Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра Истории Казахстана и СПД
СРС
На тему: Налоговая и финансовая политика РК
Выполнила: Мухамеджанова Г 1-066
Проверила: Ламанова А.С
Караганда 2015
План:
- Введение.
- Налоги: теория,сущность и функция.
- Налоговая система в Республике Казахстан: проблемы реформирования и тенденции развития.
- Финансовая система РК
- Список литературы.
Введение:
Налоговая система - болевая точка реформируемой экономики. Она является важнейшей составной условий экономического развития Казахстана. В наши дни налоги должны стать частью комплексных системных реформ, направленных на решение основных задач, стоящих перед обществом. Формируя основы налоговой политики, правительство РК столкнул. Сущность ее в том, что одновременно нужно учитывать множество обстоятельств и факторов: налоговая политика должна гарантированно обеспечить доходную часть государственного и местного бюджетов; ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложения должен быть максимально прост, надо чтобы платить налоги стало психологически предпочтительней. Предпочтительность с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы.
I.Налоги: теория, сущность и функции
- Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика. (Пр.: Подоходный налог). Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства распределения налогового бремени
Налоги выполняют следующие функции:
- 1. Фискальная (мобилизационная) функция; т.е. государство собирает налоги для финансирования соответствующих доходов.
- 2. Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.
- 3. Регулирующая функция заключается в обеспечении пропорции между потреблением населения посредством изъятия части текущих доходов и их направления на развитие производства.
- 4. Стимулирующая - создание различных стимулов по экономическому росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.
В налоговой теории существует такое понятие как ставка налога - величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные - по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки - размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д. С.). Регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков
II.Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:
- 1. Стабильность налоговой системы;
- 2. Упорядоченность механизма сбора налогов;
- 3. Льготирования конечной продукции, а не факторов производства;
- 4. Субординация местных и общегосударственных налогов;
- 5. Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики ;
- 6. Законодательное право налогоплательщика на информацию;
- 7. Простота налоговой системы;
- 8. Нейтральность системы налогообложения.
История развития налоговой системы
- Период 1994-95 г. - первый этап, 1996 - 98 г. - второй, создание новой налоговой системы.
- На первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый кодекс закладывающий базовую основу новой системы.
- Налоговые отношения укрепились практикой. С 1 июля 1995 г. В Казахстане действует новый Налоговый Кодекс. Он основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономике быстрей переориентироваться на рыночные отношения, и отвечает интересам государства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговых отношений - важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ в Казахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когда закон не воспринимается жизнью. Государственная налоговая служба Казахстана была еще создана в 1991 г. по Назарбаева в целях дальнейшего совершенствования системы контроля за соблюдением налогового законодательства. 1995 год стал самым революционным в первом пятилетии - год больших экспериментов радикального реформирования налоговой системы республики Казахстан.
Финансовая система РК.
Финансовая система- это совокупность отношений, на основе которых образуются и используются денежные фонды, а также совокупность органов, организующих эти отношения.
Понятие финансовой системы в широком значении представлено 3 группами институтов, которые опосредуют:
1. Денежные средства населения;
2. Денежные фонды юридических лиц;
3. Денежные фонды государства.
Подсистемы финансовой системы РК
Принципы построения финансовой системы
1.Сочетание централизма и демократизма.
2.Соблюдение республиканских и региональных интересов.
3.Принцип единства финансовой системы.
4.Принципы функционального назначения отдельных элементов финансовой системы.
14
Структура финансового
механизма
Механизм хозяйственных Страховой
субъектов: механизм
1)Финансовые методы.
2)Финансовые рычаги.
3)Правовое обеспечение.
Механизм 4)Нормативное обеспечение.
государственных 5)Информационное обеспечение.
финансов:
1)Бюджетный механизм
(республиканский, местный).
2)Механизм внебюджетных фондов.
3)Механизм государственных кредитов.
Финансовая система – это совокупность финансовых рынков и финансовых посредников.
16
В соответствии Указом Президента Республики Казахстан имеющем силу закона “О налогах и других обязательный платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. к местным налогам относятся следующие налоги:
- 1) Земельный;
- 2) На имущество с юридических и физических лиц;
- 3) Налог на транспортные средства;
- 4) Сбор за регистрацию физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц;
- 5) Сборы за право заниматься отдельными видами деятельности;
- 6) Сбор с аукционных продаж.
Заключение
Налоговая И финансовая системы лежат в основе интенсивного наращения теневых операций. В результате, так называемые “недоборы" планируемых поступлений в бюджет имеют не только криминальную основу, но и являются результатом естественной самозащиты хозяйствующих субъектов от налогового давления. Руководители любого предприятия и предприниматели поставлены перед выбором: либо они платят все налоги и обрекают себя на банкротство, либо прячут все, что могут, и продолжают жить. Ясно, что предпочтение отдается другому.
Список литературы:
1. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 1995-№6 стр.37-39
2. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета - 1996 г. - 17 июля.
3. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана - 1996 - № 4 - стр.39-42.
4. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.] // Казахстанская правда - 1996 - 9 июля.
5. Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона “О налогах и др. обязательных платежах в бюджет”/ Казахстанская правда - 1997 г. - 10 января.
9
10
12
13
14
15
16