Станкевич Оксана Генриховна
Тема 1. Финансы
и финансовая деятельность государства
- Понятие
и функции финансов
- Финансовая
система РБ и ее состав
- Понятие
финансовой деятельности государства
- Принципы
осуществления финансовой деятельности
государства
- Методы
и формы осуществления финансовой деятельности
государства
- Субъекты
финансовой деятельности государства
(самостоятельно)
1.
2 аспекта понимания финансов:
- Экономический:
Это совокупность экономических (денежных)
отношений, возникающих при распределении
ВВП и части национального дохода в процессе
создания, распределения и использования
фондов денежных средств.
- Материальный:
Это совокупность денежных средств (централизованных
и децентрализованных).
Характерные признаки финансов:
- Денежный
характер (всегда).
- Распределительный
характер отношений.
- Безэквивалентный
односторонний (однонаправленный) характер
движения денежных средств.
- Движение
денег в финансовых отношениях осуществляется
через денежные фонды.
Функции финансов:
- Распределительная:
посредством финансов происходит распределение
ВВП.
- Контрольная:
с помощью финансов контролируется распределение
ВВП по соответствующим фондам и расходование
их по целевому назначению.
2.
2 аспекта понимания финансовой
системы:
- Экономический
аспект: это совокупность финансовых институтов
(различных групп денежных отношений).
- Институциональный
аспект: это совокупность государственных
органов и учреждений, осуществляющих
финансовую деятельность.
Звенья финансовой системы:
- Бюджетная
система.
- Внебюджетные
государственные целевые фонды.
- Финансы
предприятий различных форм собственности.
- Имущественное
и личное страхование.
- Кредит
государственный и банковский.
3+4.
Финансовая деятельность
государства – это особый вид
государственной деятельности, направленный
на создание, распределение и использование
определенных фондов денежных средств,
как централизованных, так и децентрализованных,
необходимых для финансового
обеспечения деятельности органов
государства, безопасности и обороны
страны, социально-экономического развития
общества.
Принципы финансовой деятельности
государства:
- Законность
- Приоритет
публичных интересов.
- Социальная
направленность.
- Гласность.
- Плановость.
- Самостоятельность
финансовой деятельности органов местного
управления и самоуправления.
5.
Методы – конкретные приемы
и способы, посредством которых
государство осуществляет финансовую
деятельность:
- Метод
обязательных платежей (налог, фонд соц.
защиты).
- Метод
добровольных платежей (пожертвование,
лотереи).
- Финансирование
(безвозмездность, безвозвратность).
- Кредитование
(на возмездной основе, срочность).
Формы осуществления финансовой
деятельности государства:
- Правовые
(требуют правового оформления).
- Неправовые
(не требуют правового оформления).
6.
Тема 2. Финансовое право РБ
- Понятие
финансового права и его предмет
- Метод
ФП
- Связь
ФП с другими отраслями права (САМОСТОЯТЕЛЬНО)
- Система
ФП
- Источники
ФП
1.
Финансовое правов рассматривается
в 3 авпектах:
- Финансовое
право как отрасль права - совокупность
юридических норм, регулирующих общественные
отношения, возникающие в процессе образования
(формирования), распределения и использования
централизованных денежных фондов
государства, необходимых для осуществления
функций.
- Финансовое
права как наука - совокупность знаний,
положений, категорий, выработанных учеными,
изучающими систему норм финансового
права, анализирующими практику их применения.
- Финансовое
права как учебная дисциплина – учебный
курс предусматривает обучение студентов
тем правовым нормам, которые в совокупности
образуют финансовое право как отрасль
права, и науке финансового права.
Предмет финансового
права – общественные отношения,
возникающие в сфере финансовой
деятельности государства по поводу
образования, распределения и использования
центральных фондов денежных средств.
Государство
Деньги
Деньги
Особенности
общественных отношений, составляющих
предмет финансового права
Нет государственного
фонда – нет финансовой деятельности
- Возникновение
в процессе формирования, распределения
и использования централизованных денежных
фондов государства
- Имеют
денежный характер
- Имеют
властный характер, который обусловлен
обязательным участием государства в
данных отношениях
- Характеризуются
неравенством сторон
- Изначально
имеют конфликтный характер
Финансовое право –
это самостоятельная отрасль
права, представляющая собой совокупность
юридических норм, регулирующих общественные
отношения, которые возникают в
процессе образования, распределения
и использование денежных фондов
государства в целях осуществления
им публичных функций.
Вопрос 2. Метод финансового
права.
Метод правового регулирования
– совокупность приемов и способов
регламентации общественных отношений.
В финансовом праве основной
метод – административно-правовой
(императивный).
Особенности метода в финансовом
праве:
- Преобладание
в финансово-правовом регулировании (позитивных
обязываний)
- Императивный
характер.
- Юридическое
неравенство субъектов финансовых правоотношений.
Вопрос 3. Связь финансового
права с другими отраслями
права
- С
конституционным правом
- С
административным правом
- С
гражданским правом
- С
хозяйственным правом
- С
банковским правом
- С
правом социального обеспечения
Вопрос 4. Система финансового
права
Общая часть:
- Финансово-правовые
нормы о принципах, формах и методах финансовой
деятельности государства
- Финансово-правовые
нормы, закрепляющие систему органов,
осуществлящих финансовую деятельность,
их компетенцию
- Финансово-правовые
нормы, регулирующие отношения в сфере
финансового контроля.
Особенная часть:
- Бюджетное
право (подотрасль).
- Налоговое
право (подотрасль).
- Правовое
регулирование государственных доходов
и государственных расходов (правовой
институт).
- Правовое
регулирование государственных займов
и государственного долга (правовой институт).
- Правовые
основы денежного обращения (правовой
институт).
- Правовые
основы валютного регулирования и валютного
контроля (правовой институт).
Вопрос 5. Источники финансового
права
Источники финансового права
– это правовые акты (+ международные
договора), содержащие нормы финансового
права.
Конституция РБ (ст. 56, раздел финансово – кредитная
система, глава - комитету государственного
контроля) |
Законы РБ, декреты и указы Президента
РБ (законодательные
акты) |
Заключения и решения Конституционного
Суда РБ (контроль ) |
Международные договоры РБ (двойное
налогообложение, кредиты) |
Постановления Совета Министров РБ
|
|
|
Нормативные правовые акты Национального
банка РБ, министерств, иных республиканских
органов государственного управления |
|
|
Решения местных Советов депутатов,
исполнительных и распорядительных
органов |
|
|
Законы РБ:
кодифицированные |
некодифицированные |
Бюджетный кодекс РБ от июля 2008 г. №412-3 |
Закон о республиканском бюджете
(принимается ежегодно) |
Налоговый кодекс РБ общая часть от 19 декабря 2002 г. № 166-3 Особенная
часть от 29 декабря 2009 г. № 71-3 |
«О Комитете государственного контроля
РБ и его территориальных органах»
от 1 июля 2010 г. № 142-3 |
Банковский кодекс РБ от 25 октября 2000 г. № 441-3 |
«О валютном регулировании и валютном
контроле» от 22 июля 2003 г. № 226-3 |
|
«Об аудиторской деятельности» от
8 ноября 1994 г. № 3373 – XII |
Декреты Президента РБ |
Указы Президента РБ |
«Об упорядочении предоставления льгот
по налогам и тамженным платежам» от 27 февраля 2001
г. №6 |
«О совершении контрольной (надзорной)
деятельности в РБ» от 16 октября
2009 г. № 510 |
«О мерах по упорядочению игорного
бизнеса в РБ» от 1 декабря 1998 г.
№ 21 |
«О совершенствовании правового
регулирования порядка оказания
государственной поддержки юридическиим лицам и индивидуальным
предпринимателям» от 28 марта 2006 г. № 182 |
«О едином налоге индивидуальных предпринимателей
и иных физических лиц о некоторых
мерах по регулированию предпринимательской
деятельности» от 27 января |
«Об уточнении отдельных показателей
республиканского бюджета на 2012 год…»
от 29 декабря 2012 г. № 577 |
Постановления Совета Министров
РБ
- О
мерах по реализации Закона РБ от 30 декабря
2011 года «О республиканском бюджете на
2012 год» от 1 февраля 2012 г. № 108
- Вопросы
министерства финансов РБ от 31 октября
2001 г. № 1585
Постановление Министерства финансов |
Постановление правления национального
банка РБ |
Постановление министерства по налогам и сборам
РБ |
|
Инструкция о банковском переводе |
О мерах |
Тема 3. Финансовый контроль
- Понятие
и задачи ФК
- Принципы
ФК
- Виды
ФК
- Методы
ФК
- Порядок
организации и проведения контроля
- Оформление
результатов проверки
- Субъекты
финансового контроля и их полномочия
1.
Два аспекта понятия «финансовый
контроль»:
- Строго
регламентированная контрольная деятельность
специальных органов за соблюдением финансового
законодательства и финансовой дисциплины
всеми субъектами финансовых правоотношений.
- Неотъемлемый
элемент управления финансовыми и денежными
потоками для обеспечения целесообразности
и эффективности финансовых операций.
Финансовый контроль –
регламентированная законодательством
деятельность по контролю за законностью
и целесообразностью действий в области
образования, распределения и использования
денежных фондов государства в целях эффективного
социально-экономического развития страны.
Задачи финансового контроля:
- Обеспечение
своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед государственными
фондами всеми субъектами финансовых
правоотношений.
- Содействие
эффективному и целевому использованию
средств государственных фондов, а также
рациональному расходованию материальных
ценностей.
- Обеспечение
правильности ведения бухгалтерского
учета и достоверности отчетности.
- Выявление
резервов роста финансовых ресурсов, прибыли
и рентабельности проверяемых субъектов.
- Устранение
и предупреждение нарушений финансовой
дисциплины.
2.
Принципы ФК
Лимская декларация (НАЙТИ! –
изложить суть этих принципов) – руководящих
принципов контроля (принята IX Конгрессом
Международной организации высших органов
финансового контроля(ИНТОСАИ) в г. Лиме
(Республика Перу) в 1977 г.)
Закрепляет следующие
принципы:
- Независимость
- Объективность
- Ответственность
- Гласность
Указ № 510 «О совершенствовании
контрольной деятельности в РБ»
- Презумпции
добросовестности и невиновности проверяемого
субъекта.
- Законности
при назначении, проведении, оформлении
результатов проверки.
- Открытости
и доступа НПА.
- Равенства
прав и законных интересов всех проверяемых
субъектов.
- Открытости
информации о включении проверяемых субъектов
в координационный план контрольной деятельности.
- Ответственности
контролирующих органов (Лимская декларация).
- Предупреждения
совершения правонарушений.
3.
В зависимости от субъектов,
осуществляющих контроль:
- Государственный
- Общегосударственный
(вневедомственный).
- Ведомственный