Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:31, контрольная работа
Финансово-правовые отношения являются разновидностью правоотношения, поэтому им и присущи черты последнего.
Можно выделить следующие признаки: во-первых, финансовые правоотношения возникают в соответствии с нормами права, которые указывают условия их возникновения и определяют участников. Во-вторых, носят волевой характер. В-третьих, характерна связь сторон в форме юридических прав и обязанностей. Здесь всегда есть две стороны: одна, обладающая субъективным правом (управомоченная) и другая, несущая соответствующие юридические обязательства (обязанная).
1. Финансовые правоотношения и их отличительные признаки……………...3
2.Виды финансового контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль…………………………………………………………….5
3. Понятие налогов, сборов и пошлин…………………………………………...7
Литература………………………………………………………………………...8
Содержание:
1. Финансовые правоотношения и их отличительные признаки……………...3
2.Виды финансового контроля в зависимости
от субъектов, осуществляющих финансовый
контроль…………………………………………………………
3. Понятие налогов, сборов и пошлин…………………………………………...7
Литература……………………………………………………
1. Финансовые правоотношения и их отличительные признаки.
Финансовые правоотношения — это общественные отношения, возникающие при мобилизации, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированные нормами финансового права.
Финансово-правовые отношения
являются разновидностью правоотношения,
поэтому им и присущи черты последнего.
Можно выделить следующие признаки: во-первых,
финансовые правоотношения возникают
в соответствии с нормами права, которые
указывают условия их возникновения и
определяют участников. Во-вторых, носят
волевой характер. В-третьих, характерна
связь сторон в форме юридических прав
и обязанностей. Здесь всегда есть две
стороны: одна, обладающая субъективным
правом (управомоченная) и другая, несущая
соответствующие юридические обязательства
(обязанная).
Обладая общими с другими правоотношениями
чертами, финансовые правоотношения имеют
особые характеристики, обусловленные
спецификой предмета и метода финансово-правового
регулирования. Финансовые правоотношения
отличаются тем, что:
а) они возникают в процессе финансовой
деятельности государства;
б) одним из субъектов должен быть соответствующий,
возникают они по поводу денег — платежа
в доход государства, государственного
расхода и т.д.
Эти отличительные черты, рассматриваемые
в единстве, придают финансовым правоотношениям
характер государственно-властных имущественных
(денежных) правоотношений.
Финансовое правоотношение,
как и любое иное органически целое образование,
имеет свою строго определенную структуру
(состав), т.е. совокупность составляющих
его взаимосвязанных элементов: субъект,
объект и содержание. Субъекты финансового
правоотношения —
это лица, участвующие в конкретном правоотношении
и являющиеся носителями финансовых обязанностей
и прав, к которым можно отнести все три
основные группы, на которые подразделяются
субъекты права: а) общественно-территориальные
образования; б) коллективные субъекты;
в) индивидуальные субъекты. Но при этом
нельзя забывать о том, что одной из сторон
в финансовом правоотношении всегда будет
выступать государство или его уполномоченный
орган. Субъект финансового правоотношения
связан с субъектом финансового права,
который, реализовав свою правосубъектность,
становится субъектом финансово-правового
отношения.
В основном субъект финансового
права и финансового правоотношения совпадают
в одном лице. Например, физическое лицо,
организация, реализовав свою финансовую
правосубъектность, становятся субъектами
финансового правоотношения. Однако в
ряде случаев субъект финансового права
и субъект финансового правоотношения
могут не совпадать в одном лице.
Главным образом это имеет
место тогда, когда государство как субъект
финансового права вступает в финансовое
правоотношение.
Под объектом финансового
правоотношения следует понимать то, на
что направлено поведение участников
финансового правоотношения, детерминированное
их интересами в рамках принадлежащих
им субъективных прав и обязанностей.
Объектом являются деньги или денежные
обязательства в связи с образованием
и использованием денежных фондов.
Права и обязанности субъектов
финансового правоотношения образуют
юридическое содержание финансового правоотношения.
Субъективное право — это
предусмотренная нормами права мера возможного
поведения участника правоотношения.
Субъективная обязанность — это предусмотренная
нормой права мера должного поведения.
Названные правоотношения
можно классифицировать по ряду оснований.
Так, по материальному содержанию они
делятся на бюджетные, налоговые, в области
страхования, кредита (государственного
и банковского), расчетов, финансовые правоотношения
по поводу регулирования денежного обращения
и валютного законодательства.
В зависимости от характера
финансово-правовых норм, лежащих в основе
финансовых правоотношений, они бывают
материальными и процессуальными. Первые
возникают на основе материальных норм
финансового права и выражают правовой
статус субъектов, участвующих в финансовой
деятельности государства или муниципальных
образований.
В процессуальных финансовых
правоотношениях выражается юридическая
форма, в которой происходит получение
государством в свое распоряжение финансовых
ресурсов, их распределение и использование.
Основанием возникновения,
изменения и прекращения финансовых правоотношений
является юридический факт. Юридические
факты — это конкретные жизненные обстоятельства,
с которыми нормы права связывают возникновение,
изменение или прекращение правоотношений.
Как и в других отраслях права, к юридическим
фактам в финансовом праве относятся действия
(правомерные либо неправомерные) и события.
События — это явления, не зависящие от
воли людей. Например, смерть налогоплательщика.
В отличие от событий действия являются
осознанными и совершаются по воле человека
(Например, правонарушения, договора).
2.Виды финансового контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль.
Государственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственный власти и управления.
Контролю подлежат любые объекты, независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и учреждений. Внутрифирменный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (Бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Общественный финансовый контроль осуществляют отдельные физические лица на добровольных началах. Независимый финансовый контроль — сфера деятельности аудиторских фирм и служб. Обьектом данного вида контроля является деятельность всех экономических субъектов.
Государственный финансовый контроль осуществляется представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами. В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы — парламентскую и административную.
Парламентский контроль
предполагает право соответствующих
представительных органов власти получать
от органов исполнительной власти необходимые
материалы при утверждении
С целью контроля за исполнением
федерального бюджета в 1995 г. была создана
Счетная палата как постоянно
действующий орган
В компетенцию Счетной
палаты входит контроль за своевременным
исполнением доходных и расходных
статей федерального бюджета, законностью
и своевременностью движения средств
бюджета в Центральном банке
и других финансово-кредитных
.Административный контроль осуществляется Министерством финансов Российской Федерации®1, Казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и др.
Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов осуществляет внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей»*, а также осуществляет аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета. Кроме того, департамент контролирует финансовое состояние бюджетных учреждений.
Для осуществления государственного финансового контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля. Министерство РФ по налогам и сборам (ранее — Государственная налоговая служба РФ) занимается систематизацией учета и отчетности, контролем за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке. Его главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах!1*, правильностью их исчисления, своевременностью внесения в бюджеты всех уровней. Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации имеют полномочия в области государственного контроля, связанные с перемещением товаров через границу России.
Казначейство РФ осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей»?, уполномоченных банков и других участников бюджетного процесса.
На региональном уровне финансовый контроль проводится региональными органами государственной власти и финансовыми органами субъектов Российской Федерации. Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется финансовой службой предприятия, в акционерном обществе — ревизионной комиссией.
Контроль в финансовой сфере означает выявление фактического значения финансовых показателей по сравнению с полученным по данным бухучета. При этом выявляются резервы или недостаток средств и причины их возникновения. Речь идет о показателе потока финансов, который характеризуется скоростью оборота, суммой денежных средств за временной интервал, равномерностью или задержками в их движении, правленческие решения всегда направлены, прежде всего, на улучшение параметров потока финансов.
3. Понятие налога, сбора и пошлины.
В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ,
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с частью второй того же Кодекса,
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Литература:
4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
6. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ