Контрольная по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 04:24, контрольная работа

Описание работы

Счетная палата – высший орган внешнего ФК (осуществляет независимый государственный ФК).
ФЗ от 11.01.1995 «О Счетной палате РФ» регулирует деятельность специализированного органа государственного ФК, устанавливает его организационную и функциональную самостоятельность, закрепляет принципы организации и деятельности, функции и полномочия Счетной палаты и ее должностных лиц, их ответственность и гарантии правового статуса.
Формы осуществления контроля:
1) предварительный контроль (при подготовке экспертных заключений по проекту федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов);
2) текущий контроль (при проведении проверок и ревизий распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей и иных участников бюджетного процесса);
3) последующий контроль (путем проведения проверок отчетов об исполнении федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов).

Содержание работы

Счетная палата в РФ: понятие, структура, полномочия, функции. Стр. 2
Понятие 2
1.2 Состав (структура) 4
1.3 Полномочия 9
1.4 Функции 10
2. Структура и принципы денежной системы в РФ 13
2.1 Денежная система в РФ- понятие. 13
2.2 Принципы построения денежной системы 14
2.3. Структура денежной системы 17
3. ЗАДАЧА № 8 21
4. ЗАДАЧА № 18 23
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

контрольная фин право.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита;

вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;

проектам законодательных  и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;

проектам международных  договоров РФ, влекущих правовые последствия  для федерального бюджета;

проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и  представление заключений или письменных ответов на основании:

запросов Президента РФ;

поручений Совета Федерации  или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

запросов комитетов  и комиссий Совета Федерации и  Государственной Думы;

запросов депутатов  и членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы;

запросов Правительства  РФ;

запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Счетная палата РФ анализирует  итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины  и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств  федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

По результатам проведенных  контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

При выявлении на проверяемых  объектах нарушений в предпринимательской  деятельности, наносящих государству  прямой непосредственный ущерб, в случаях  несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.

  1. Структура и принципы денежной системы в РФ

2.1 Денежная система в РФ- понятие.

Денежная система Российской Федерации — это форма организация  денежного обращения, закрепленная национальным законодательством. Она  состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоятельностью, также входит в денежную систему страны. Официальной денежной единицей (валютой) Российской! Федерации, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является рубль, состоящий из 100 копеек.

Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное  соотношение между рублем и золотом  или другими драгоценными металлами не устанавливается. Виды денег — банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России.

Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Банкноты и монета обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории Российской Федерации. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

После проведения деноминации (укрупнения масштаба цен) с 1 января 1998 г. в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100 и 500 руб., а также  монеты достоинством 1, 2, 5 руб. и 1, 5, 10 и 50 коп.

За Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске  в обращение новых банкнот  и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам направляется в Правительство РФ в порядке предварительного информирования.

2.2 Принципы построения денежной системы 
Для характеристики денежной системы, ее элементов необходимо раскрыть вопрос о принципах функционирования денежной системы. Современная денежная система строиться на следующих принципах  
        Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран. Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения. 
  Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и министерство финансов страны. 
Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности. 
Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать. 
   Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. Вусловиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется. 
   Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством. 
  Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение. Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса, кроме того, данный принцип заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов. 
  Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается. 
  Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов. 
  Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки. 
              2.3. Структура денежной системы 
Принципы построения денежной системы отражаются в элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них. Рассмотрим эти элементы: 
Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров . Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время действует десятичная система деления. Так, 1 доллар США равен 100 центам,  английский фунт стерлингов равен 100 пенсам, 1 российский рубль равен 100 копейкам. Наименование денежной единицы складывается исторически. Однако в некоторых случаях (например, в период революции) государство может установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт Наполеон, который стал императором Наполеоном I, было установлено такое наименование денежной единицы, как «наполендор». В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец». 
 Масштаб цен — это средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар — металл — выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке. 
Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет, их снашиванием, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов вместо дорогих. 
С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. И, наконец, в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (на основе Ямайского соглашения) официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены. 
 
Виды денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения. Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране . 
Банкноты (банковские билеты) — это вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Впервые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в. Центральные банки выпускали банкноты на основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечение придавало «классическим» банкнотам высокую устойчивость и надежность. Выпущенные банкноты регулярно возвращались в центральный банк  при наступлении срока платежа по учтенному векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, т.к. в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на драгоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на золото был окончательно прекращен. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства: в США обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20, 50, 100 долларов, в Великобритании — 1, 5, 10, 20 и 50 фунтов стерлингов, в РФ — 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей. С 1 января 2002 г. введена в обращение наличная единая европейская валюта евро достоинством 1, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро.  
Казначейские билеты — бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством — министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. 
Разменная монета — слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки. 
Эмиссионная система. Согласно одной точке зрения, денежная эмиссия – это главным образом выпуск в обращение обязательств эмиссионного учреждения (центрального банка) строго против узаконенного вида резервов . В этом  определении эмитируемые деньги характеризуются в качестве обязательств центрального банка. Другая точка зрения, представленная в экономической литературе, исходит из того, что выпуск денег в обращение каждодневно сочетается с изъятием их из обращения. Поэтому эмиссия понимается как такой выпуск денег, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. 
Эмиссионные операции в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелко купюрные бумажно-денежные знаки. В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты — даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. 
Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг . В результате происходит увеличение денежной массы за счет увеличения как остатка наличных денег, так и остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере, безналичных расчетов. Поэтому можно также сказать, что денежная эмиссия – это прирост денежной базы, представленной суммой наличных денег в обращении и денег на счетах коммерческих банков в Банке России.  
В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства : коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т. д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков.

 

3.  ЗАДАЧА № 8

 

Исходные данные:

Коммерческий банк «Белон»  обратился в территориальное  управление Главного Управления Центрального Банка РФ с просьбой разъяснить условия и критерии отбора кредитных организаций для ведения и обслуживания счетов по учету доходов бюджетов различных уровней в системе казначейского исполнения бюджета.

Дайте ответы на вопросы, со ссылкой на нормы действующего законодательства: 

Дайте понятие банковской системы и видов кредитных организаций.

Дайте понятие системы  казначейского исполнения бюджета.

Раскройте условия и  критерии отбора кредитных организаций, установленные Правительством и  Центральным банком, для ведения и обслуживания счетов по учету доходов бюджетов различных уровней в системе казначейского исполнения бюджета.

 


Решение :

Банковская система  – включает в себя Банк России, кредитные  организации, а также филиалы  и представительства иностранных банков.

Кредитные организации  – это организации, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации  на осуществление в совокупности следующих операций: привлечение  во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, платности и возвратности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. 1

Банковские отношения  возникают в процессе финансовой деятельности государства и по поводу денег (денежного платежа в доход государства, денежного расхода и т.п.), одним из их субъектов всегда является уполномоченный орган государства (финансовый орган, кредитная организация, орган государственной власти), поэтому они регулируются финансовым правом.

Центральный банк и кредитные организации являются в настоящее время важнейшим звеном финансовой системы государства. Нормальное функционирование банков – основа функционирования всей финансовой системы государства.

Система казначейского  исполнения бюджета – это регистрация Федеральным казначейством всех операций, связанных с исполнением федерального бюджета, в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета. Необходимым документом для исполнения бюджета любого уровня является бюджетная роспись. Утвержденная водная бюджетная роспись федерального бюджета, составленная в соответствии с законом о бюджетной классификации, передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского  регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности. Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Коммерческие банки  являются основными каналами практического  осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает  обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими  экономическими методами проведения кредитной  политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.

Резервы представляют собой  сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Банк России устанавливает  обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

 

 

4. ЗАДАЧА № 18

 

Исходные данные:

Толочко имеет статус инвалида ВОВ и имеет на иждивении  сына 17 лет, который обучается на дневном отделении ВУЗа. Стоимость  обучения сына – 55.000,00 руб. в год.

Размер ежемесячной  заработной платы Толочко – 9.500,00 рублей.

      29 августа он продал автомашину за 200.000,00 рублей. 

С 01 сентября по 15 октября  Толочко ушел в ежегодный оплачиваемый отпуск и лег в больницу на операцию, за которую он заплатил 59.100,00 рублей.

           У Толочко имеется 75 обыкновенных  именных акции ЗАО «Инвест», по которым он 10 февраля получил дивиденды их расчета 550,00 рублей на каждую акцию.   

После операции Толочко  был вынужден взять отпуск за свой счет и поехать на отдых заграницу с 01 ноября, откуда он 20 декабря вернулся.

Дайте письменные ответы, со ссылками на нормы 23 Главы Налогового кодекса РФ:

      1. Является  ли Толочко налоговым резидентом  или нет?

      2. Определите  размер Налога на доходы физических  лиц (НДФЛ) гражданина Толочко  помесячно и за год.                                   

      3. Имеет  ли право Толочко на налоговые  вычеты по НДФЛ? Если да, то, на какие, каков их размер и порядок предоставления?

Решение:

  1. Согласно ч.2 Гл.23. Налогового кодекса РФ:

Налоговыми резидентами  признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Следовательно: Толочко-РЕЗИДЕНТ.

  1. Поскольку НДФЛ рассчитывается по каждой налоговой ставке отдельно, то общая его сумма представляет собой величину, полученную в результате сложения сумм налога, рассчитанных по разным ставкам. Например, для резидентов РФ расчет может быть представлен формулой:

НДФЛ = НДФЛ(13%) + НДФЛ(9%) + НДФЛ(35%)

НДФЛ(13%) – налог, рассчитанный с доходов, облагаемых по ставке 13%;

НДФЛ(9%) - налог, рассчитанный с доходов, облагаемых по ставке 9%;

НДФЛ(35%) - налог, рассчитанный с доходов, облагаемых по ставке 35%;

Общая сумма налога рассчитывается по итогам налогового периода на основе учета всех доходов налогоплательщика (п.3 ст.225 НК РФ), дата получения которых  приходится на соответствующий налоговый  период. Датой получения дохода в виде оплаты труда (как в денежной, так и в натуральной форме) является последний день месяца, за который начисляется доход, а если работник увольняется – то последний день работы (п.2 ст.223 НК).

В случае получения работником дивидендов датой получения дохода будет дата его выплаты наличными или перечисления на его счет в банке (п.1 ст.223 НК)

Расчет НДФЛ по доходам, к которым применяется налоговая ставка 13%, производится нарастающим итогом с начала года. Рассмотрим алгоритм такого расчета.

1. Определяется сумма  всех доходов, которые получены  работником с начала года по  месяц расчета включительно.

2. Определяются доходы, не подлежащие налогообложению  (ст.217НК).

3. Определяется сумма  стандартных налоговых вычетов  на детей (с 2012 года личный вычет на работника не представляется) нарастающим итогом с начала года по месяц расчета.

4. Определяется сумма  имущественного налогового вычета, если работник имеет на него  право, нарастающим итогом с  начала года.

5. Рассчитывается налоговая  база: из суммы по п.1 вычитаются суммы п.2-п.4

Информация о работе Контрольная по "Финансовому праву"