Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:01, контрольная работа
Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности.
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Новосибирский институт экономики и менеджмента
Кафедра Менеджмента организации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансовое право»
по теме «Финансовые правоотношения»
Выполнила : Хуснутдинова Н. Ю.
Группа М-60
Проверил : _____________________
Новосибирск 2013
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.
Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение финансовых ресурсов.
Следующая особенность финансовых
правоотношений состоит в том, что
одной из сторон в них всегда выступает
государство и его
В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.
В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.
Между процессуальными и
материальными финансовыми
Методы финансового контроля — это приемы исследования учетной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации.
Относительно финансового
контроля можно выделить шесть основных
методов: наблюдение, обследование, анализ,
проверка, ревизия и финансово-
Наблюдение
представляет собой ознакомление с деятельностью
объекта контроля без применения сложных
комплексных приемов получения и оценки
информации.
Обследование
является одним из основных методов предварительного
финансового контроля и направлено на
исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной
деятельности. Обследование применяется
для оперативного выявления соблюдения
финансовой дисциплины, а также определения
целесообразности всесторонней более
глубокой проверки подконтрольного объекта.
Основной целью обследования являются
общий анализ финансово-хозяйственной
деятельности и выявление ее недостатков.
Реализация названной цели достигается
путем решения следующих задач: исследования
(мониторинга) финансовой документации;
выявления финансового состояния объекта
проверки; проверки соблюдения нормативных
актов в сфере исполнения бюджетных назначений
и правильности их оформления; оценки
уровня обоснованности и целевого назначения
государственных (муниципальных) расходов
и т. д.
Анализ
представляет собой специальный метод
контроля достоверности финансовой документации
с использованием аналитических приемов
математики. Как правило, объектом финансового
анализа являются бухгалтерские счета
и балансы, а главной задачей – выявление
полноты и своевременности отражения
в учете и отчетности налогооблагаемой
базы. Данный метод финансового контроля
осуществляется финансовыми органами,
ведущими расчеты хозяйствующих субъектов
по платежам в бюджет и во внебюджетные
фонды (налоговыми органами, внебюджетными
фондами и т. д.).
В результате анализа финансовой деятельности
контролируемого объекта производится
доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой
базы, что значительно влияет на рост доходов
государственных или муниципальных бюджетов.
Проверка
представляет собой один из основных методов
финансового контроля и предусматривает
исследование определенного круга вопросов
с целью выявления нарушений финансового
законодательства. В ходе осуществления
проверки контролирующие органы более
глубоко анализируют финансовую деятельность
объекта, привлекая максимальное количество
документальных источников информации.
Объектом проверки может быть любая финансовая
операция, совершенная территориальными,
коллективными или индивидуальными субъектами
финансовых правоотношений. Субъектами,
имеющими права на проведение проверок,
являются практически все органы и агенты
финансового контроля. Так, Счетная палата
РФ контролирует своевременное исполнение
доходных и расходных статей федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов; Федеральное казначейство проверяет
использование средств федерального бюджета;
Центральный банк РФ контролирует осуществление
банковских операций, проводит инвентаризацию
валютных и иных ценностей, находящихся
в денежных хранилищах и кассах кредитных
организаций и т. д.
В зависимости от различных оснований
проверки подразделяются на комплексные,
тематические, документальные, камеральные,
выездные, встречные и др.
Формой завершения проверки служит акт
о выявленных нарушениях (акт проверки)
или (в случае отсутствия нарушений) письменное
заключение проверяющего. В акте проверки
отражаются все основные выявленные нарушения
и недостатки в целях последующего рассмотрения
дела компетентным органом (должностным
лицом). На основании изложенных в акте
фактических данных руководитель контролирующего
органа вправе принять одно из решений:
о направлении проверяемому субъекту
предписаний об устранении выявленных
нарушений финансового законодательства;
о применении к нарушителю мер ответственности
в соответствии с возложенной компетенцией;
о направлении материалов дела в иной
компетентный орган финансового контроля;
о предъявлении иска в суд в защиту нарушенных
прав государства (муниципального образования).
При вынесении решения о привлечении подконтрольного
объекта к ответственности акт проверки
имеет доказательственную силу, однако
указанные в нем факты должны быть исследованы
в ходе судебного разбирательства.
Ревизия
представляет собой комплексную проверку,
направленную на взаимосвязанное изучение
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, организаций, учреждений,
граждан-предпринимателей и др. Характерными
чертами ревизии являются максимальный
охват экономических и юридических сторон
деятельности, участие в ее производстве
экспертов и специалистов, сочетание различных
приемов финансового контроля. Ревизия
осуществляется с целью выявления законности,
достоверности и целесообразности финансовых
операций, что достигается в ходе контроля
за следующими сферами финансово-хозяйственной
деятельности: соблюдением финансовой
дисциплины; рациональным использованием
государственных денежных средств; сохранностью
материальных и денежных ресурсов; правильностью
ведения бухгалтерского учета и составления
отчетности и др.
Проведение ревизии требует оперативности,
высокой квалификации сотрудников проверяющего
органа, четкого механизма их взаимодействия,
поэтому комплексные проверки осуществляются,
как правило, специальными органами финансового
контроля – Счетной палатой РФ, Министерством
финансов РФ, Центральным банком РФ и др.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:
Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:
1. Президент РФ;
2. органы законодательной власти;
3. органы исполнительной власти (высшие
должностные лица субъектов РФ, главы
местного самоуправления, финансовые
органы, органы, осуществляющие сбор доходов
бюджетов, другие уполномоченные органы);
4. органы денежно-кредитного регулирования;
5. органы государственного и муниципального
финансового контроля;
6. государственные внебюджетные фонды;
7. главные распорядители и распорядители
бюджетных средств;
8. иные органы, на которые законодательством
возложены бюджетные, налоговые и иные
полномочия.
Участниками бюджетного процесса также
являются бюджетные учреждения, государственные
и муниципальные унитарные предприятия,
другие получатели бюджетных средств,
а также кредитные организации, осуществляющие
отдельные операции со средствами бюджетов.
Законодательные органы,
представительные органы местного самоуправления:
• рассматривают и утверждают бюджеты
и отчеты об их исполнении;
• осуществляют последующий контроль
за исполнением бюджетов;
• формируют и определяют правовой статус
органов, осуществляющих контроль за исполнением
бюджетов соответствующих уровней бюджетной
системы;
• осуществляют другие полномочия в соответствии
с бюджетным законодательством.
Законодательные органы не имеют права
создавать свои резервные фонды, а также
выполнять отдельные функции по исполнению
бюджетов (за исключением органов местного
самоуправления, совмещающих функции
законодательных и исполнительных органов).
Органы исполнительной
власти, органы местного самоуправления
осуществляют:
• составление проекта бюджета, внесение
его с необходимыми документами и материалами
на утверждение законодательного органа,
представительного органа местного самоуправления;
• исполнение бюджета, в том числе сбор
доходов, управление государственным,
муниципальным долгом;
• ведомственный контроль за исполнением
бюджета;
• составление отчета об исполнении бюджета
для утверждения законодательными органами;
• другие полномочия.
Центральный банк РФ наделен следующими
бюджетными полномочиями. Совместно с
Правительством РФ он разрабатывает и
представляет на рассмотрение Государственной
Думы основные направления денежно-кредитной
политики. ЦБ РФ обслуживает счета бюджетов,
а также осуществляет функции генерального
агента по государственным ценным бумагам
РФ.
Кредитные организации могут осуществлять
отдельные операции со средствами бюджета,
например, привлекаться для осуществления
операций по предоставлению средств бюджета
на возвратной основе. Они выполняют бюджетные
функции ЦБ РФ, если на соответствующей
территории нет учреждений ЦБ РФ или последние
не могут выполнять эти функции.
Субъекты РФ, муниципальные образования
вправе открывать счета в банках, обслуживающих
расчеты по сделкам, совершаемым с государственными
ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными
ценными бумагами, а также осуществляющих
расчеты.
Органы государственного, муниципального
финансового контроля, осуществляют контроль
за исполнением соответствующих бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов, проводят экспертизы проектов
указанных бюджетов, федеральных и региональных
целевых программ и иных нормативных правовых
актов бюджетного законодательства. Они
осуществляют предварительный, текущий
и последующий контроль за исполнением
бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.
Главным распорядителем бюджетных средств
является орган власти РФ, имеющий право
распределять средства федерального бюджета
по подведомственным распорядителям и
получателям этих средств. Он определен
ведомственной классификацией расходов
федерального бюджета. Аналогично определяется
главный распорядитель средств бюджета
субъекта РФ, средств местного бюджета.
Главный распорядитель:
• представляет государство в договорах
о выделении бюджетных средств на возвратной
основе, государственных или муниципальных
гарантий, бюджетных инвестиций;
• определяет задания по предоставлению
государственных или муниципальных услуг
для подведомственных распорядителей
и получателей с учетом нормативов финансовых
затрат;
• утверждает сметы доходов и расходов
подведомственных бюджетных учреждений;
• составляет бюджетную роспись, распределяет
лимиты бюджетных обязательств по подведомственным
распорядителям и получателям средств
и исполняет соответствующую часть бюджета;
• вносит изменения в утвержденную смету
доходов и расходов бюджетного учреждения
в части распределения средств между ее
статьями с уведомлением органа, исполняющего
бюджет (на основании мотивированного
представления бюджетного учреждения);
• осуществляет контроль получателей
бюджетных средств в части обеспечения
их целевого использования, своевременного
их возврата, предоставления отчетности,
выполнения заданий по предоставлению
государственных или муниципальных услуг;
• осуществляет контроль за использованием
бюджетных средств их распорядителями,
бюджетными учреждениями и другими получателями,
государственными и муниципальными унитарными
предприятиями, которым передана на праве
хозяйственного ведения или в оперативное
управление собственность соответственно
РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Непосредственное проведение контроля
за использованием бюджетных средств
унитарными предприятиями осуществляется
по инициативе главного распорядителя
органами финансового контроля;
• готовит и представляет органу, ответственному
за контроль исполнения бюджета, сводный
отчет об исполнении бюджета по выделенным
средствам, сводную смету доходов и расходов,
а также отчет о выполнении задания по
предоставлению государственных или муниципальных
услуг;
• выступает в суде от имени казны РФ:
- по искам о возмещении вреда, причиненного
незаконными решениями и действиями (бездействием)
соответствующих должностных лиц и органов;
- по искам подведомственных предприятий
и учреждений, предъявляемым в порядке
субсидиарной ответственности.
Распорядителем бюджетных средств является
орган государственной власти или орган
местного самоуправления, имеющие право
распределять бюджетные средства по подведомственным
получателям.
Бюджетное законодательство,
наделяя главного распорядителя и распорядителя
бюджетных средств широкими полномочия
ми, устанавливает их ответственность
за:
• целевое использование выделенных в
их распоряжение средств;
• достоверность и своевременное представление
установленной отчетности и другой информации,
связанной с исполнением бюджета;
• своевременное составление бюджетной
росписи и лимитов бюджетных обязательств
по подведомственным получателям и распорядителям
средств;
• своевременное представление бюджетной
росписи и лимитов бюджетных обязательств
по подведомственным получателям и распорядителям
средств в орган, исполняющий бюджет;
• утверждение смет доходов и расходов
подведомственных бюджетных учреждений;
• соответствие бюджетной росписи показателям,
утвержденным законом о бюджете;
• соблюдение нормативов финансовых затрат
на предоставление государственных или
муниципальных услуг при утверждении
смет доходов и расходов;
• эффективное использование средств;
• соответствие иным требованиям Бюджетного
кодекса и федеральным законам.
Бюджетное учреждение – это организация,
созданная органами государственной власти
для осуществления управленческих, социально-культурных,
научно-технических или иных функций некоммерческого
характера, деятельность которой финансируется
из соответствующего бюджета или бюджета
государственного внебюджетного фонда
на основе сметы. Бюджетными учреждениями
признаются также организации, наделенные
государственным или муниципальным имуществом
на праве оперативного управления, не
имеющие статуса федерального казенного
предприятия.
Смета этого учреждения должна отражать
все его доходы, получаемые как из бюджета
и государственных внебюджетных фондов,
так и от осуществления предпринимательской
деятельности, в том числе доходы от оказания
платных услуг, другие доходы, получаемые
от использования государственной или
муниципальной собственности, закрепленной
на праве оперативного управления, и иной
деятельности.
Если уполномоченные органы государственной
власти уменьшают средства соответствующего
бюджета, выделенные целевым назначением
для финансирования договоров, заключаемых
бюджетным учреждением, стороны договора
согласуют новые сроки и другие условия
договора. Контрагент вправе потребовать
от бюджетного учреждения только возмещения
реального ущерба, причиненного изменением
договора.
Бюджетное учреждение составляет и представляет
бюджетную заявку на очередной год, которая
подается на утверждение главному распорядителю
или распорядителю бюджетных средств.
Бюджетные средства используются в соответствии
с утвержденной сметой. Однако бюджетное
учреждение вправе при исполнении сметы
перераспределить расходы по предметным
статьям и видам расходов. Эти права определяет
Федеральное казначейство РФ либо другой
орган, исполняющий бюджет, совместно
с главными распорядителями бюджетных
средств. В расходовании же средств, полученных
за счет внебюджетных источников, бюджетное
учреждение самостоятельно.
Получателем бюджетных средств является
бюджетное учреждение или иная организация,
имеющие право на получение этих средств
в соответствии с бюджетной росписью.
Получатели бюджетных
средств имеют право на:
• своевременное получение и использование
бюджетных средств в соответствии с утвержденным
бюджетной росписью размером с учетом
сокращения и индексации;
• своевременное доведение уведомлений
о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных
обязательств;
• компенсацию в размере недофинансирования.
Получатели бюджетных
средств обязаны:
• своевременно подавать бюджетные заявки
или иные документы, подтверждающие право
на получение средств;
• эффективно использовать средства в
соответствии с их целевым назначением;
• своевременно и в полном объеме возвращать
бюджетные средства, предоставленные
на возвратной основе;
• своевременно и в полном объеме вносить
плату за пользование средствами, предоставленными
на возмездной основе;
• своевременно представлять отчет и
иные сведения об использовании средств.