Государственный долг и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Бюджетным кодексом в объем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Содержание работы

1. Государственный долг, его структура.
2. Страхование, его функции. Правовые основы страхования.
3. Правовое регулирование безналичных расчетов.
4. Практическое задание

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КОНТР.docx

— 40.41 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

  1. Государственный долг, его структура.
  2. Страхование, его функции. Правовые основы страхования.
  3. Правовое регулирование безналичных расчетов.
  4. Практическое задание

Список использованной литературы 

  1. Государственный долг, его структура.

Государственный долг – это сумма задолженности государства по еще не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда входят сам долг плюс начисленные по нему проценты.

Государственный долг определяется сложившейся к  данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. Кроме того, госдолгом считаются долговые обязательства России перед:

  • физическими и юридическими лицами
  • иностранными государствами
  • международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг подразделяется на:

  • Внешний государственный долг – это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным.
  • Внутренний государственный долг – это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга.

Когда речь идет о государственном долге, применяют  следующую терминологию:

  • Капитальный долг – это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам.
  • Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

В соответствии с Бюджетным кодексом в объем  государственного внутреннего долга  России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным  ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по государственным  гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Если возникает задержка с выплатой процентов по основной сумме госдолга, то долг государства не увеличивается на сумму невыплаченных процентов.

Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для  расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит  государственного бюджета. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны.

В развитых странах государственный долг и  вызвавшие его дефициты бюджета  представляют собой встроенные в  экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему.

Законодательно  закрепленные тавтологические определения  «внутренний долг = рублевый долг»  и «внешний долг = валютный долг»  прочно укоренились в статистике государственных финансов. Бессмысленное  само по себе деление обосновано лишь существующими различиями механизмов регулирования и контроля за рублевыми  и валютными заимствованиями.

 

«внутренний долг = рублевый долг»

«внешний  долг = валютный долг»

 

Может показаться, что проблема деления государственного долга на внутренний и внешний схоластична и далека от реальности. Однако в ходе анализа положения в этой области приходится сталкиваться с очень большими трудностями при обработке данных, поскольку отсутствует единая для всех видов заимствований методика. Учет государственных долговых обязательств ведется в зависимости от истории их возникновения, кредитора, формы и еще десятка нередко случайных факторов. Причем ключевым (идеологическим) является валюта обязательства.

 

 

  1. Страхование, его функции. Правовые основы страхования.

 

 

Страхование - это такой вид необходимой общественно - полезной деятельности, при которой гражданин и организация заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путём внесения денежных взносов в особую специализированную организацию (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счёт средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму.

Таким образом, можно сделать вывод, что страхование - это способ возмещения убытков, которые  потерпело физическое или юридическое  лицо, посредством их распределения  между многими лицами.

Возмещение  убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации. Объективная потребность в страховании обуславливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они “оседают” в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть её из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.

Классификация страхования представляет собой  научную систему деления страхования  на сферы деятельности, отрасли, под  отрасли, виды и звенья.

Страховое звено - это особое звено финансово-кредитной системы.

Отношения страхования  возникают между двумя сторонами - страховщиком и страхователем.

Страховщик - это специальная организация (государственная или не государственная), ведающая созданием и использованием денежного фонда.

Страхователь - юридическое или физическое лицо, вносящее в названный фонд установленные платежи.

В личном страховании  могут появиться и другие участники  страховых отношений. Это - застрахованный и лицо, в пользу которого заключен договор страхования.

Как правило, договор личного страхования  заключается на случай наступления  событий в жизни самого страхователя, поэтому понятия "застрахованный" и "страхователь" часто совпадают. Однако в отдельных видах личного  страхования страхователем и  застрахованным выступают разные лица.

Например, в  страховании от несчастных случаев  за счет предприятий и организаций  страхователем является организация  или предприятие, а застрахованным - ее работник. В страховании детей  или страховании к бракосочетанию застрахованными являются дети, а  страхователями - родители и другие родственники.

В отношениях страхования страховщик берет на себя ответственность за возмещение убытков ввиду гибели (повреждения) имущества или выплату денежной суммы при определенных событиях, наступающих в жизни человека.

Страховой фонд - это резерв материальных или денежных средств, предназначенный для обеспечения  расширенного общественного воспроизводства, в том числе и воспроизводства  рабочей силы, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий, стихийных бедствий и несчастных случаев.

Фонд денежных средств, создаваемы посредством страхования, является одним из видов страхового фонда.

Основными признаками страхования  являются следующие:

1. Страхование носит целевой характер. Страховые выплаты происходят лишь при наступлении заранее оговоренных условий, связанных с наступлением тех или иных событий.

2. Оно носит  вероятностный характер. Заранее  не известно, когда наступит событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет.

З. Страхование  характеризуется возвратностью  средств. В этом признаке страховые  отношения похожи на кредитные. Отличие от кредитных отношений в том, что средства страхового фонда предназначены для выплаты совокупности страхователей, а не каждому из них в отдельности.

Правовые основы страхования

        В России, как и в некоторых западных странах (например, в Германии), формируется трехступенчатая система регулирования страхового рынка:

•Гражданский и Налоговый  кодексы;

•специальные законы о  страховой деятельности;

•нормативные акты правительства  и министерств в области страхования.

Правовое регулирование  страховых отношений охватывает права и обязанности всех участников страховой деятельности и формы  их взаимоотношений.

Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования  страхового фонда, относятся к сфере  гражданского права. В качестве объектов страховых отношений выступают  имущественные интересы, связанные  с сохранением имущества и  финансового положения, а также  нематериальных личных благ человека его жизни, здоровья, трудоспособности. Личные блага человека не имеют цены. Но их утрата приводит либо к непредвиденным расходам (например, на лечение), либо к резкому ухудшению качества собственной жизни и жизни близких при утрате трудоспособности и в случае смерти кормильца. Восстановление прежнего качества жизни может быть оценено в деньгах. Эта сумма и является основой для расчета страховой суммы при страховании жизни и в личном страховании.

Нормативная база по страхованию, определяющая его виды и регулирующая финансово-хозяйственную деятельность страховых компаний и их отношения  со страхователями и другими участниками  страхового дела, включает несколько  кодексов (гражданский, таможенный, торгового  мореплавания, воздушный, налоговый, трудовой и др.) и более сорока федеральных законов. Эта база достаточно часто изменяется в связи с быстро меняющейся экономической ситуацией в России.

Основными законодательными актами в страховании являются глава 48 «Страхование» Гражданского Кодекса  РФ (ГК) в редакции Федерального закона от 23.12.03 № 182ФЗ и уже известный  нам Федеральный закон «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» (Закон о страховании).

Основное содержание главы 48 ГК составляют нормы, регулирующие отношения  страхователя и страховщика по договорам  страхования. ГК требует письменного  оформления договоров страхования. Он определяет понятие обязательного  страхования, как за счет средств  государственного бюджета (обязательное государственное страхование), так  и за счет указанных в законе лиц, в том числе и самих страхователей. В ГК указываются интересы, страхование  которых не допускается.

Закон о страховании дает основные определения участников страхового дела и устанавливает требования к ним, а также к государственному надзору за страховым делом.

Отношения в страховом  деле регулируются также федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями  Правительства, принятыми в соответствии с Законом о страховании.

Страховая деятельность практически  во всех странах находится под  надзором государства. Это определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, государство заинтересовано в развитии страхования, так как оно решает важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Вовторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, часто не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений.

Информация о работе Государственный долг и его структура