Финансовое право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 06:56, реферат

Описание работы

Понятие, предмет и метод регулирования финансового права. Система, принципы и источники финансового права. Нормы финансового права: понятие, особенности, виды и структура.

Файлы: 1 файл

Финансовое право как отрасль российского права.docx

— 34.96 Кб (Скачать файл)

Финансовое право как отрасль российского права 
1)Понятие, предмет и метод регулирования финансового права

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет и метод финансового права

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое законодательство - Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

 

2)Система, принципы  и источники финансового права

Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления.

В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.

Основой всех источников финансового права являются Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства.

      Бюджетный  и Налоговый кодексы - основополагающие  нормативные акты в области  финансовой деятельности государства.

     Финансовая  деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области  этой деятельности. Каждый финансово-правовой  институт регулируется специальными  законами. Большое значение в  финансовой деятельности государства  имеют указы Президента РФ, нормативные  правовые акты глав субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства РФ.

   Немаловажную роль  в регулировании финансовой деятельности  государства играют приказы и  инструкции Министерства финансов  РФ, Министерства РФ по налогам  и сборам, Государственного таможенного  комитета, телеграммы Центрального  банка РФ. Нормативными актами  являются также соглашения между  финансово-кредитными органами по  различным финансовым вопросам.

     К источникам  финансового права относятся  и международные договоры, содержащие  нормы, которые регулируют финансовые  отношения между РФ и другими  государствами. В соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.

     Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущим всей деятельности Российского государства и закрепленными в Конституции РФ. Основные принципы следующие: 

- принцип законности  выражается в том, что весь  процесс создания, распределения  и использования фондов денежных  средств регламентируется нормами  финансового права, соблюдение которых  обеспечивается возможностью применения  к правонарушителям мер государственного  принуждения. В настоящее время  идет обновление финансового  права, приведение норм финансового  законодательства в соответствие  с положениями Конституции РФ  и другими федеральными законами, существенному изменению подлежит  налоговое законодательство; 

- принцип гласности при  осуществлении финансовой деятельности  проявляется в процедуре доведения  до сведения граждан, в том  числе и с помощью средств  массовой информации, содержания  проектов различных финансово-плановых  актов, принятых отчетов об их  выполнении, результатов проверок  и ревизий финансовой деятельности  и т. д.;

-  принцип федерализма  в финансовом праве проявляется  в установлении Конституцией  РФ разграничения компетенции  Российской Федерации и субъектов  РФ в области финансов. В соответствии  с Конституцией РФ в ведении  РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная  эмиссия, федеральные банки, федеральный  бюджет, федеральные налоги и  сборы; 

- к совместному ведению  РФ и субъектов РФ отнесено  установление общих принципов  налогообложения в РФ; 

- процесс дальнейшего  расширения прав субъектов РФ  в финансовой деятельности не  должен нарушать основные конституционные  положения, закрепляющие правомочия  РФ - центра в управлении финансами; 

- принцип плановости в  осуществлении финансовой деятельности  означает, что вся финансовая  деятельность государства базируется  на основе системы финансово-плановых  актов, структура которых, порядок  составления, утверждения и исполнения  закрепляются в соответствующих  нормативных актах. 

      Основными  финансово-плановыми актами являются  федеральный бюджет и бюджеты  субъектов РФ, бюджет Пенсионного  фонда, финансово-плановые акты Фонда  социального страхования, Федерального  и региональных фондов обязательного  медицинского страхования. Финансово-плановым  актом бюджетной организации  является смета расходов.

 

3) Нормы финансового  права: понятие, особенности, виды и  структура

Финансово-правовая норма – установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.

Особенности финансово-правовой нормы:

1)     императивность - в отличие от норм, например  гражданского или трудового права, нормы финансового права носят  государственно-властный характер  и изменению в зависимости  от воли участников финансовых  правоотношений не подлежат;

2) финансово-правовые нормы  регулируют особый вид правоотношений - финансовые.

Классификация финансово-правовых норм:

1) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

2) по характеру воздействия  на поведение субъектов правоотношений:

а) обязывающие - нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);

б) уполномочивающие - диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);

в) запрещающие - в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);

3) по характеру содержащихся  в них предписаний:

а) материальные - финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;

б) процессуальные - нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;

4) по охвату территории  действия:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальных образований;

5) по сроку действия:

а) постоянные;

б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).

Структура финансово-правовой нормы:

1) гипотеза - закрепляет те  обстоятельства, при которых могут  возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения;

2) диспозиция - непосредственно  определяет меру должного поведения  субъектов финансово-правовых отношений;

3) санкция - регулирует меру  ответственности субъектов финансовых  правоотношений за нарушение  законодательных предписаний, закрепленных  в диспозиции.

 

Финансы и финансовая система РФ

1)Сущность и  функции финансов

Финансы – представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

 

Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, возникающие на уровне государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными – денежные отношения, возникающие на уровне предприятий.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, при этом они отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны (стоимость ВВП - потребленные в процессе производства орудий и средств производства).

Сущность финансов проявляется в их функциях, основными из которых являются:

- распределительная

- контрольная

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода в процессе создания основных или первичных доходов (нац. доход - НД). Основные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства, и делятся на:

- зарплату, работающих в сфере материального производства;

- доходы предприятий в  сфере материального производства.

Распределение ВВП происходит с помощью финансовых инструментов.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП, по соответствующим фондам, и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты, выполнение финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий.

Регулирующая функция проявляется посредством вмешательства государства в процесс воспроизводства (госрасходы, налоги, госкредиты).

Стабилизирующая функция. Особое значение имеет вопрос стабильности финансового законодательства, как гарантии проведения инвестиционной политики в производственной сфере.

2)История финансов

Финансы – категория историческая, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. История возникновения финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой государства и его функциями.

Финансы обособляются от общей совокупности денежных отношений лишь в случае возникновения определенных исторических предпосылок:

Первая сводилась к следующему. В результате первых буржуазных революций была существенно ограничена власть монархов. Монархические режимы сохранились, но главы государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной. Последняя стала общегосударственным фондом денежных средств – бюджетом.

Вторая предпосылка – формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер. Возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Наконец, третья предпосылка – налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме. Если ранее государственные доходы формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то к концу ХIХ — началу XX в. на долю денежных налогов приходилось уже 80—90% всех доходов бюджета. Только на этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным в полной мере распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права