Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:36, реферат
Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Актуальность
темы исследования. Надежная финансовая
система является стержнем в развитии
и успешного функционирования рыночной
экономики и необходимой предпосылкой
Степень разработанности
проблемы. В последние годы вопросами
создания надежной финансовой системы
и проведения государственной финансовой
политики посвящается значительное количество
публикаций. Однако, единства по теоретическим
аспектам этого вопроса не достигнуто.Так,
западные крупные экономисты не дают четкого
определения финансовой политики. С. Фишер,
Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую
политику как самостоятельное понятие.
В то же время они подходят к исследованию
данной темы, расширяя определение фискальной
политики. Аналогично рассматривают указанную
проблему и некоторые другие представители
зарубежных экономических школ. В частности
К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия
финансово-бюджетной и фискальной политики,
определяя их как изменения, вносимые
правительством в порядок государственных
расходов и налогообложения, направленныена
обеспечение полной занятости и неинфляционного
национального продукта.
Марксисты, видят
под финансовой политикой в первую очередь
совокупность государственных мероприятий
по стабилизации финансовых ресурсов,
их распределению и использованию для
осуществления государством его функций,
указывая, что социальная направленность
и эффективность воздействия финансовой
политики на развитие производительных
сил и производственных отношений определяются
объективными закономерностями экономического
развития, общественно-политическим строем
страны.
Цели и задачи работы.
Целью исследования является раскрытие
сущности и структуры современной финансовой
системы в рыночной экономике и тенденции
ее развития. Цель исследования определяет
постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой
системы;
- рассмотрение главного звена финансовой
системы – государственного бюджета;
- выявить основной принцип формирования
финансовой политики государства;
- раскрытие процесса «финансизации» рыночной
экономики.
Использованная информация. При написании
работы были использованы следующие источники
информации:
- монографические статьи;
- учебники и учебные пособия;
- журналы периодической печати;
- всемирная сеть Интернет.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав,
четырех параграфов, заключения и списка
использованной литературы.
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Финансовая
система – это совокупность финансовых
отношений. По природе своей финансовые
отношения являются распределительными,
причем распределение стоимости осуществляется
прежде всего по субъектам. Субъекты формируют
денежные фонды целевого назначения в
зависимости от того, какую роль они играют
в общественном производстве: являются
ли непосредственными его участниками,
организуют ли страховую защиту или осуществляют
государственное регулирование. Именно
роль субъекта в общественном производстве
выступает в качестве первого объективного
критерия классификации финансовых отношений.
В современных условиях роль и значение
государства во всех странах возрастают,
вследствие чего возрастают и затраты
общества на его содержание. Как показывает
практика современной рыночной экономики,
основной причиной этой тенденции является
изменение содержания функций государства
в обществе.
Если причина создания
государства – стремление человека к
разделению труда, то становится ясно,
что главная задача государства та, ради
чего оно первоначально создавалось: оно
должно обеспечить наиболее эффективное
разделение труда. Оно должно создать
систему, обеспечивающую удобное и эффективное
разделение труда с низкой долей затрат
на осуществление товарообмена. Доля затрат
на осуществление товарообмена называется
издержками обращения. В издержки обращения
можно включить все непроизводственные
доходы, возникающие с момента производства
товара до того, как он был потреблен.
Наиболее известная
и эффективная форма реализации системы,
обеспечивающей разделение труда, есть
система товарообмена при помощи денег
– финансовая система.
Финансовая система
не есть только лишь сами по себе деньги.
Она включает в себя весь комплекс отношений
связанных с товарообменом – это и банки,
и схема эмиссии, и механизм размножения
денег (кредитная система), в нее можно
включить и торговые сети и многое другое:
все, что способствует товарному обращению
между субъектами производства.
Система разделения
труда может быть не только денежной, но
и любой другой. Если мы сможем придумать
метод, при помощи которого разделение
труда будет реализовано более эффективно,
нежели при помощи денег, то наверняка
мы можем заменить ей денежную систему.
Например, в условиях войны государство
практически полностью мобилизует промышленность
на военные нужды и вводит директивное
управление экономикой. Ясно, что в таких
условиях нет места свободному товарообмену,
а деньги играют чисто номинальную роль.
Стало быть, механизм
разделения труда, который применяется
в государстве зависит от конкретной ситуации,
в которой находится государство.
Различные формы реализации
финансовой системы по-разному стимулируют
развитие технологий, качество продукции,
удовлетворение нужд потребителей. Допустим,
что одна система создает конкурентную
среду, ведущую к технологическому прогрессу,
но не позволяет сделать количественный
скачок в объемах производства в течение
короткого времени, а другая система действует
наоборот – позволяет совершить быстрый
скачок в короткое время, но не создает
конкурентную среду. Если у нас отсталое
либо разрушенное войной государство,
то мы можем применить второй вариант
финансовой системы на достаточно небольшой
срок. После совершения рывка в объемах
производства, тогда, когда потенциал
этой системы «выдохнется», мы должны
применить первый вариант на неопределенный
исторический срок.
Если мы придумаем
какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую
разделение труда, то она может быть вполне
приемлемой. Единственным критерием ее
приемлемости может быть лишь то, насколько
удобно при этом осуществляется товарообмен,
насколько велики издержки, возникающие
при этом, насколько она стимулирует технический
прогресс.
В любой системе
важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость.
Если мы хорошо изучим конкретную финансовую
систему, то мы можем найти в ней слабое
звено. Оно может быть, на первый взгляд,
весьма незначительным. Если мы воздействуем
на него, мы можем порвать в цепи слабое
звено, дестабилизировать систему и достигнуть
разрушения всей системы.
В современных
условиях финансовая система состоит
их четырех звеньев – государственного
бюджета, муниципальных финансов, финансов
государственных предприятий и специальных
правительственных фондов. В совокупности
они и составляют своеобразную финансовую
основу социально-экономической деятельности
государства [3.с 27].
Разные звенья финансовой
системы обслуживают разные виды финансового
распределения: внутрихозяйственное –
финансами предприятий, внутриотраслевое
– финансами предприятий, комплексов,
ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное
– государственным бюджетом, внебюджетными
фондами.
2.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В любом обществе государство
использует финансы для осуществления
своих функций и задач, достижения определенных
целей. Важную роль в реализации поставленных
целей играет финансовая политика. В процессе
ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются
условия выполнения задач, стоящих перед
обществом; она выступает активным орудием
воздействия на экономические интересы.
Содержание финансовой политики многогранно.
Она включает следующие важнейшие звенья:
- выработку научно обоснованных концепций
развития финансов.
Они формируются на основе изучения
требований экономических законов, всестороннего
анализа состояния развития хозяйства,
перспектив развития производительных
сил и производственных отношений, потребностей
населения;
- определение основных направлений использования
финансов на перспективу и текущий период;
при этом исходят из путей достижения
поставленных целей, предусмотренных
экономической политикой, учитываются
международные факторы, возможности роста
финансовых ресурсов;
- осуществление практических действий,
направленных на достижение поставленных
целей.
Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Например, в последние десятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело к резкому ухудшению финансового положения нашей страны.
Финансовая
система это совокупность финансовых
отношений, связанных с товарообменом.
Финансовая система позволяет наиболее
эффективно достичь одной из главных целей,
ради которых создавалось государство
– разделение труда. На современном этапе
выделяют четыре основных составляющих
финансовой системы: государственный бюджет,
местные финансы, финансы государственных
предприятий и специальные правительственные
фонды.
Государственный бюджет – основное звено
финансовой системы в любом государстве.
Устройство бюджетной системы страны
определяется ее государственным устройством.
Финансовая политика играет важнейшую
роль для достижения целей, поставленных
перед государством. Финансовая политика
определяет основные направления использования
финансов. С помощью финансовой политики
реализуется цель повышения эффективности
использования финансовых ресурсов, достижение
более высокого уровня жизни.