Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:00, реферат
1. Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы РФ
1.1. Понятие финансов. В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.
В единую систему органов государственно
5.1. Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все
органы государственной власти в зависимости
от установленной компетенции.
Так, в соответствии
с Конституцией РФ Государственная
Дума обсуждает и принимает федеральные
законы по вопросам: федерального бюджета;
федеральных налогов и сборов; финансового,
валютного, кредитного, таможенного регулирования;
денежной эмиссии. Федеральные законы,
принятые Государственной Думой, подлежат
обязательному рассмотрению в Совете
Федерации.
Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов,определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положениями в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы
и распоряжения по вопросам формирования
и исполнения бюджетов, внебюджетных
государственных фондов, финансирования
государственных расходов федерального
уровня, денежно-кредитной политики,
организации расчетов, регулирования
валютных и других финансовых отношений,
организации органов финансово-
Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.
Основными задачами и функциями Управления являются:
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определенные Федеральным конституционным законом “О правительстве Российской Федерации” (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г.) В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.
Представительные и
Органы государственного
управления РФ и субъектов РФ, выполняя
свои основные задачи в определенной
сфере деятельности,
Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления:
Министерство финансов РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии не только с другими федеральными органами исполнительной власти, но и с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
В соответствии с Положением
о Федеральном казначействе РФ, утвержденным
постановлением Совета Министров —
Правительства РФ от 27 августа 1993 г.
№ 864, единая централизованная система
органов федерального казначейства
состоит из Главного управления федерального
казначейства Министерства финансов РФ
и подчиненных ему
Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.
Казначейство информирует
законодательные и
В целях улучшения
организации работы и усиления контроля
за исполнением федерального бюджета
Главное управление Федерального казначейства
Министерства финансов РФ взаимодействует
с Банком России, с Государственной
налоговой службой РФ, иными федеральными
органами исполнительной власти РФ. Органы
казначейства осуществляют контрольные
функции во взаимодействии с соответствующими
органами исполнительной власти, налоговыми,
правоохранительными органами и
банками; материалы по фактам нарушений,
за которые предусмотрена
Главные задачи органов казначейства:
Центральный банк РФ (Банк России).
Особое положение
среди федеральных органов
обязательные для федеральных
органов государственной
Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:
Основными целями деятельности Банка России являются:
6. Правовые формы финансовой деятельности
Формы финансовой деятельности
государства разнообразны. В каждой
из них практически выражаются действия
государственных органов (и органов
местного самоуправления) по образованию,
распределению и использованию
финансовых ресурсов на соответствующем
уровне. По своему характеру эти
формы могут бытьправовыми и не
Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и по другим основаниям.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.
Общие правила, установленные
в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-
По юридической природе финансово-правовые акты делятся на а)законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и б) подзаконные. Это наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” Госналогслужбой РФ принята соответствующая инструкция).
Информация о работе Финансы и финансовая деятельность в России