Контрольная по финансовому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:54, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право – с одной стороны – это отрасль юридической науки, одна из отраслей российского права, с другой - совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 55.77 Кб (Скачать файл)

б) проверка правильности использования  государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями  находящихся в их хозяйственном  ведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных  средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

г) выявление внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения  оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

      Предметом финансового контроля являются хозяйственные операции, то есть любые действия, приводящие к изменению стоимости имущества любого вида или обязательств любого вида. Под методами финансового контроля понимают приёмы или способы, средства его осуществления.

По методам  проведения финансовый контроль можно  классифицировать на:

 а) проверки - на основе  отчётной документации и расходных  документов рассматриваются некоторые  вопросы финансовой деятельности, намечаются меры по устранению  обнаруженных нарушений;

б) обследования - охватывают более широкий спектр финансово-экономических  показателей экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого экономического субъекта;

в) надзор - осуществляется контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида финансовой деятельности;

 г) анализ финансовой  деятельности - предполагает детальное  изучение периодической или годовой  финансово-бухгалтерской отчетности  для определения общей оценки  результатов финансовой деятельности, финансового состояния и обеспеченности  собственным капиталом, а также  эффективности его использования;

д) наблюдение (мониторинг) - предполагает постоянный контроль кредитными организациями предприятий - клиентов по поводу использования ими полученной ссуды, а также за их финансовым состоянием;

е) ревизия - предполагает полное обследование финансово -хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

По субъекту контроля различают:

     

               Государственный контроль

    1. Парламентский контроль — Счётная палата Российской Федерации и аналогичные органы субъектов федерации.
    2. Бюджетный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств.
    3. Налоговый и таможенный контроль — Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Государственные внебюджетные фонды — контроль формирования государственных доходов.
    4. Валютный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.
    5. Денежно-кредитный контроль :
      1. Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
      2. Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.
    6. Страховой контроль — Федеральная служба страхового надзора.
    7. Правоохранительный контроль — Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу.
      • Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита.

Вышестоящий контроль

     Ведомственный контроль — контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.

      Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, сети магазинов).

 

 

 

Внутрихозяйственный контроль

  • Контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ, товариществ над их исполнительными органами.
  • Внутренний контроль — финансовый контроль, осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю.
  • Независимый (коммерческий) контроль — аудит.

  • Инициативный аудит — назначаемый по решению собственников или руководства хозяйствующего субъекта.
  • Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности ряда организаций, перечень которых установлен законодательно.
  • Общественный  контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур.

    По времени  проведения:

    1. Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.
    2. Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).
    3. Последующий контроль — проводится путем анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.

    По направлению:

    1. Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных).
    2. Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности.
    3. Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.

    По срокам выполнения:

    Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года).

    1. Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля.
    2. Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.

    По источнику финансирования:

    1. Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль.
    2. Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.
    3. Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только обществе

    Результатом мероприятия  финансового контроля (ревизии, проверки и т. п.) является документ (акт, отчёт, справка, заключение), который отражает:

    1. достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля (проверяемой организации),
    2. вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов,
    3. факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.

     

     

     

     

    Практические задачи и упражнения

    Задача № 1

       Анализируя, произошедшие обстоятельства, указанные в условии задачи, можно говорить, что здесь возникшие правоотношения имеют уголовно-правовой, гражданско-правовой характер, а также усматривается возникновение финансово-правовых отношений по поводу того, что данный гражданин не зарегистрировал свою деятельность в качестве предпринимателя, следовательно, не уплачивал, законодательно, предусмотренный для осуществления данной деятельности, налог. 

    Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

      • они возникают в процессе финансовой деятельности государства; 
      • одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; 
      • они всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.

         Эти три отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. 
          Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей. 
    Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог. 
          Как событие может рассматриваться увеличение числа иждивенцев в семье, что сказывается на уменьшении налога на физических лиц, т.е. данное событие ведет к изменению финансово-правового отношения. 
    Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения. 
    Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях.

    Наиболее часто встречаются  следующие: 
    — погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа). 
    — выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам; 
    — использование выданных бюджетных ассигнований; 
    — осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д. 
         Прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

    Информация о работе Контрольная по финансовому праву