Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:03, реферат
Описание работы
Финансовое право – это самостоятельная отрасль российского права, отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. Помимо отмеченного, финансовое право относится к праву публичному, т.е. оно регулирует отношения, имеющие ярко выраженный общественный интерес. Существование и развитие финансового права как отрасли права обусловило возникновение и развитие одноименной правовой науки.
Вместе
с изменением системы мобилизации
денежных накоплений предприятий в бюджет
увеличилась часть прибыли, оставляемая в хозяйстве
на собственные потребности. Но одновременно
изменялись и источники финансирования
капитальных вложений и восполнения недостатка
собственных оборотных средств предприятий.
До 1965 г. преимущественным методом предоставления
средств на капитальные вложения было
безвозвратное финансирование за счет
бюджетных ассигнований. Теперь же в первую
очередь стали привлекаться собственные
средства (самофинансирование затрат
но расширенному воспроизводству основных
фондов) и банковский кредит.
Бюджетные ассигнования
на капитальные вложения выделялись лишь
вновь строящимся предприятиям, затраты
на строительство которых окупались в
срок, превышающий пять лет, и планово-убыточным
и малорентабельным предприятиям при
недостаточности у них собственных средств.Несколько
изменился порядок использования амортизационного
фонда. Часть амортизационных отчислений,
предназначенных для полного восстановления
основных фондов (дифференцированно, по
отраслям промышленности в пределах от
30 до 50%), оставлялась в распоряжении предприятия
и включалась в фонд
развития производства, ставший новым
источником финансирования капитальных
вложений по внедрению новой техники,
механизации, автоматизации, совершенствованию
технологии производства.Прекращалось
возмещение за счет средств бюджета недостатка
собственных оборотных средств, образующегося
по вине предприятий. Они обязывались
возмещать недостаток оборотных средств
путем проведения организационно-технических
мероприятий, обеспечивающих в последующие
периоды получение сверхплановой прибыли
(при таком условии может быть получена
банковская ссуда), а в необходимых случаях
также за счет временного снижения отчислений
от прибыли в фонды предприятия в размере
до 30%.Изменялись взаимоотношения предприятий
с бюджетом и порядок распределения прибыли.
Балансовая прибыль предприятий за вычетом
прибыли от подсобного хозяйства, от реализации
товаров широкого потребления и другой
прибыли целевого назначения, распределяемой
в особом порядке, направлялась, прежде
всего, в государственный бюджет в форме
платы за фонды и фиксированных (рентных)
платежей и в банк в виде процента за кредит.
После внесения этих первоочередных платежей
определялась расчетная прибыль. Затем
прибыль направлялась на формирование
фондов экономического стимулирования:
фонда материального поощрения, фонда
социально-культурных мероприятий и жилищного
строительства и фонда развития производства
После этого прибыль использовалась на
собственные плановые потребности и, прежде
всего, на обеспечение процесса расширенного
социалистического воспроизводства, на
финансирование капитальных вложений,
прироста собственных оборотных средств,
погашение банковских ссуд. Направлялась
прибыль и на покрытие плановых убытков
жилищно-коммунального хозяйства, на расходы
по содержанию пионерских лагерей и другие
плановые расходы. Оставшаяся после покрытия
всех этих расходов часть прибыли подлежала
взносу в бюджет в виде свободного остатка
прибыли.Новый порядок распределения
прибыли предусматривал первоочередное
выполнение финансовых обязательств перед
государством, экономическое стимулирование
лучших результатов финансово-хозяйственной
деятельности и максимальное покрытие
собственными средствами потребностей
расширенного воспроизводства. Прибыль
стала источником образования фондов
экономического стимулирования, размер
которых зависел от фондообразующих показателей
— объема реализации (или прибыли) и уровня
рентабельности, предусмотренных в плане.
По ним устанавливались стабильные на
ряд лет и дифференцированные по отраслям
нормативы в процентах к фонду заработной
платы (для двух первых — поощрительных
фондов) и к среднегодовой стоимости производственных
основных фондов (для фонда развития производства).
Финансовые
ресурсы, концентрируемые в поощрительных
фондах и в фонде развития производства,
и соответствующие права по их расходованию
должны быть использованы предприятиями,
объединениями, главными отраслевыми
управлениями и министерствами для ускорения
темпов роста производства и повышения
его эффективности через воздействие
на экономические интересы трудовых коллективов
и отдельных работников в наращивании
массы чистого дохода, прежде всего, прибыли.
Новая
система хозяйствования, перевод
предприятий и главных управлений
на полный хозяйственный расчет с внедрением
новых принципов планирования
и экономического стимулирования (все
эти меры в экономической литературе определяются
как хозяйственная или экономическая
реформа 1965 г.) внесли существенные
изменения в функционирование финансов
предприятий, создали предпосылки для
более полной мобилизации внутренних
резервов производства, для усиления роли
финансов в интенсификации производства.Существенные
изменения произошли в финансовых отношениях
с сельским хозяйством В соответствии
с решениями мартовского (1965 г) и июльского
(1970 г) Пленумов ЦК КПСС, сыгравшими огромную
роль в укреплении экономики сельского
хозяйства, колхозам оказывалась значительная
финансовая помощь путем списания задолженности
по подоходному налогу и банковским ссудам,
был изменен порядок обложения колхозов
подоходным налогом, усовершенствована
система государственного страхования
имущества колхозов. Колхозы были переведены
на прямое банковское кредитование, расширено
участие долгосрочного и краткосрочного
кредитов в затратах на расширенное социалистическое
воспроизводство, изменился порядок распределения
валового дохода колхозов, введена гарантированная
денежная система оплаты труда колхозников,
система экономического стимулирования
повышения эффективности производства
сельскохозяйственной продукции.Реализация
планов социально-экономического развития
в немалой степени зависит от того, насколько
достоверно определены финансовые ресурсы
государства, как выполняются задания
по их формированию и реализуются планы
финансирования экономических и социальных
программ. Для обеспечения более глубокого
обоснования финансовой программы государства
предусматривался комплексный подход
к совершенствованию перспективного финансового
планирования, учитывающий все стороны
финансово-кредитных отношений в народном
хозяйстве и на всех уровнях управления.
В соответствии с этим, начиная с одиннадцатой
пятилетки, в составе Государственного
плана экономического и социального развития
СССР стал разрабатываться на пятилетие
с разбивкой по годам сводный
финансовый баланс государства с выделением
главных источников формирования финансовый
ресурсов, направлений их использования,
необходимых финансовых резервов.Одновременно
составлялись (тоже на пятилетие с разбивкой
по годам пятилетки) сводные расчеты доходов
и расходов Государственного бюджета
СССР, расчеты долгосрочного и краткосрочного
кредитов, балансы доходов и расходов
населения, финансовые планы министерств,
объединений, предприятий. Предусмотрено
было разработать новую систему плановых
показателей, более правильно сочетающую
стоимостные и натуральные, количественные
и качественные показатели и ориентирующую
все звенья управления отраслью на улучшение
конечных народ- нехозяйственных результатов,
рост эффективности производства И рациональное
использование трудовых, материальных
и финансовых ресурсов.
Совершенствование
финансового планирования сочеталось
с мероприятиями по повышению
действенности и целенаправленности
финансово-кредитных рычагов.
Для
повышения стимулирующей роли платежей
предприятий и объединений в государственный
бюджет и обеспечения более эффективного
использования материальных, трудовых
и природных ресурсов предусматривалось
усиление принципа платности использования
производственных ресурсов. На это было
направлено совершенствование порядка
взимания платы за основные производственные
фонды и нормируемые оборотные средства,
увеличение тарифов отчислений от себестоимости
продукции на государственное социальное
страхование, введение платы за воду, забираемую
из водохозяйственных систем, а также
штрафов за сброс неочищенных и недостаточно
очищенных сточных вод, более полное включение
в себестоимость и в оптовые цены на промышленную
продукцию, затрат на возмещение геологоразведочных
работ, повышение размера платы за древесину,
отпускаемую на корню (до 1982 г. попенная
плата), учет кадастровой оценки выделяемых
под застройку земельных участков.
В финансовом
планировании и экономическом стимулировании
усиливалось нормативное начало. В соответствии
с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 12 июля 1979 г.
в пятилетних планах министерствам, объединениям
и предприятиям утверждались задания
по общей сумме прибыли (а в отдельных
отраслях — снижение себестоимости продукции)
и нормативы ее распределения, нормативы
заработной платы на рубль продукции,
лимиты государственных капитальных вложений,
платежи в государственный бюджет и ассигнования
из бюджета, а также нормативы образования
фондов экономического стимулирования,
единого фонда развития науки и техники
(для министерств).Среди мер по совершенствованию
системы финансирования работ по науке
и технике и стимулированию научно-технического
прогресса важнейшими стали создание
в министерствах и ведомствах единого
фонда развития науки и техники; расширение
кредитования затрат на подготовку и освоение
производства новых видов продукции и
новых технологических процессов; перевод
научных и проектно-конструкторских организаций
на новую прогрессивную форму расчетов
по законченным и принятым заказчиком
работам; создание в научных организациях
фондов экономического стимулирования;
изменение механизма распределения дополнительной
прибыли, получаемой за счет надбавок
к оптовым ценам на новую высокоэффективную
продукцию, расширение практики взимания
фиксированных платежей.
1.3 Пути совершенствования финансового права в Российской Федерации
Роль
финансового контроля в создании
адекватной современным экономическим
условиям системы управления финансами
трудно переоценить. В связи с этим большое
значение приобретает необходимость совершенствования
финансового контроля с целью повышения
его действенности и эффективности, т.е.
увеличения адекватности достигнутых
в процессе осуществления контроля положительных
результатов намеченным целям с одновременным
учетом произведенных затрат (времени,
материальных и денежных средств, трудовых
ресурсов и т.д.).Совершенствование финансового
контроля в РФ должно осуществляться по
следующим основным направлениям. Создание
методологических основ финансового контроля
в РФ как важнейшей составляющей общенационального
контроля позволит всем субъектам контроля
и субъектам хозяйствования получить
четкие ориентиры в процессе определения
и реализации своих задач, функций, полномочий,
а также определить цели, задачи, принципы,
этические нормы финансового контроля
и т.п. Следует также законодательно определить:
виды финансового контроля, субъекты и
объекты финансового контроля, разделить
сферы внешнего и внутреннего финансового
контроля. Отсутствие общих подходов к
классификации финансового контроля,
единой терминологии в части определения
таких ключевых понятий, как вид, форма,
методы контроля, создает трудности в
разработке и применении нормативно-правовых
актов (методических документов контролирующих
органов и т.п.), способствует возникновению
ряда спорных ситуаций, например, в отношении
мер ответственности за финансовые нарушения.
Необходимо также завершить разработку
единой кодифицированной системы стандартов
финансового контроля, используя опыт
Счетной палаты РФ.
В
вопросах совершенствования финансового
контроля большая роль принадлежит
различным профессиональным ассоциациям,
объединениям органов финансового
контроля, деятельность которых позволит
решать, как отдельные вопросы осуществления
того или иного вида финансового контроля
в РФ, так и ключевые вопросы методологии
финансового контроля.Ключевым направлением
совершенствования государственного
финансового контроля как важнейшей составляющей
финансового контроля в РФ и повышения
его эффективности является принятие
единой концепции государственного финансового
контроля в РФ, которая должна установить
единые методологические и правовые основы
осуществления государственного финансового
контроля в РФ, определить систему органов,
осуществляющих контроль, а также механизм
их взаимодействия. В рамках этих вопросов
необходима разработка научно-методических
основ оценки эффективности деятельности
органов государственного финансового
контроля и их сотрудников.В современных
условиях отсутствует механизм взаимодействия
органов государственного финансового
контроля и законодательной (представительной)
и исполнительной власти, разработка которого
является ключевым вопросом организации
государственного финансового контроля
в РФ. Важным вопросом является также определение
органа, обладающего статусом высшего
контрольного органа. Кроме того, необходимо
четко определить статус органов государственного
финансового контроля по отношению к органам
аудиторского контроля, законодательно
закрепив их приоритет в вопросах методологии
финансового контроля. До сих пор не решен
вопрос о необходимости разработки основополагающих
правовых актов, таких как Федеральный
закон о государственном финансовом контроле
в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.
В
целях повышения эффективности
расходования государственных средств
перспективным направлением совершенствования
контроля является переход к аудиту
эффективности государственных
расходов, который представляет собой
направление деятельности контрольных
органов, предполагающее анализ результативности
и экономности использования государственных
средств, оценку возможных резервов их
роста и обоснованности расходования.
В настоящее время отсутствует единая
методика проведения аудита эффективности
государственных расходов, не определены
критерии и показатели эффективности
использования государственных средств.
Требует завершения работа по конкретизации
и законодательному закреплению критериев
неэффективного использования бюджетных
средств, распоряжения государственной
собственностью, а также ответственность
за их неэффективное использование.
Значительную
долю в общем объеме финансовых нарушений,
выявляемых в ходе осуществления
финансового контроля, является нецелевое
использование бюджетных средств.
При этом недостаточно четко определены
основания, по которым использование бюджетных
средств может трактоваться как нецелевое,
а также отсутствуют правовые механизмы,
которые должны быть направлены на усиление
мер ответственности за нецелевое и неэффективное
расходование государственных средств.
Важной
проблемой осуществления контроля
является низкий процент возврата бюджетных
средств по результатам проведенных
ревизий и проверок. В связи
с этим необходимо принять комплекс
мер: по повышению уровня результативности
контрольных мероприятий, направленных
на уточнение ответственности государственных
должностных лиц за нарушение требований
закона об исполнении бюджетов и внебюджетных
фондов и о распоряжении государственной
собственностью; по повышению ответственности
должностных лиц за неисполнение предписаний
контрольных органов; по установлению
правовых норм, закрепляющих механизм
возврата бюджетных средств и ответственности
должностных лиц за предоставление необеспеченных
бюджетных кредитов и ссуд и т.п.. Для повышения
эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной
деятельности как одного из основных методов
финансового контроля необходимо в законодательном
порядке закрепить основы проведения
ревизии, определив цель и задачи ревизии,
порядок ее проведения; состав органов,
имеющих Право на проведение ревизии,
их права и обязанности; определить права
и обязанности ревизуемых организаций
и т.п..
Важным
вопросом совершенствования контроля
является исключение дублирования действий
контрольных органов, заключающееся
в совершении различными органами своих
функций в отношении одних и тех же объектов
контроля, — Министерства финансов РФ,
органов федерального казначейства, Счетной
палаты РФ, контрольных органов, созданных
главными распорядителями и распорядителями
бюджетных средств при осуществлении
последующего финансового контроля.
Органы
налогового и таможенного контроля
должны более тесно взаимодействовать
с контрольными органами исполнительной
власти, прежде всего с органами
федерального казначейства и Счетной
палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности
налогового контроля будут способствовать:
решение задач, связанных с разработкой
форм и методов контрольной работы в отношении
налогоплательщиков, представляющих «нулевые
балансы» или не представляющих налоговую
отчетность; дальнейшее развитие налогового
администрирования, и в первую очередь
для субъектов хозяйствования, осуществляющих
деятельность в приоритетных для данного
региона направлениях деятельности; введение
системы косвенного контроля, в основу
которой положена оценка риска неуплаты
налогов и других обязательных платежей;
расширение направлений взаимодействия
с общественными организациями налогоплательщиков;
совершенствование программного обеспечения
процедуры камеральных проверок, а также
стандартизация процедуры выездных и
встречных проверок и др.
Использование
новых информационных технологий должно
стать фактором повышения совершенствования
эффективности государственного финансового
контроля. Информатизация деятельности
органов государственной власти
и государственного финансового контроля
на основе передовых технологий открывает
перспективы повышения эффективности
использования государственных ресурсов.
С появлением новых информационных технологий
станет возможным в полной мере обеспечить
открытость бюджетов всех уровней, возможность
в реальном масштабе времени контролировать
расходы и доходы каждого получателя бюджетных
средств. Наличие оперативной информации
о финансово-хозяйственной деятельности
всех участников бюджетного процесса
будет способствовать предупреждению
нарушений финансово-хозяйственной деятельности.
Для формирования единого информационного
пространства необходима информационная
совместимость результатов деятельности
контрольных органов, автоматизация учета
контрольных мероприятий и обеспечение
обмена соответствующей информацией между
контрольными органами и т.п.