Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 19:36, контрольная работа
Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.
Министерство образования и науки РФ
Высшее учебное заведение
Уральский финансово-юридический институт
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Контрольная работа по дисциплине
Финансовое право РФ
Вариант № 5
Выполнила: студент заочного отделения Копытова А. М. ФК 1809
Проверил: доцент Панов Сергей Федорович
г. Екатеринбург, 2013
Финансово-правовые нормы и финансовые отношения.
1. Понятия,
признаки и виды финансово-
Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.
С точки зрения происхождения
финансово-правовых норм их особенность
заключается в том, что они
редко возникают как
Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Это выражается в особенностях:
а) содержания финансово-правовых норм;
б) характера установленных в них предписаний;
в) мер ответственности
за нарушение предусмотренных
г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности.
Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.
Финансово-правовые нормы имеют общие признаки характерные для всех юридических норм и специфические, свойственные финансового права.
К общим признакам финансово-правовой нормы относятся:
Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования.
Специфические особенности финансово-правовой нормы проявляются в:
а) регулируемых правоотношениях – финансовые;
б) содержании финансово-правовых норм;
в) характере установленных в них предписаний;
г) мере ответственности
за нарушение предусмотренных
д) способах защиты прав участников финансовых отношений.
Виды финансово-правовых норм.
В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные - непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Основная масса финансово-правовых норм — регулятивные, поскольку финансовое право не является сугубо охранительной отраслью права, а призвана регулировать определенную группу отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. (ст. 51, 56 НК РФ).
Охранительные - предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. Число охранительных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что связано с необходимостью установления, а в ряде случаев повышения, ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия (ст. 116-129 НК РФ).
Регулятивные и
охранительные нормы
Регулятивные финансово-
Обязывающие - устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство финансово-правовых норм — обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-правовых актах в виде прямых обязательных предписаний (ст. 45 НК РФ). Часто обязывающие финансово-правовые нормы внешне объективируются в законодательстве в нейтральной формулировке (ст. 121 БК РФ - обязанность эмитента - «Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства»).
Запрещающие - устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме (ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам). Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законодательством (ст. 5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете.
Управомочивающие - правовые
нормы, устанавливающие права
Большая часть финансово-правовых
норм это компетенционные нормы,
т.е. такие, которыми устанавливается
компетенция государственных
Преобладание в системе финансово-правовых норм обязывающих (императивных), компетенционных норм, специфика управомочивающих финансово-правовых норм позволяет констатировать, что в целом они имеют императивный характер.
Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от специализации, т.е. операции, которую они выполняют в процессе правового регулирования. Поэтому выделяются так называемые специализированные нормы. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам.
Виды специализированных норм:
- общие (общезакрепительные);
- оперативные;
- коллизионные;
- нормы-дефиниции;
- нормы-принципы.
Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений (ч.1 ст. 2 НК РФ, определяющая общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах).
Оперативные определяют вступление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д. (ст. 1 и 2 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 17 июля 1998 г.).
Коллизионные нормы указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив) (ст. 7 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Она сформулирована так: «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса»).
В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ (ст. 8 НК РФ - понятие налога и сбора; ст. 6 БК РФ - понятия бюджета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.).
В нормах-принципах сформулированы основные начала бюджетного, налогового и другого законодательства, финансовой деятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 3 НК РФ - определяет основные начала законодательства о налогах и сборах).
Структура финансово-правовых норм.
Структура финансово-правовой нормы это ее внутреннее строение, ее составные части: гипотеза, диспозиция, санкция.
Логическая (словесная) структура нормы права также состоит из трех элементов. Условно эта тройственность выражается формулой: «Если (в случае)... – то обязан... – иначе...»
Гипотеза - условия, при наличии которых норма действует и субъекту следует руководствоваться данной нормой. Гипотеза имеет место во всякой финансово-правовой, норме. Гипотеза является строго обязательным элементом любой правовой нормы, и без неё она не существует. "Движение" правовой нормы начинается с гипотезы. В гипотезе указываются юридические факты. Обычно в тексте правового акта она формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже — с использованием слова «в случае». Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются (п. 1 ст. 74 НК РФ).
Диспозиция — указывает на вариант поведения, определяет права и обязанности сторон, при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже — через права.
Санкция — меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы.
Особенности финансово-
Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, денежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф.
Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пени, к карательным — штраф. Часто при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции.
В-третьих, денежные
средства, получаемые в результате
применения санкций финансово-
Необходимо иметь в виду, что понятие «норма» - не синоним понятию «статья» соответствующего нормативного правового акта. Элементы финансово-правовой нормы могут размещаться в разных статьях финансово-правового акта. Например, ч.1 ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.
2. Финансовые правоотношения, их особенности, структура и виды.
Финансовое правоотношение – это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами.
Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"