Место правоохранительных органов в аппарате современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение места и роли правоохранительных органов в структуре современного государства, т. е. их место и роль в аппарате государства. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать общую характеристику аппарату современного государства;
рассмотреть принципы деятельности и организации аппарата современного государства;
охарактеризовать систему правоохранительных органов современного государства;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………………….. 5
1 Аппарат современного государства ..………………………...……. 5
1.1 Общая характеристика аппарат государства.…………………..... 5
1.2 Принципы деятельности и организации аппарата государства...10
2 Правоохранительные органы в государственном аппарате............14
2.1 Система правоохранительных органов ………....……………... 14
2.2 Задачи и функции правоохранительных органов ..…….………19
Заключение ……………………………………………………..……24
Список использованных источников …………………….…….....…26

Файлы: 1 файл

Реферат Место правохранительных органов в аппарате современного государства.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………...3

Основная  часть……………………………………………………….. 5

1 Аппарат современного государства ..………………………...……. 5

1.1 Общая характеристика аппарат государства.…………………..... 5

1.2 Принципы деятельности и организации  аппарата государства...10

2 Правоохранительные органы в  государственном аппарате............14

2.1 Система правоохранительных  органов ………....……………... 14

2.2 Задачи и функции правоохранительных  органов ..…….………19

Заключение ……………………………………………………..……24

           Список использованных источников …………………….…….....…26

 

Введение

 

Актуальность  выбранной темы. Большинство направлений государственной и общественной жизни общества охватываются сферой деятельности государства и его органов, где одним из главных направлений согласно Конституции Российской Федерации является обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных организаций, проведение мероприятий по борьбе с правонарушениями и преступлениями.

Конституция Российской Федерации требует, чтобы все  государственные органы выполняли  перечисленные задачи. Однако деятельность большей части государственных органов не прекращается их решением. В то же время обеспечением именно законности и правопорядка занимаются органы, специально для этого созданные, – правоохранительные органы, которые имеют отношение к реализации всех функций государства, что требует соответствующего современного правового обеспечения. Одновременно с этим применение каждым отдельным государственным органом всех форм правовой деятельности обеспечивает эффективное выполнение государственным аппаратом в целом функций государства, что обусловливает актуальность выбранной нами темы.

Предметом анализа являются общественные отношения, определяющие место  роль правоохранительных органов в структуре современного государства.

 Объектом изучения выступают особенности характеристики аппарата государства и места и роли правоохранительных органов в механизме государства.

Целью данной работы является изучение места и роли правоохранительных органов в структуре современного государства, т. е. их место и роль в аппарате государства. Для реализации поставленной цели  были сформулированы следующие задачи:

дать общую характеристику аппарату современного государства;

рассмотреть принципы деятельности и  организации аппарата современного государства;

охарактеризовать систему правоохранительных органов современного государства;

определить задачи и функции  правоохранительных органов в  аппарате современного государства, установив тем самым их место и роль в структуре современного государства.

Основная часть

1 Аппарат современного государства

 

1.1 Общая характеристика аппарата государства

 

Разнообразие государственных  функций, форм и методов их реализации объясняет наличие довольно развитой системы государственных органов, в числе которых в современном государстве выделяют главу государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, суды, органы государственного принуждения, вооруженные силы. Совокупность названных органов охватывается понятием аппарат государства.

По мнению Т. Н. Радько понятием «аппарат государства» характеризуется, прежде всего, статическая сторона государства. Аппарат государства создается в соответствии со стоящими перед государством задачами и целями для реализации его функций. В последнем случае аппарат государства связывается с динамической стороной существования и деятельности государства.

В юридической литературе понятие «аппарат государства» не является однозначным. Одни ученые под аппаратом государства понимают систему органов, с помощью которых осуществляется государственная власть (М. И. Байтин, М. Н. Марченко); другие включают сюда органы государства и государственные организации. При этом различаются два вида государственных организаций:

  1. осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения);
  2. реализующие экономическую и социально-культурную функции (образовательные, научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.).

Несмотря на различные  подходы к пониманию аппарата государства, на мой взгляд, нельзя не отметить то обстоятельство, что все точки зрения совпадают в основном – в каждой из них подчеркивается наличие системы органов государства, призванных решать стоящие перед государством задачи, реализовать осуществляемые ими функции.

В. К. Бабаев определяет аппарат государства как структурно оформленную систему средств государственного воздействия на общественные процессы, в котором есть следующие элементы:

    1. государственные органы;
    2. публичные службы и корпорации;
    3. процедуры принятия государственных решений;
    4. ресурсное обеспечение1.

Как мне кажется, в подобном подходе к аппарату государства полнее отражаются государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия. Одним из наиболее весомых доказательств являются конституционные характеристики государства.

Особенность государственного органа состоит в том, что он имеет  определенные (установленные) законом полномочия по осуществлению государственной власти; он имеет свою компетенцию, состоящую из прав и обязанностей по выполнению государственных функций. Кроме того, орган государства создается государством и действует от его имени. Он имеет также определенную самостоятельность, характеризуется организационной обособленностью, его решения обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства, вследствие чего не каждое государственное учреждение может считаться государственно-властным органов и входить в аппарат государства.

Совокупность властных полномочий органа государства определяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Осуществление государственным органом полномочий может проходить в порядке, установленном Конституцией либо законами. Органу предоставляется право:

  1. принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых или индивидуальных актов применения права;
  2. проводить организованную, контрольную или иную властную деятельность;
  3. применять государственное принуждение к лицам и организациям, не выполняющим общеобязательных решений данного органа либо иных органов государства2.

Аппарат государства при подобном понимании, по мнению Т. Н. Радько, позволяет характеризовать действие государства, его активную сторону, отражающую деятельность, направленную на реализацию его функции и стоящих перед ним задач.

Таким образом, аппарат государства – понятие, включающее систему органов государства, ее действие (деятельность органов государства и взаимосвязанных с ним структур, т. е. тех, кому поручено осуществление государственно-властных функций). При этом невозможно представить существование и действие указанных частей аппарата государства без соответствующих полномочий, правовых форм, методов и средств.

По мнению Т. Н. Радько, факторами, предопределяющими стабильность, непротиворечивость и согласованность аппарата государства, являются: единство политической основы, на которой строится деятельность органов государства; единство принципов, лежащих в основе построения и деятельности государственных органов, организаций и учреждений, входящих в аппарат государства, общность экономического пространства, экономической основы; наличие единой официальной идеологии в большинстве стран мира; общность конечных целей, непосредственных и конечных задач, стоящих перед государством3.

Говоря о стабильности, устойчивости аппарата государства, необходимо отметить и другие его характерные признаки:

  • аппарат государства является результатом необходимости осуществлять каждым конкретным государством те или иные основные и неосновные функции, которые неизбежно требуют соответствующего государственно-правового реагирования;
  • аппарат государства всегда строится на единых принципах организации и деятельности;

 – аппарат государства в каждом из современных государств имеет сложную многоуровневую структуру, что объясняется необходимостью решения различных по своей сложности управленческих задач, стоящих перед государством;

 – аппарат  любого государства характеризуется наличием необходимых материальных ресурсов, материальных структур, без которых он не может нормально функционировать;

  • в аппарате государства присутствует человеческий фактор, заключающийся в наличии людей, специально занимающихся реализацией властных функций, выполняющих руководящие, управленческие, организационные и тому подобные функции, осуществляющих правотворчество, исполнение правовых предписаний, охрану их от нарушений.

Аппарат государства, как и всякое сложное системное образование, состоит не только из государственных органов, но и их связей. В теории государства и права изучается лишь основная структурная связь, которая соединяет все органы государства в единый целостный механизм, действующий целенаправленно и согласованно.

Под структурой аппарата государства понимается его внутреннее строение, внутренние части, создаваемые для выполнения определенной государственной работы, т.е. для осуществления определенный государственно-властных структур.

Государственные органы, выполняя различные функции, должны быть едиными в понимании исходных задач государства и обеспечивать их решение. История государства выделяет три способа согласования элементов государственного аппарата:

1)   сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица;

2) разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;

3) организация органов государства, основанная на принципах демократического централизма.

Вследствие того, что Российская Федерация является федеративным государством, ее аппарат состоит из федеральных органов и органов субъектов Федерации.

Основными составными частями аппарат современного российского государства выступают его законодательные органы, органы исполнительной власти, судебные и контрольно-надзорные органы.

Таким образом, под аппаратом (механизмом) государства понимается специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

В любом современном  демократическом государстве его  механизм представляет собой единую, взаимосвязанную, взаимоуравновешенную, централизованную иерархическую систему органов (а также предприятий и учреждений), через которую государство осуществляет свои функции и государственную власть.

 

1.2 Принципы  деятельности и организации механизма  государства

 

Принципы формирования механизма государства определяют принципиальные основы его формирования, организации и функционирования. Однако в силу того, что до настоящего времени не сформулировано единое понимание принципа организации и деятельности механизма государства, не определены критерии их выделения, название и соответственно перечень принципов отличается большой вариативностью.

Вопрос о принципах  организации и деятельности механизма  государства охватывает теорию принципов  деятельности механизма государства, методы их классификации, содержание, вкладываемое в тот или иной принцип, название, количество и т. д. К примеру, М. Н. Марченко называет следующие основные принципы деятельности механизма (аппарата) государства: оптимальность построения и функционирования, эффективность действия, законность и конституционность, профессионализм государственных служащих, соблюдения ими высоких этических требований, политическая лояльность государственных чиновников и депутатов парламентов.

Несколько иной подход к  построению системы принципов государственного механизма дает М. И. Байтин, который  предлагает различать общие принципы государственного механизма, относящиеся к механизму государства в целом, и частные, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. Общие принципы в свою очередь делятся на принципы, выраженные в Конституции РФ (народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность), и принципы, закрепляемые в федеральных законах, к которым, по его мнению, относятся принципы, сформулированные в законе о госслужбе (верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, равный доступ граждан к госслужбе, профессионализм и компетентность госслужащих, гласность службы, внепартийность, ответственность служащих за принимаемые решения, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами; единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; отделение религиозных объединений от государства; экономичность государственной службы).

Информация о работе Место правоохранительных органов в аппарате современного государства