МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Контрольная работа
по дисциплине «Актуальные
проблемы административного и
финансового права»
ТЕМА: «Финансовый контроль
государства и муниципальных образований,
его основные направления, проблемы правового
совершенствования».
студента 1 курса
специальности (направление)
«Правовая организация деятельности
органов публичной власти»
отделения заочной формы обучения,
группа 26 ЮМ 147 - з
Мекаева Елена Александровна
Проверил:
______________________________
Тюмень 2015
Регистрационный номер
Дата
________________
_______________201_
Регистрационный номер (кафедра)
Дата
________________
______________201_
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………….......3
Основная часть
1. Финансовый контроль
как экономическая категория
1.1.Содержание, принципы и основные
направления организации финансового
контроля….. 4
1.2. Виды, формы и методы финансового
контроля. Субъекты финансового контроля
……….. 6
2. Финансовый контроль
как функция финансового управления
2.1 Государственный финансовый
контроль в Российской Федерации …………………………
8
2.2. Негосударственный финансовый
контроль …………………………………………………...
11
3. Эффективность государственного
финансового контроля
3.1. Основные направления
деятельности Счетной палаты
Тюменской области в 2014 году. .13
3.2. Основные итоги деятельности
Счетной палаты в 2014 году ………………………………...
14
3.3. Экспертно-аналитическая
деятельность Счетной палаты
Тюменской области …………… 18
3.4. Осуществление контроля
за исполнением мероприятий областной
целевой программы «Сотрудничество» …………………………………………………………………………………...
18
4. Пути совершенствования
финансового контроля в Российской
Федерации ………………… 20
Заключение ………………………………………………………………………………………......
23
Список использованной
литературы ……………………………………………………...….......
24
Введение
Финансовый контроль
государства и муниципальных
образований в экономике современной
России приобретает важное значение,
прежде всего, в интересах граждан, которые
получают государственную поддержку.
Финансовый контроль - контроль
законодательных и исполнительных органов
власти всех уровней, а также специально
созданных учреждений за финансовой деятельностью
всех экономических субъектов: государства,
предприятий и учреждений.
Создание эффективной, работоспособной
и действенной системы государственного
финансового контроля является одной
из главных задач, стоящих перед государством.
Более чем десятилетняя практика
российского реформирования показывает,
что экономика несет значительные потери
из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой
дисциплины. Эффективный действенный
контроль является необходимым условием
существования сильного государства.
Система финансового контроля
должна включать надежный и жесткий государственный
контроль, как внутренний, позволяющий
исполнительной власти эффективно выполнять
возложенные на нее обществом обязанности,
так и внешний, от исполнительной власти
не зависящий, гарантирующий гражданам,
что исполнительная власть и подчиненные
ей структуры ведут свою деятельность
наиболее рационально и эффективно в интересах
своего общества. Внешний государственный
финансовый контроль, не зависимый от
экономических субъектов, распоряжающихся
финансовыми ресурсами, приверженный
только закону и несущий ответственность
перед всем гражданским обществом, следует
признать главным средством установления
финансового порядка в стране.
Цель данной
работы - дать представление об особенностях
финансового контроля государства
и муниципальных образований,
его основных направлениях и
проблемах правового совершенствования,
организации и механизме функционирования
финансового контроля государства
и муниципальных образований.
В соответствии с поставленной
целью необходимо рассмотреть следующие
задачи работы:
- отразить теоретические аспекты
финансового контроля;
- изучить особенности государственного
и муниципального финансового контроля
в Российской Федерации;
- определить эффективность
финансового контроля (на основе результатов
деятельности Счетной палаты Тюменской
области за 2014 год);
- предложить пути совершенствования
финансового контроля в РФ.
Объектом изучения работы является
финансовый контроль.
Предмет изучения - сущность
финансового контроля, его основные
направления, организация и функционирование.
Основная часть
- Финансовый контроль
как экономическая категория
- Содержание, принципы
и основные направления
организации финансового
контроля.
Финансовый контроль – отрасль российского
права, регулирующая общественные
отношения, возникающие в процессе
осуществления государством деятельности
в области финансов [22].
Контроль, являясь одной из
важнейших функций процесса управления,
осуществляемого на любом уровне, представляет
совокупность мероприятий, проводимых
субъектами контроля по проверке финансовых
и связанных с ними операций и действий
государственных органов власти, муниципальных
образований, предприятий, учреждений,
организаций, а также населения с применением
специфических форм и методов.
Финансовый контроль необходим
в любом обществе, основанном на товарно-денежных
отношениях. Финансовый контроль имеет
важнейшее значение для управления финансами
на любом уровне, обеспечивая надежное
функционирование всей финансовой системы,
реализацию осуществляемой государством
финансовой политики, содействует обеспечению
финансовой безопасности.
Финансовый контроль - это совокупность
действий и операций, осуществляемых специально
уполномоченными органами, с целью контроля
за соблюдением субъектами хозяйствования
и органами государственной власти и местного
самоуправления норм права в процессе
образования, распределения и использования
финансовых ресурсов для своевременного
получения полной и достоверной информации
о ходе реализации принятых управленческих
финансовых решений [14].
Содержание финансового контроля
раскрывается через его цель и задачи;
элементы, совокупность которых образует
систему контроля; принципы организации.
Целью государственного финансового
контроля является обеспечение проведения
единой финансовой и денежной политики,
законности, целесообразности и эффективности
использования государственных финансовых
ресурсов и государственной собственности,
недопущение нецелевого и неэффективного
использования государственных ресурсов
и их хищения [17].
Перед финансовым контролем
стоят следующие задачи:
выполнение субъектами хозяйствования
своих финансовых обязательств, в том
числе перед органами государственной
власти и органами местного самоуправления;
обеспечение устойчивого состояния
публичных и частнохозяйственных финансов;
обеспечение финансовой безопасности
государства и финансовой устойчивости
субъектов хозяйствования;
рост финансовых ресурсов во
всех сферах и звеньях финансовой системы,
обеспечение их рационального, эффективного
и законного использования;
повышение эффективности финансовой
политики государства.
Объектом финансового контроля
являются денежные отношения, перераспределительные
процессы при формировании и использовании
финансовых ресурсов, в том числе в форме
денежных фондов на всех уровнях и во всех
звеньях хозяйства. Предметом финансового
контроля выступают различные финансовые
показатели: доходы и расходы бюджетов
разных уровней, размеры налоговых платежей,
доходы хозяйствующих субъектов, их издержки
обращения, себестоимость и прибыль, а
также доходы и расходы домохозяйств и
т. п. Многие из контролируемых показателей
являются расчетными, что обуславливает
необходимость проверки достоверности
и правильности их расчета в соответствии
с действующими нормативными документами
[16].
Субъекты контроля
являются наиболее важным элементом
в системе финансового контроля,
так как они в соответствии
с действующим законодательством
осуществляют контроль и несут
ответственность за свои действия.
Субъект контроля не является
раз и навсегда данным, поскольку
предмет его деятельности - объект контроля
- находится в постоянной динамике. Субъект
контроля - это орган контрольной системы,
соответствующая организация -носитель
контрольной функции. В своей деятельности
субъект контроля определяет состояние
и поведение объекта контроля, методы
контроля, его предмет, вид контроля.
Субъектами финансового контроля
являются специально уполномоченные органы
(государственные контрольные органы;
структурные подразделения, созданные
в субъектах хозяйствования и органах
государственной власти и местного самоуправления;
негосударственные специализированные
организации), а также квалифицированные
специалисты, осуществляющие свою контрольную
деятельность в соответствии нормами
права.
Контрольная деятельность осуществляется
с помощью определенных методов. Разнообразие
видов и форм, методов лишь подтверждает
его большое значение как элемента механизма
управления финансами, обеспечивая его
функционирование и реализацию финансовой
политики. Под методами финансового контроля
понимают конкретные способы осуществления
контрольных действий и операций.
Финансовый контроль организуется
и проводится на основе определенных принципов.
Принципы финансового контроля определяют
общие правила и целенаправленность контрольной
деятельности в финансовой сфере. Основными
принципами финансового контроля являются
следующие: законности, независимости,
объективности, гласности, ответственности,
разграничения функций и полномочий, системности.
Принцип гласности предполагает общедоступность
результатов финансового контроля при
соблюдении установленных норм и правил,
касающихся государственной и коммерческой
тайны. Принцип ответственности
предполагает добросовестное отношение
сотрудников органов финансового контроля
к своим должностным обязанностям. Законность
- один из основных принципов деятельности
органов финансового контроля, так как
сфера их деятельности в первую очередь
- это законность использования государственных
и муниципальных финансовых и материальных
ресурсов [11].
Независимость органов финансового контроля
как на государственном, так и на муниципальном
уровне должна быть закреплена законодательно.
Этот принципе является одним из основных
условий осуществления эффективного финансового
контроля. Независимость финансового
контроля должна быть обеспечена финансовой
самостоятельностью контрольного органа.
Под объективностью
понимают отсутствие предвзятости и невмешательство
в оперативную деятельность субъекта
хозяйствования. Реализация принципа разграничения
функций и полномочий заключается
в отсутствии дублирования в деятельности
органов финансового контроля. Принцип системности
означает единство правовой базы, установление
периодичности в проведении тех или иных
финансовых контрольных мероприятий.