Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:23, реферат
Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.
Введение
I. Финансовый контроль – основная форма государственного контроля
1.1 Система финансового контроля
1.2 Органы финансового контроля
II. Формы методы и организация фин. контроля
2.1 Формы фин. контроля
2.2 Методы фин. контроля
2.3 Организация финансового контроля
III. Аудит в системе финансового контроля.
Понятие и предмет аудиторской деятельности.
Приложение
Финансовый контроль в РФ как функция финансового управления
Заключение
Список использованной литературы
Ревизоры наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации их профессиональных функций. К ним относится право : требовать предъявления всех необходимых для проверки материалов; применять все методы документального контроля; запрашивать данные у банков; требовать предоставления первичных документов; получать от работников подконтрольного объекта устные и письменные пояснения; изымать необходимые подлинники документов; производить инвентаризацию; опечатывать кассы и склады; ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц; передавать материалы следственным органам; требовать возмещения причиненного ущерба.
Вместе с тем ревизор обязан: хорошо знать законодательные, нормативные акты, действующие инструкции и указания; в совершенстве владеть методами и приемами контроля; знать бухгалтерский учет; объективно и принципиально излагать все факты выявленных нарушений в акте ревизии; проявлять твердость и решительность при реализации материалов ревизии.
В результате деятельности органов государственного финансового контроля ежегодно доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и неэффективное использование государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.
III. Аудит в системе финансового контроля
Понятие
и предмет аудиторской
Правила определяют аудиторскую деятельность
как предпринимательскую
Аудиторская проверка в полном объёме может проводиться на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, закреплённого за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки.
Особое внимание при
проведении аудиторской проверки уделяется
её правовым аспектам. Проверяемый
экономический субъект имеет
право получать от аудитора исчерпывающую
информацию о требованиях
Исходя из выше написанного выводы о достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта должны подтверждаться соответствием их требованиям законов и других правовых актов Республики Беларусь. Не случайно правила допускают к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности лиц, имеющих экономическое и юридическое образование. Это требование лежит в основе реализации задач по формированию правового государства в Беларуси, повышению роли закона в предпринимательской деятельности. Его надо понимать в
том смысле, что выборочные знания бухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности, организации и техники аудита, финансового менеджмента без сопоставления их с требованиями соответствующих норм права не могут достичь основных целей аудиторских проверок. Конечно, в условиях, когда в Беларуси пока отсутствует твёрдое детальное законодательство о бухгалтерском учёте и отчётности, аудите, регламентация совершения аудиторских действий подменяется простым следованием требованиям разнородных чужестранных систем стандартов, может сложиться и возобладать мнение, что знания хозяйственного права не нужны и аудитом могут заниматься также лица, имеющие инженерное или иное образование..
Аудиторская проверка - необходимый элемент финансового контроля (ревизии) и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчётности, а также в совершении иных услуг, в частности составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчётности, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Беларуси. Аудиторы могут также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью. Это ограничение в некоторой степени применительно к аудиторским фирмам, но как поступать гражданину, который самостоятельно ведёт аудит? Ведь формально правовых оснований для запрета заниматься другими видами деятельности у гражданина-аудитора нет, если у него имеются для этого имущество, время и способности.
Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленными нормативными актами. Например, в Законе о банках и банковской деятельности предусмотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаются Национальным банком Беларуси, после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нём сведений. Имеются и другие случаи обязательного аудита для страховых компаний, инвестиционных фондов и т. д. В сфере общего аудита Закона об иностранных инвестициях предусмотрена проверка аудиторской организацией для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Обязательные проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда. Поручение о проведении аудиторской проверки даётся аудитору при наличии в производстве возбуждённого уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственному суду. Заключение аудитора по результатам такой проверки приравнивается к акту экспертизы. Заключение аудитора - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Если налоговый
экономическому субъекту
все убытки, связанные с
ПРИЛОЖЕНИЕ
Финансовый контроль в РФ как функция финансового управления
Конституционные аспекты бюджетно-финансового контроля берут свое начало от более общих категорий — бюджетного и финансового права, по отношению к которым Конституция Российской Федерации является основным правовым источником. Финансовый контроль есть контроль не над действием какой-либо отдельной части административного аппарата, а над всей финансово-хозяйственной деятельностью исполнительной власти в целом.
Для того, чтобы финансовому контролю
было обеспечено свойство независимости,
необходимо поставить орган государственно
Во всех государствах принимаются для обеспечения независимости финансового контроля те или иные меры, касающиеся порядка назначения на должности должностных лиц контроля, их несменяемости, материального обеспечения и т.д. Но всего этого было бы недостаточно для обеспечения за финансовым контролем необходимого авторитета, если бы высшие органы финансового контроля не имели бы опоры для своей деятельности в верховных государственных органах. Финансовый контроль, поставленный в независимое положение от администрации, только в том случае обретает необходимый авторитет, если деятельность его будет поставлена в связь с деятельностью законодательных учреждений. К такому выводу пришла в свое время большая группа ученых Института финансо-экономических исследований НКФ СССР еще в 1927 г. Если формально органы финансового контроля, созданные исполнительной властью, и стоят обычно вне системы законодательных органов, то фактически они повсюду приобретают теснейшую связь с ними. Потому что финансовый контроль без власти, закрепленной за контрольными органами в законодательном порядке, немыслим. В этом заключается один из важнейших принципов организации финансового контроля.
Государственный контроль, связанный в своей работе с законодательными органами, реализует, естественно, и представляемый ими интерес. В частности, Счетная палата, образованная Федеральным Собранием Российской Федерации, действует, разумеется, в интересах Парламента. В этом случае контроль, организованный в качестве государственного, приобретает общественный авторитет и претерпевает в своем развитии своеобразную диалектику: оставаясь государственным, он становится вместе с тем и контролем общественным (народным) в высшем смысле этого слова.
Связь Счетной палаты, как органа финансового контроля, с Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания проходит по различным путям. Наиболее обычен из них следующий. Счетная палата составляет отчет по исполнению годового бюджета, который представляет Федеральному Собранию. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации приобретают знания об истинном положении финансового хозяйства через указанный отчет и сопровождающие его объяснительные записки. Комитеты Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности и комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам проводят проверку контрольного отчета, после чего принимается соответствующее постановление, которым этот отчет утверждается.
Таким образом. Счетная палата становится авторитетным экспертом для актов того высшего контроля, который производят законодательные органы власти. Финансовый контроль является, следовательно, существенным и даже основным элементом общего парламентского контроля.
Дальнейшее определение
функционировать в отрыве от административного и, особенно, финансового аппарата. Интересы Министерства финансов Российской Федерации весьма близко соприкасаются с интересами финансового контроля: руководя делам казны, оно естественно стремится и контролировать исполнение этих дел. Составляя бюджет, проверяя составление смет, финансовое ведомство совершает вместе с тем и контроль потребностей других министерств, контроль за законностью их действий. Степень влияния этого контроля может быть различной в зависимости от особенностей организации бюджетно-сметного, отчетного и кассового дела.
Особенно значительна в этом отношении роль финансового ведомства (казначейства), скажем в той же Англии, где законодательные учреждения, определяя суммы на расходы, ограничиваются установлением круглых сумм на ту или иную потребность, оставляя детальные определения на усмотрение казначейства. Контрольные полномочия казначейства развиваются в этих условиях весьма значительно.
Отделение органов контроля от органов финансового управления есть в значительной мере вопрос конституционный. Но это отделение ни коим образом не исключает возможностей теснейшего сотрудничества Счетной палаты с финансовыми органами. Любопытное в этом отношении развитие получило в последнее время французское законодательство. Еще законами 1921г. и 1922 г. учрежден специальный контроль над возникновением расходов (des lepenses eugagees). Во главе этого контроля стоит министр финансов. Особенности организации такого контроля заключаются в том, что в каждом ведомстве учреждается особая служба отчетности и контроля. Должностные лица, входящие в состав этих служб, назначаются министром финансов и осуществляют свою деятельность от его имени.
Последний вопрос, относящийся к проблеме Счетной палаты РФ как органе государственного финансового контроля, есть вопрос о форме ее деятельности. В этом отношении мы можем установить наличие двух систем, выработанных практикой Западной Европы: а) система административных форм деятельности финансового контроля; б) система судебных (арбитражных) форм деятельности финансового контроля.
Родиной административных форм деятельности является Англия, откуда она перешла затем в Россию. Родиной второй системы (системы Счетных палат) является Франция, откуда ее восприняли и другие государства, а с 1995 года ее восприняла и Россия. Деятельность контроля в той или другой из этих форм не должна, однако, вводить в заблуждение относительно самого существа финансового контроля. То обстоятельство, что он в Англии действует в качестве административного учреждения, не должно означать принадлежности генерального контролера к самой системе администрации. Действуя в административных формах, контролер остается все же органом, принадлежащим к числу конституционных учреждений. Его авторитет обусловлен связью с Парламентом, а не широтой административных полномочий. Точно также и счетные палаты, которые, хотя и функционируют в судебных формах, все же не принадлежат к системам судебной власти соответствующих государств.