Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:46, контрольная работа
Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованьями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
1. На основе классификации
Необходимость использования финансов
(финансовой системы) обусловила осуществление
государством и муниципальными образованьями
специальной, а именно финансовой деятельности.
В ходе финансовой деятельности производится
планомерное и целенаправленное
образование (формирование), распределение
и использование
Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.
Государство осуществляет финансовую деятельность при помощи различных методов (способов), зависящих от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы.
- налоги, с помощью которых государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня (статья 56 БК РФ налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации);
- добровольные взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования и пр.);
- пошлины, которые в отличие от налогов взимаются, как правило, за какие-либо услуги, оказываемые организации или гражданину (государственная, таможенная, судебная пошлина);
- страхование имущества,
- иные методы, например штрафы, платежи.
- финансирование - заключается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств различным субъектам (статья 69.1 БК РФ бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ))
- кредитование - означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности (статья 93.2 БК РФ Бюджетные кредиты, статья 93.3 БК РФ предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам).
Финансирование применяется в
отношении государственных
Расходы и доходы государства в течение года могут быть реализованы только в пределах программных, плановых ассигнований. Доходы должны поступать в фонды денежных средств в строго определенные, заранее установленные соответствующим финансовым планом сроки, от конкретных плательщиков, в указанном объеме. Финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Как видим, финансы отражают в абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве не только в области экономики и социальной сфере, но и, что не менее важно, в области политики, этики, демографии, экологии.
Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.
2. Решите задачу
Студент Обломов за курение в тамбуре пригородного поезда был повернут штрафу, который был взыскан на месте. Обломов штраф уплатил, но на следующий день обжаловал действия сотрудника МПС в вышестоящую инстанцию, мотивируя тем, что в отношении него «был незаконно применен бесспорный порядок списания штрафа, что противоречит нормам финансового права». Проанализируйте действия студента.
Студент Обломов в данной ситуации действительно нарушил Правила поведения на железнодорожном транспорте, т.к. в соответствии с п. 3 ст. 11.17 КоАП РФ курение в вагонах (в т.ч. в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах является правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию (п.3 ст.32.2 КоАП РФ).
Списание
средств в бесспорном порядке
применяется как одна из форм безналичных
расчетов, независимо от наличия правовых
конфликтов между кредитором и должником.
Оно приобретает характер взыскания
только в том случае, если связано
с невыполнением должником
Таким образом, студент Обломов не может обжаловать действия сотрудника МПС в вышестоящей инстанции мотивируя тем, что в отношении него «был незаконно применен бесспорный порядок списания штрафа, что противоречит нормам финансового права». Применение термина «бесспорный порядок списания штрафа» здесь не уместен, так как штраф был оплачен в добровольном порядке наличными денежными средствами непосредственно сотруднику МПС. Данный штраф никакого отношения к нормам финансового права не имеет, а относится к административным правонарушениям. Однако ввиду того, что штраф был взят наличными денежными средствами на месте, что противоречит п.3 статьи 32.2 КоАП РФ, нарушение имеет место.
В Российской Федерации существует ряд нормативных актов, в которых закреплены меры по защите сбережений граждан и защите прав вкладчиков:
- Федеральный закон от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»
- Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»
- Указ Президента РФ от 8 апреля 1996 г. N 494 «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации»
Настоящие нормативные акты устанавливают обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности, ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации. В данных нормативных актах закреплены права вкладчиков, а так же гарантии кредитных организаций по возвратности данных сбережений.
Гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации. Государственный внутренний долг Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан гарантирован государственной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации.
Восстановление
и обеспечение сохранности
Приоритетными
при обслуживании целевых долговых
обязательств Российской Федерации
являются цели, определяемые государственными
программами социального и
Первоочередное обслуживание целевых долговых обязательств Российской Федерации устанавливается для случаев использования их в целях:
- социальной защиты и обеспечения, неотложных социально необходимых нужд;
- экономического стимулирования производства.
Часть денежных
средств, предусматриваемых в
Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.
При этом используется механизм лицензирования коммерческой деятельности той или иной кредитной организации, определяются условия предоставления либо, наоборот, лишения такой лицензии. Тем самым пресекается, в частности, недобросовестная конкуренция. Необходимо также более точное законодательное определение самого инструментария финансового рынка, посредством которого могут вовлекаться средства граждан - вкладчиков.
Кроме того, государство призвано осуществлять действенный контроль за выполнением финансовыми организациями тех функций, круг которых оговорен в соответствующей лицензии.
В условиях хронического социально - экономического кризиса было чрезвычайно сложно найти адекватные меры защищенности граждан по их вкладам в банки.
На сегодняшний день на
отношения между гражданином-
С позиций Закона "О защите прав потребителей" договор банковского вклада - это возмездный договор об оказании услуг. Пункт 1 ст. 423 ГК называет возмездным договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей. Услуга банка по договору банковского вклада - это его действия, обеспечивающие возврат суммы вклада и выплату процентов. Вознаграждение банка за эту услугу состоит в том, что вкладчик предоставляет банку право использовать сумму вклада в течение срока его хранения. Таким образом, услуги по договору банковского вклада банк оказывает вкладчику бесплатно, но не безвозмездно.
Для обеспечения возврата и компенсации убытков создается Федеральный фонд обязательного страхования вкладов, участниками которого выступают Банк России и коммерческие банки (ст. 840 ГК). Банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов (ст. 38, 39 Закона "О банках и банковской деятельности"). По вкладам граждан в банках, в которых Российской Федерации, ее субъектам, а также муниципальным образованиям принадлежит более 50% уставного капитала (например, Сбербанк РФ) или долей участия, эти субъекты несут субсидиарную ответственность по требованиям вкладчика к банку. Способы обеспечения исполнения обязанностей банка по депозитам юридических лиц определяются договором между ними. При заключении договора банковского вклада банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада (п. 3 ст. 840 ГК).
Таким образом, совершенствование механизма защиты прав вкладчиков предполагает признание основополагающего принципа - главную ответственность за результаты деятельности коммерческого банка, включая выполнение обязательств перед вкладчиками - гражданами России, несет не государство, а сам коммерческий банк. Государство может осуществлять здесь лишь регулирующие функции, создавая "плацдарм" для взаимоотношений между вкладчиком и банком.
4. На протяжении длительного
времени коммерческий банк
Кто, в каком порядке, и какие меры может применить к банку в этом случае?
В статье 19 Закона «О банках и банковской деятельности» перечислены случаи, в которых Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры воздействия. В качестве таких случаев определено совершение кредитной организацией следующих деяний (действий или бездействия):
1) нарушение федеральных законов;
2) нарушение нормативных актов Банка России;
3) нарушение предписаний Банка России;
4) нарушение устанавливаемых
Банком России обязательных
5) непредставление информации
в Банк России, физическим и
юридическим лицам по их
6) непредставление информации
в бюро кредитных историй в
случае получения согласия
7) совершение действий, создающих
реальную угрозу интересам
В ч. 2 ст.19 (в ред. Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 97-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации. А также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов; замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Закона о Банке России; осуществления реорганизации кредитной организации;
Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"