельные стороны финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, чем проверка (может опираться на опрос, наблюдение, анкетирование, инспекцию). В процессе обследований проверяются не только первичные бухгалтерские документы. Выясняются многочисленные взаимосвязи, анализируются процессы, проводятся опросы и анкетирование, инспекции на месте, наблюдения, контрольные замеры.
в) надзор – проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности;
г) анализ – проводится на базе текущей или годовой отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования. Его роль в управлении государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает. Научно обоснованное и всестороннее проведение бюджетного анализа финансовой деятельности служит основой для выработки долгосрочной политики, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов.
д) наблюдение ( мониторинг ) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента ( по полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии : полные и частичные, тематические и комплексные) ;
е) ревизия – производится с целью установления соблюдения финансовой дисциплины на конкретном объекте, проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителей организации.
В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановыми и внеплановыми. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.
По характеру материала, на основе которого производятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей). Наиболее распространены комплексные ревизии, охватывающие все участки и стороны деятельности ревизуемого предприятия.
При организации и проведении ревизии руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, инструкциями и иными нормативными правовыми актами.
Цель ревизии - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
1. соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;
2. обоснованность расчетов сметных назначений;
3. исполнение смет расходов;
4. использование бюджетных средств по целевому назначению;
5. обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
6. обоснованность образования и расходования государственных средств;
7. соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
8. обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
9. полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
10. операции с основными средствами и нематериальными активами;
11. операции, связанные с инвестициями;
12. расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
13. обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
14. формирование финансовых результатов и их распределение. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или
перечнем основных вопросов. Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
В случае препятствий со стороны руководителя ревизуемой организации руководитель ревизионной группы сообщает об этом руководителю органа, назначившего ревизию.
При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы об этом составляется акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа, который направляет руководителю ревизуемой организации или в ее вышестоящий орган письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета. Ревизия проводится по перечисленным нами выше направлениям.
Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. На ознакомление с актом и его подписание может быть установлен срок до 5 дней.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его лица ревизуемой организации делают об этом оговорку и представляют письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии. Руководитель ревизионной группы проверяет обоснованность изложенных возражений и подготавливает по ним заключение, которое после рассмотрения и подписи руководителем контрольно-ревизионного органа направляется в ревизуемую организацию и приобщается к материалам ревизии.
Материалы ревизии представляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта.
Источниками информации для документального контроля служат следующие формы: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность; нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация
3. По сфере финансовой деятельности:
а) бюджетный;
б) налоговый;
в) валютный;
г) кредитный;
д) страховой;
е) инвестиционный;
ж) контроль за денежной массой.
4. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, различают:
а) государственный контроль – проводится уполномоченными на то органами государственной законодательной и исполнительной власти РФ;
б) ведомственный контроль – осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств;
в) внутрихозяйственный контроль – проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций;
г) банковский контроль – осуществляется в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам;
д) общественный контроль – осуществляется неправительственными организациями;
е) независимый контроль – проводится специальными органами, занимающимися аудиторской деятельностью.
Аудит – это независимая экспертиза отчетности субъекта для определения ее достоверности, полноты, соответствия законодательству и требованиям к составлению отчетности. Аудитором является независимый ревизор, прошедший аттестацию и получивший лицензию.
В зависимости от
целей и задач существует два
вида аудита – внешний и
внутренний. Внешние аудиторские
проверки направлены на
Финансовый контроль
подразделяется на два
Внешний финансовый
контроль направлен в основном
Внутренний
финансовый контроль
В странах
с развитой рыночной
Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческий решений, обеспечивающих ее нормализацию. Финансовый контроллинг является эффективной системой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем на предприятии.