Финансовые правоотношения: понятия, особенности, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные и многообразные со¬циальные взаимоотношения. Среди них финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней.
В результате правовой регламентации фи¬нансовых отношений государство придает им юридическую формализованность и финансовые отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся право-выми.

Содержание работы

Введение
1.Финансовые правоотношения, их особенности
2.Классификация финансовых правоотношений
2.1. Бюджетные правоотношения
2.2. Налоговые правоотношения
2.3. Отношения по страхованию
2.4. Валютные правоотношения
2.5 Правоотношения в области банковской деятельности
3. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)
  • бюджетные правоотношения
  • налоговые правоотношения
  • отношения по страхованию
  • валютные правоотношения
  • правоотношения в области банковской деятельности

 

    1. Бюджетные правоотношения

 

Бюджетное право  является важнейшей подотраслью финансового права, с которой так или иначе связаны все составные части финансового права – его подотрасли, разделы, институты. Роль бюджетного права в системе финансового права обусловлена той ролью, которую играют в реальной жизни общественные отношения, урегулированные нормами данной подотрасли финансового права, т.е. определяются сущностью предмета правового регулирования. Предметом бюджетного права и являются общественные отношения, которые возникают при создании, распределении и использовании важнейшего централизованного денежного фонда государства (РФ и её субъектов). Таким централизованным фондом является бюджет государства (федеральный или региональный).

В юридической  и экономической литературе понятие  «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Он определяется как экономическая  категория, т.е. совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств или муниципального фонда денежных средств. Как правовая категория бюджет – это основной финансовый план государства или  муниципального самоуправления, роспись  его доходов и расходов. В Бюджетном  кодексе Российской Федерации содержится легальное определение бюджета. Он определяется как форма образования  и расходования денежных средств, предназначенная для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет государства  имеет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (именуемый Федеральным) и бюджеты субъектов Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, её обороноспособность и др. потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития РФ на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении РФ. Федеральному бюджету придаётся высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов, местного самоуправления в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения.

Таким образом бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

К особенностям бюджетных правоотношений можно  отнести то, что возникают они  в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда  на соответствующей территории, а  также: права и обязанности субъектов  правоотношений обусловлены формированием  и использованием бюджета как  основного финансового плана  государства.

Субъекты  данных правоотношений – это носители бюджетных прав и обязанностей в  области бюджета, а в узком  смысле – субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные  правоотношения. Это, например, РФ и  её субъекты; органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

Значение  бюджетного права и правоотношений в этой области определяется той  важной ролью, которую играет бюджет государства и местного самоуправления в развитии общества.

 

    1.  Налоговые правоотношения

 

Существуют  различные доктринальные определения  налога, разработанные представителями  как юридической, так и экономической  науки. Несмотря на некоторые различия, все они указывают на ряд общих  признаков, характерных для данного  института:

1) отчуждение  при уплате налога части собственности  физических и юридических лиц  (денежных средств, принадлежащих  им на праве хозяйственного  ведения или оперативного управления) в пользу публично-правового образования; 

2) законность  установления и введения налога;

3) обязательность  уплаты налога при наличии  определённых в законе условий,  обеспечиваемая силой государства; 

4) индивидуальная  безвозмездность; 

5) внесение  в бюджет публичного образования  либо во внебюджетный фонд.

Законодательное же определение налога дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

НК РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 НК РФ). Налоговые правоотношения - урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Правоотношения  по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в  связи с взиманием налогов. В  них участвуют органы государственной  власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством  порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному  в Конституции РФ разграничению  предметов ведения РФ и субъектов  РФ, правовому статусу муниципальных  образований. Кроме того, в связи  с установлением налогов возникают  правоотношения между представительными  и исполнительными органами власти.

В налоговых  правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные  организации – банки, которые  принимают и зачисляют налоговые  платежи на счета соответствующих  бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.

Налог должен быть точно определён, а не произволен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор  информации, который позволил бы конкретно  указать:

1) обязанное  лицо, размер налогового обязательства  и порядок его исполнения;

2) границы  требований государства в отношении  имущества налогоплательщика. Поэтому  установить налог – это значит  установить и определить все  существенные элементы его юридического  состава (налогоплательщик, объект  и предмет налога, налоговый период  и т.д.).

Объект налогообложения  – это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают  обязанность субъекта заплатить  налог.

Налоговая база количественно выражает предмет  налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку  это величина, к которой непосредственно  применяется ставка налога, по которой  исчисляется его сумма. Налоговая  база необходима именно для исчисления налога. Но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим  обязанность уплатить налог (объектом налогообложения). НК РФ определяет налоговую  базу как стоимостную, физическую или  иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая санкция  представляет собой конкретную меру ответственности за совершение налогового правонарушения. НК РФ устанавливает  налоговые санкции только в виде такой меры имущественного характера  как штраф.

Основные  правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены  ст. 104, 105 и 115 НК РФ. Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющимся предпринимателем.

Кодекс устанавливает  обязанность налогового органа до обращения  в суд предложить налогоплательщику  добровольно уплатить соответствующую  сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104).

Статья 57 Конституции  РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы». Установить налог  и сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на законных основаниях, не могут считаться «законно установленными». Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого  акта органа исполнительной власти.

 

2.3. Отношения по страхованию

 

Страхование как система защиты имущественных  интересов граждан, организаций  и государства является необходимым  элементом социально-экономической  системы общества.

Правовое  понятие страхования дается в  Законе РФ от 29 ноября 1992 года № 4015-1 «Об  организации страхового дела в Российской Федерации»2. Это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (ст.2).

Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов  в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает  позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает  бюджет от расходов на возмещение убытков  при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.

Характерными  чертами страховых правоотношений являются:

1) не постоянный, а вероятностный характер отношений, т.е. понятно, что при страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая, ни размер убытков.

2) возвратность средств. Страховые платежи после объединения в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов на услуги страховой компании) выплате самим же страхователем.

3) строго очерченный характер перераспределительных отношений. Такие отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования – юридические лица – аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счёт которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц.

4) целевое использование создаваемого фонда. Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в строго определённых случаях, обусловленных условиями договора страхования. Порядок заключения и условия закреплены и регулируются нормами гражданского права.

Предупредительная функция страхования в правоотношениях  заключается в том, что страховые  компании вправе использовать временно свободные средства страхователей  на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков  страхователей. Восстановительная (защитная) функция проявляется в том, что  в случае наступления страхового случая и выплаты определённой, обусловленной  договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесённых юридическими или физическими лицами. Контрольная функция проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определённые цели, используются в строго определённых случаях и строго определённым кругом субъектов.

Сложный характер взаимоотношении при страховании, участие в этих отношениях государственных  органов предопределили изменения  в этой области, регулируемой несколькими  отраслями права, в частности  гражданским и финансовым. Гражданское право регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации), финансовое – отношения, основанные на государственно-властных велениях.

Отношения в  области страхования, регулируемые нормами финансового права, в  зависимости от их участников принято  классифицировать на следующие виды:

1) отношения между государством в лице правительства РФ и федеральными органами исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в РФ.

Информация о работе Финансовые правоотношения: понятия, особенности, виды