Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:10, контрольная работа
Предмет финансового права. Понятие финансового права. Система финансового права. Методы правового регулирования. Источники финансового права.
1. Предмет финансового права
Предметом финансового права являются отношения, возникающие в государства возникает 2 группы финансовых отношений: материальные и организационные.
Материальные процессе финансовой деятельности государства. В процессе такой деятельности финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов.
Отношения, возникающие в процессе организации денежной системы страны в целом и финансовой деятельности государства в частности, системы финансовых учреждений государства, обеспечения их деятельности относятся к разряду организационных финансовых отношений.
Общим признаком материальных и организационных финансовых отношений выступает то, что они обусловлены существованием государства и является продуктом его финансовой деятельности.
Признаки материальных
финансовых отношений:
1) являются денежными, поскольку выражают
процесс либо формирования государственного
денежного фонда либо процесс расходования
денежного фонда;
2) опосредуют одностороннее движение
стоимости в денежной форме, не сопряжённое
встречным движением стоимости в товарной
форме;
3) носят распределительный характер;
4) являются разновидностью экономических
отношений;
5) возникают в процессе фин. деятельности
государства, существуют лишь в правовой
форме.
2. Понятие финансового права
Финансовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.
Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.
Финансовое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.
Следует отметить, что общество постоянно борется, за поднятие уровня органов, полномочных принимать акты, относящиеся к актам финансового законодательства. Речь в первую очередь идет об актах бюджетного и налогового законодательства.
Так, в сфере налогообложения эта борьба в прошлом велась по вопросу, кто вправе устанавливать и вводить налоги: органы исполнительной или представительной власти. Особенно острый характер она приобрела в период ранних буржуазных революций, когда монархи лишались этого права и оно переходило в руки парламента. Отсюда даже возник афоризм: «Парламент - дитя налога», а борьба североамериканских колоний за независимость, налоги для которых устанавливал английский парламент, где жители колонии не имели своих депутатов, происходила под лозунгом: «Никаких налогов без представительства в парламенте». В историческом аспекте этот вопрос был решен в пользу парламента и право установления налогов превратилось в его исключительную прерогативу. В некоторых странах даже сформировалось специальное понятие (причем закрепленное на конституционном уровне) - «финансовый закон».
В настоящее время
этот вопрос концентрируется вокруг
того, чтобы вообще лишить органы исполнительной
власти каких-либо полномочий в деле
нормативно-правового
Тем не менее нормы финансового права
содержатся в самых разнообразных правовых
актах.
3. Система финансового права
Финансовое право, подобно многим другим отраслям права, состоит из общей и особенной частей.
Принято считать, что общая часть финансового права (как отрасль права) включает в себя правовые нормы, которые закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию государственных органов, участвующих в финансовой деятельности государства. Эти нормы устанавливают положения, которые распространяются на все разделы и институты особенной части финансового права.
Такое определение этим определением к предмету общей части, нуждается в дополнении содержания общей части финансового права в принципе возражений не вызывает. Однако полагаем, что, во-первых, круг вопросов отнесенных, уточнении и конкретизации. Во-вторых, эта часть финансового права, подобно общей части других отраслей права, состоит из отдельных институтов, т.е. сама по себе является определенной правовой системой.
В частности, она содержит
институт, который можно было именовать
«Управление в области
О существовании такого института свидетельствует
наличие значительного правового массива, посвященного субъектам, осуществляющим
организационную деятельность в сфере
государственных финансов. Фактор организации
государственных финансов практически
реализуется через управление ими. Причем
данное управление реализуется не только
в руководстве процессами движения денежных
средств в определенных направлениях
путем издания государством либо его органом
обязательных предписании, но и в организации
деятельности самих органов государства,
на которые возлагаются те или иные функции
в области государственных финансов. Для
этого государство посредством издания
нормативных актов наделяет свои органы
соответствующей компетенцией, формирует
из них определенную систему, действующую
в режиме иерархии и соподчиненности, устанавливает формы и методы реализации ими своих полномочии.
Словом создается то что в юридической литературе принято называть управление в какой-то области. Еще раз подчеркнем, что управление в области государственных финансов предопределено самим их характером и вытекает из того факта что вне организационных форм такие финансы не существуют. В рамках общей части существует также институт, который мы предложили бы назвать «Правовое регулирование финансового планирования». Финансово-правовая наука признает существование особой разновидности финансово-правовых актов - планово-финансовых актов и наличие в особенной части финансового права института, посвященного одному из видов Финансового планирования - бюджетному, именуемому «бюджетный процесс». Однако объектом финансового планирования выступает не только бюджет, но и все остальные денежные фонды, входящие в состав финансовой системы. Подтверждение тому - большое количество самых разнообразных финансовых планов разрабатываемых и утверждаемых самими различными государственными органами.
Институтом общей части финансового является институт, посвященный организации денежной системы страны. В финансово-правовой литературе его считают институтом особенной части и материал о нем располагается в конце учебников по финансовому праву. Оценка данного института в качестве института особенной части представляется ошибочно во-первых, если исходить из предпосылки, что система особенной части производна от финансовой системы (т.е. финансово-правовые институты отражают объективно существующие финансово-экономические институты), то рассматриваемому институту вообще не из чего взяться, так как государственная финансовая система денежного фонда, именуемая «Денежная система» вообще не знает.
Во-вторых, правовое регулирование денежной системы одинаково касается всех денежных фондов, входящих в состав финансовой системы и опосредованных соответствующими правовыми институтами особенной части финансового права. Иначе говоря «Институт правовые основы денежной системы» не находится в одном горизонтальном ряду с другими институтами особенной части а расположен над ними, что предопределяет его место в общей части финансового права. В-третьих, этот институт имеет выход на все денежные отношения в то время как финансовые отношения являются лишь частью их.
Следовательно, данный институт, как касающийся всех существующих
обществе денежных отношений (финансовых,
регулируемых нормами финансового права;
товарно-денежных или просто денежных,
регулируемых гражданским правом; отношений
по оплате труда, регулируемых трудовым
правом, и т.д.), носит применительно к ним
общий характер. Институтом общей части
финансового права является институт,
именyемый «Финансовое устройство».
Государственные финансы любой страны
носят организованный характер: они подразделены
на определенные фонды денежных средств,
опосредованные финансово-экономическими
институтами. Все это закрепляется соответствующими
правовыми актами.
Нормы, определяющие общие начала формирования
финансовой системы государства и решающие
наиболее принципиальные вопросы структурирования
государственных финансов, как раз и образуют
собой указанный институт.
Общепризнанным институтом общей
части финансового права
Наконец, институтом общей части финансового
права выступает институт, именуемый «Финансово-правовая
ответственность».
То, что за нарушение финансового законодательства
применяется та или иная юридическая ответственность,
факт в общем-то бесспорный. В ряде случаев
правовая природа этой ответственности
сомнения не вызывает - она является либо
уголовной, либо административной.
В других случаях природа этой ответственности
не столь очевидна и мнения исследователей
при ее квалификации делятся между финансово-правовой,
административно-правовой и даже гражданско-правовой
ответственностью. Повергается сомнению
само существование такого вида юридической
ответственности, как финансово-правовая.
В итоге общая часть финансового права (как отрасли права) представлена следующими институтами:
- финансовое устройство;
- правовые основы денежной системы;
- управление в области финансов;
- финансовое планирование;
- финансовый контроль;
- финансово-правовая ответственность.
Каждый из этих институтов
имеет свой выход на институты особенной части
и реализуется через них. Так, финансовое
планирование в своем конкретном осуществлении
распадается на бюджетное планирование,
планирование расходования специальных
денежных фондов, планирование финансов
государственных предприятий и т.п. Финансовый
контроль принимает вид бюджетного контроля,
налогового контроля, ведомственного
контроля и т.д.
Финансово-правовая ответственность в
своем конкретном применении принимает
вид ответственности за нарушение бюджетного,
налогового, валютного и других видов
законодательства, входящих в семейство
финансового законодательства.
Безусловно, что финансовые отношения можно делить на доходные и расходный. В равной мере в зависимости от вида денежного фонда их можно делить на бюджетные, отношения по формированию и распределению внебюджетных фондов, фондов предприятий и т.д. Но это деление производится на основании различных критериев и выраженные им явления существуют в различных классификационных плоскостях. Сводить данные явления в один классификационный ряд, присваивая каждому из них однотипный статус финансово-правового института, - значит нарушать элементарные законы построения систем.
На основании всего изложенного можно, на наш взгляд, сделать вполне определенный вывод, что таких институтов (разделов, подотраслей), как «правовое регулирование государственных доходов» и «Правовое регулирование государственных расходов», особенная часть не содержит. В лучшем случае они могут быть разделами науки или учебного курса финансового права, выделяемых, как писал С.Д. Цыпкин, в целях более детального анализа, усвоения и совершенствования соответствующих нормативных материалов.
4. Методы правового регулирования
Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников фин. отношения посредством определения их прав и обязанностей.
Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Основным методом выступает императивный метод, который в юр. литературе называют односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным, а ранее именовали административным.
Преимущественное применение фин. правом императивного метода объясняется спецификой фин. деятельности государства. В процессе формирования своих денежных фондов оно чаще всего вынуждено добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т.е. путём принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев.
Информация о работе Контрольная работа по предмету "Финансовое право"