Финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере сбора, распределения и использования органами государственной власти и местного самоуправления средств в целях обеспечения выполнения возложенных на эти органы задач и функций. Финансовое право возникло на стыке государственного и административного права. Оно регулирует определенную сферу государственного управления, связанную с распределением и перераспределением национального дохода страны. В этих отношениях проявляется организационная роль органов государственной власти и местного самоуправления, поэтому по характеру они являются властно-имущественными.

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 

Финансовое право — это  совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере сбора, распределения и использования органами государственной власти и местного самоуправления средств в целях обеспечения выполнения возложенных на эти органы задач и функций. Финансовое право возникло на стыке государственного и административного права. Оно регулирует определенную сферу государственного управления, связанную с распределением и перераспределением национального дохода страны. В этих отношениях проявляется организационная роль органов государственной власти и местного самоуправления, поэтому по характеру они являются властно-имущественными. Это главный признак, отличающий финансово-правовые отношения от других отношений денежного характера. Например, отношения государственных сберкасс и граждан, сдающих деньги на хранение, имеют гражданско-правовой характер. Еще одним признаком, отличающим финансовое право от других отраслей, является метод правового регулирования. В финансовом праве используется властный метод воздействия государства на субъекты финансово-правовых отношений. В отличие от государственно-правовых и административно-правовых отношений, субъекты которых имеют определенные рамки для выбора формы поведения, в финансово-правовых отношениях они должны действовать строго в пределах правовых норм. Финансово-правовые отношения строятся на принципе неравенства сторон.

Предметом регулирования финансового  права является бюджетная система Украины, порядок распределения доходов и расходов между ее звеньями; порядок подготовки, принятия и исполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов; система налогообложения, виды, размеры и сроки уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет; основы создания финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков, оказание финансовых услуг и функционирование финансовых учреждений; порядок государственного финансирования и кредитования, образование и погашение государственного внутреннего и внешнего долга; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы. Финансово-правовые отношения могут возникать между государством в целом и его административно-территориальными образованиями (Автономной Республикой Крым, областями, районами, городами, районами в городах, поселками и селами); между центральными и местными органами исполнительной власти и местного самоуправления; государственными финансовыми органами и предприятиями, учреждениями и организациями; между государственными финансовыми органами и населением.

Правовой формой отображения финансовой деятельности государства являются финансово-правовые акты. Они делятся на две большие группы:

  1. Акты органов законодательной власти - Законы; 
  2. Акты органов исполнительной власти - подзаконные акты. 

Можно утверждать, что финансово-правовые акты, в форме которых и осуществляется финансовая деятельность государства — это надлежащим образом принятые органами государственной власти и местного самоуправления соответствующие решения по вопросам финансовой деятельности, которые отнесены к их компетенции и имеют юридические последствия. 
           Форма финансово-правового акта прежде всего зависит от того, какую область финансовой деятельности государства призван регулировать этот акт, какое значение для жизни государства и общества эта деятельность имеет. 
Такими формами могут выступать:  
1. Конституция Украины. 
2. Законы Украины.

3. Указы Президента Украины.

4. Декреты КМУ.

5. Приказы, инструкции или положения Минфина Украины или Государственной налоговой администрации Украины.

6. Методические указания, письма, телеграммы НБУ.

7. Акты органов местного самоуправления.

Финансовая система Украины представлена сложной системой. Она состоит из большого количества сфер и звеньев и только проанализировав  ее  можно  понять как такой сложный механизм может функционировать. Источником и регулятором финансовой системы выступают законодательные и правовые акты. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как

аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые  ресурсы.

Конституция Украины имеет высочайшую юридическую силу. Соответственно, все акты субъектов финансового  права должны отвечать Основному Закону. Акты или их положение, которые противоречат букве или духу Конституции, не являются действующими. Конституция — акт непосредственного действия (ч. 3 ст. 8): принципы и нормы Основного Закона могут регулировать конкретное общественное отношение, в том числе в сфере финансовой деятельности, если они касаются предмета конституционного регулирования. Любое ограничение регулятивного действия норм Конституции есть противозаконным, а виновные в этом органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления, другие субъекты несут юридическую ответственность.

Конституция Украины закрепляет исключительную компетенцию Верховной Рады Украины  в принятии финансового законодательства, в том числе в сфере бюджета, налогов, денежной системы, валютных отношений (ч. 2 ст. 92); закрепляет определяющие принципы построения бюджетной системы (ст. 95); бюджетный период (ст. 96); устанавливает компетенцию Счетной палаты Украины (ст. 98), Национального банка Украины (статьи 99, 100). В Конституции Украины определена компетенция правительства как вышестоящего органа в системе органов исполнительной власти в сфере финансовой деятельности (статьи 116, 117), компетенцию местных государственных администраций (статьи 118, 119).

В Основном Законе (статьи 142, 143) закреплено право органов местного самоуправления на утверждение и выполнение местных бюджетов, на собственную материально-финансовую базу, на установление местных налогов и сборов и т.п.  Ряд других статей Конституции непосредственно или опосредованно связан со сферой финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которое влияет на качество финансового законодательства. Понятно, что конституционные нормы-принципы определяют в соответствующих областях права более четкую детализацию положений, в которых существует интерес государства.

Что касается банковской сферы, то здесь  важное место занимают законы, которые  имеют общее значение для осуществления  хозяйственной деятельности, установление общих основ права собственности, определение правовых оснований и порядка осуществления цивильно-правових соглашений и т.п. К общим можно отнести законы Украины «О хозяйственных обществах», «О предпринимательстве»,  «О ценных бумагах и фондовой бирже», «О собственности» и т.п.

Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, которая объясняется значением бюджета как центрального звена финансовой системы. В 2001 г. в Украине был принят Бюджетный кодекс Украины — первый кодифицированный источник подотрасли финансового права. Так же 2 декабря 2010 года вступил в силу Налоговый кодекс Украины. Он регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время осуществления налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Ряд специальных законов в сфере  бюджетных, налоговых, денежно-кредитных отношений закрепляют высокий уровень нормативно-правового регулирования в сфере финансовой деятельности. Это, в первую очередь, касается таких законов Украины, как:

1. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины».

Он определяет расходы государства на общественные потребности, размер и их целевое направление и принимается на следующий за отчетным год. В этом Законе  предусматриваются формирования в конкретных объемах источников доходов и расходов бюджета, необходимые нормативы отчислений, дотации и субсидии областям, источники покрытия дефицита бюджета (при планировании), текущие объяснения к осуществлению исполнения бюджета

2. Закон Украины «О банках и банковской деятельности».

Этот Закон определяет структуру  банковской системы, экономические, организационные  и правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков. Целью Закона является правовое обеспечение  стабильного развития и деятельности банков в Украине и создание надлежащей конкурентной среды на финансовом рынке, обеспечение защиты законных интересов вкладчиков и клиентов банков, создания благоприятных условий для развития экономики Украины и поддержки отечественного товаропроизводителя.

3. Закон Украины «о  ценных бумагах и фондовом  рынке»

Этот Закон регулирует отношения, возникающие при размещении,

ценных бумаг и осуществление  профессиональной деятельности на фондовом рынке, с целью обеспечения открытости и эффективности

функционирования фондового рынка.

4. Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».

Этот Закон устанавливает общие  правовые основы в сфере предоставления финансовых услуг, осуществление регулятивных и надзорных функций за деятельностью по предоставлению финансовых услуг.

 Целью настоящего Закона  является создание правовых основ  для защиты интересов потребителей  финансовых услуг, правовое обеспечение

деятельности и развития конкурентоспособного рынка финансовых

услуг в Украине, правовое обеспечение единой государственной политики в

финансовом секторе Украины.

5. Закон Украины « Об инвестиционной деятельности».

Настоящий Закон определяет общие  правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.

Он направлен на обеспечение  равной защиты прав, интересов и  имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности, а также на эффективное инвестирование экономики Украины, развития международного экономического сотрудничества и интеграции.

В сфере финансов принят ряд статусных законов, которые определяют правовой статус органов специальной финансовой компетенции, в том числе:

1. Закон Украины «О Счетной палате Украины».

Настоящий Закон согласно Конституции  Украины определяет правовые основы деятельности Счетной палаты, ее статус, функции, полномочия и порядок их осуществления. Счетная палата является постоянно действующим органом контроля, который образуется Верховной Радой Украины, подчинен и подотчетен ей. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства.

2. Закон Украины «О Национальном банке Украины»

Согласно Закону Украины, НБУ является центральным банком страны, одним из органов государственного регулирования, выполняет роль центра эмиссии, проводит  общую политику в сфере обращения наличности, кредитования, укрепления национальной валюты, является главным организатором расчетов между банками, согласовывает функционирование государственной банковской системы, устанавливает курс денежной единицы по отношению к иностранным валютам.

Нормы финансового права содержатся и в указах Президента Украины, в  актах органов исполнительной власти — постановлениях и декретах Кабинета Министров Украины. Эти декреты имеют одинаковую юридическую силу с законами Украины. Такие нормативные документы были приняты в период с 18 ноября 1992 года по 21 мая 1993 года, когда в этот промежуток времени Верховная Рада Украины законом от 18.11.1992 года №2796-ХІІ «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» уполномочила Кабинет Министров принимать такие законодательные акты.

Следует заметить, что действие Декретов распространяется на те виды правоотношений, которые еще не урегулированы законами Украины. Однако принятие закона по определенной категории вопросов, как правило, отменяет действие Декрета. Например, до сих пор действует Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля». Он устанавливает режим осуществления валютных операций на территории Украины, определяет общие принципы валютного

регулирования, полномочия государственных  органов и функции банков и

других финансовых учреждений Украины  в регулировании валютных операций, права и обязанности субъектов валютных отношений, порядок осуществления валютного контроля, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Отдельное место принадлежит актам  органов местного самоуправления и  местной власти, которые касаются сферы финансовой деятельности. В соответствии со ст. 140 Конституции Украины и согласно ст. 2 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» местное самоуправление - это право территориальной громады жителей села (сел), поселка, города самостоятельно или через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

Представительским органом местного самоуправления является выборный орган (совет), который состоит из депутатов и в соответствии с законом наделен правом представлять интересы территориальной громады и принимать от ее имени решения.

Большую группу источников финансового  права представляют акты финансово-кредитных  учреждений:

- Министерство финансов.

Обеспечивает разработку и утверждает в установленном порядке национальные нормы (стандарты) бухгалтерского учета; планы счетов и инструкции об их применении предприятиями, учреждениями и организациями (кроме банков и бюджетных учреждений); типичные формы регистров бухгалтерского учета и финансовой отчетности, методические рекомендации и другие нормативно-методические документы по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, учреждений и организаций (кроме банков и бюджетных учреждений); нормативно-правовые акты по вопросам регуляции учетной политики субъектов государственного сектора экономики.

- Государственное казначейство.

К его компетенции относится  разработка и утверждение нормативно-методических документов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности бюджетных учреждений, организация выполнения бюджетов всех уровней, разработка проектов законодательных и других нормативных актов 

 Некоторые нормативно-правовые  акты выдаются такими органами  совместно с другими государственными или экономическими органами (например, общие постановления Кабинета Министров Украины и НБУ) в зависимости от содержания отношений, которые регулируются.

Информация о работе Финансовое право