Новые полномочия банка России в связи с созданием мегарегулятора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

России требуется мегарегулирование на финансовом рынке по многим причинам, главная из которых — высокий уровень системного риска. Сегодня более 90% крупнейших по активам российских финансовых организаций входят в состав финансовых холдингов (конгломератов) и, таким образом, обеспечивают трансляцию рисков между секторами финансового рынка, формируют и приумножают системный риск. Причиной создания мегарегулятора власти называют низкую эффективность работы наших финансовых рынков. То есть, ФСФР не справляется со своими обязанностями. Поэтому ведомство решили присоединить к «Банку всех банков», создавая в нём отдельный комитет — по финансовому надзору.

Файлы: 1 файл

мегарегулятор.docx

— 19.97 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

 

 

Эссе по курсу

«Финансовое право»

 

на тему: «Новые полномочия банка России в связи с созданием мегарегулятора»

 

 

 

Выполнила студентка

 группы СФМ5-14а

Кузнецова М.А.

Научный руководитель:

К.э.н., доцент

Аладьева М.А.

 

 

Москва 2013

 

России требуется мегарегулирование  на финансовом рынке по многим причинам, главная из которых — высокий  уровень системного риска. Сегодня  более 90% крупнейших по активам российских финансовых организаций входят в  состав финансовых холдингов (конгломератов) и, таким образом, обеспечивают трансляцию рисков между секторами финансового  рынка, формируют и приумножают  системный риск.

Типовой мегарегулятор, как  показывает практика, сочетает функции  регулирования (правоустановления) и  надзора (правоприменения) на финансовом рынке; это независимый неправительственный  орган, финансируемый не только из бюджетных  источников; он подотчетен (но не подчинен!) органам исполнительной власти —  как правило, правительству в  целом или министерству финансов, реже — президенту, иногда — парламенту, что исключает возможность вмешательства  в деятельность мегарегулятора. Наконец, это специально созданное юридическое  лицо в специальной организационно-правовой форме (организация публичного права  и т. п.), коллегиальный орган.

Центральный банк России стал мегарегулятором финансового рынка. Данный Закон вступил в силу 1 сентября 2013 г., за исключением отдельных  положений (ч. 1 ст. 50 Закона N 251-ФЗ).

Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена. Её функции перешли  к Службе Банка России по финансовым рынкам, которую возглавил Сергей Швецов.

Причиной создания мегарегулятора власти называют низкую эффективность  работы наших финансовых рынков. То есть, ФСФР не справляется со своими обязанностями. Поэтому ведомство  решили присоединить к «Банку всех банков», создавая в нём отдельный  комитет — по финансовому надзору.

ЦБ теперь будет следить  за пенсионными накоплениями, обязательными  видами страхования, деятельностью  акционерных обществ и биржей. Эльвира Набуллина даже заявляла в Думе, когда депутаты утверждали её в должности главы ЦБ, что  мегарегулятор поможет остановить отток капитала из России, который  в этом году, по прогнозам Минэкономразвития, составит $50 млрд. Министр финансов Антон Силуанов, в свою очередь, указывал, что с помощью мегарегулятора новую волну кризиса удастся  пережить с наименьшими потерями.

Банк России наделяется рядом  новых полномочий, что позволит ему  выполнять роль регулятора всего  российского финансового рынка. До настоящего времени таким регулятором  являлась ФСФР России.

По большей части новые  полномочия Банка России указаны  в новой редакции Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (далее - Закон о Банке  России). 

Далее я хотела бы рассмотреть  наиболее значимые полномочия Банка  России, которые ему передаются в  соответствии с Законом N 251-ФЗ. 
1. Полномочия в области определения единой политики развития российского финансового рынка

Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений  развития финансового рынка и  обеспечивает выполнение основных направлений  развития финансового рынка (п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона о Банке России в новой  редакции). 
Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования российского финансового рынка (п. 1.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции). 
У ФСФР России не было таких широких полномочий по формированию единой государственной политики в области функционирования российского финансового рынка

Полномочие по принятию нормативных  правовых актов по вопросам своего ведения предусматривалось ранее (ст. 7 Закона о Банке России), однако в связи с расширением сфер ведения Банк России сможет принимать  правовые акты по большему числу вопросов

2. Полномочия в  области бухгалтерского учета

В области бухгалтерского учета Банк России наделяется большим  объемом полномочий по сравнению  с тем, который был у ФСФР России в этой сфере.

В настоящее время основные полномочия в сфере государственного регулирования бухгалтерского учета  находятся в ведении Минфина  России. Изменения в этой части  в действующее законодательство еще не вносились, однако для реформирования законодательства о бухгалтерском  учете еще есть время. Как установлено  в ч. 10 ст. 49 Закона N 251-ФЗ, нормы о  полномочиях Банка России в сфере  утверждения отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных  финансовых организаций вступают в  силу с 1 января 2015 г.

ЦБ утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета  для некредитных финансовых организаций (п. 14 ст. 4 Закона о Банке России в  новой редакции), а также утверждает план счетов бухгалтерского учета для  некредитных финансовых организаций  и порядок его применения (п. 14.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой  редакции).

3. Полномочия в  области мониторинга отдельных  показателей развития российского  финансового рынка

Банк России наделяется широкими полномочиями по регулированию финансовой сферы российской экономики, в частности  по обобщению сведений о состоянии дел в сфере его компетенции. Ранее ФСФР России была наделена сходными полномочиями, но только в более узкой сфере регулирования.

Проводит анализ и прогнозирование  состояния российской экономики, публикует  соответствующие материалы и  статистические данные (п. 18 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)

Банк России получил особые полномочия в области учета прямых инвестиций в российскую экономику, которых не было у ФСФР России. Представляется, что наделение Банка России функцией мониторинга этого экономического показателя связано с возложением  на него особых полномочий мегарегулятора финансового рынка. Отметим, что  ранее учет данного показателя мог  осуществляться лишь несколькими регулирующими  органами, не отвечающими за всю  финансовую сферу российской экономики (Минэкономразвития России, ФСФР России, Минфином России и т.д.).

Осуществляет официальный  статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из РФ за рубеж в соответствии с российским законодательством (п. 16.2 ст. 4 Закона о Банке России в  новой редакции)

Самостоятельно формирует  статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию  и прямых инвестиций из РФ за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок  предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая  формы федерального статистического  наблюдения (п. 16.3 ст. 4 Закона о Банке  России в новой редакции)

4. Полномочия в  области регулирования деятельности  отдельных участников финансового  рынка

Наделяется всеми ранее  находившимися в компетенции ФСФР России  полномочиями в сфере регулирования рынка ценных бумаг:

- регистрация более широкого  круга выпусков эмиссионных ценных  бумаг и проспектов ценных  бумаг, регистрация отчетов об  итогах выпусков эмиссионных  ценных бумаг (п. 10 ст. 4 Закона  о Банке России в новой редакции);

- контроль и надзор  за соблюдением эмитентами требований  российского законодательства об  акционерных обществах и ценных  бумагах (п. 10.1 ст. 4 Закона о Банке  России в новой редакции);

- регулирование, контроль  и надзор в сфере корпоративных  отношений в акционерных обществах  (п. 10.2 ст. 4 Закона о Банке России  в новой редакции)

Однако и ранее по определенным вопросам Банк России мог осуществлять регулирующие функции в этой сфере. Он не имел обширных полномочий в области  отношений на рынке ценных бумаг, но ему были предоставлены соответствующие  полномочия в той части, которая  касалась кредитных организаций.

Осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью  некредитных финансовых организаций  (п. 9.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции), в том числе:

- устанавливает требования  к их собственным средствам  (капиталу) или чистым активам,  обязательные (финансовые, экономические)  нормативы, а также иные требования  в соответствии с федеральными  законами, регулирующими деятельность  данных организаций (ст. 76.4 Закона  о Банке России);

- проводит проверки их  деятельности, направляет им обязательные  для исполнения предписания, а  также применяет к указанным  организациям иные предусмотренные  законодательством меры (ст. 76.5 Закона  о Банке России);

- устанавливает обязательные  для таких организаций сроки  и порядок составления и представления  отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (ст. 76.6 Закона о Банке России);

- ведет базы данных  о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и  иных лицах, в отношении которых  получает персональные данные, в  рамках реализации возложенных  на него функций (ст. 76.7 Закона  о Банке России) и т.д. 
          Осуществляет контроль за соблюдением требований российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 18.3 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)

Осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц  и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым  законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному  страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда  по негосударственному пенсионному  обеспечению (п. 18.4 ст. 4 Закона о Банке  России в новой редакции)

Разрабатывает и реализует  политику по предотвращению, выявлению  конфликтов интересов и управлению  ими (ст. 4.1 Закона о Банке России в новой редакции).

5. Полномочия в  области международного сотрудничества  и взаимодействия

В соответствии с Законом N 251-ФЗ в сфере международного сотрудничества Банк России наделен несколько иным объемом полномочий по сравнению  с ФСФР России.

ЦБ может участвовать  в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового  рынка, в том числе участвовать  в их капиталах (ст. 9 Закона о Банке  России в новой редакции).

Также ЦБ наделяется правом обратиться к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе конфиденциальных, включая документы, содержащие сведения, которые составляют банковскую тайну (ст. 51.1 Закона о Банке России в  новой редакции)

Вследствие появления  у Банка России новых полномочий можно выделить следующие потенциальные  плюсы и минусы.

Во-первых, страховой рынок  будет регулироваться столь же жестко, как сейчас регулируется банковский. Это сокращает риски банкротств страховых компаний и повышает шансы  потребителей отстоять в случае конфликта  со страховщиками свои интересы. Но не исключено и повышение тарифов  – издержки жесткого надзора со стороны российской власти российский бизнес спокон веков перекладывал на плечи российских граждан.

Во-вторых, возможно, сократится число чиновников, надзирающих за финансовым рынком. Банк России вберет в себя все ведомства, доселе этим занимающиеся. Впрочем, сокращение ведомств в нашей стране не всегда симметрично  сокращению аппарата. Даже сейчас штатная  численность российского Центробанка  составляет 70 тыс. – поболе будет  только у миллиардной Индии и  полуторамиллиардного Китая.

Банк России – структура, находящаяся вне правительственной  вертикали. Соответственно, и мегарегулятор, скорее всего, останется независимой  от правительства структурой – как  в большинстве развитых стран. Мегарегулятор позволит  ликвидировать различные злоупотребления, поскольку стандарты и правила станут едиными.

Также есть шанс, что с  появлением финансового мегарегулятора сдвинется с мертвой точки  весь тот законодательно-нормативный  долгострой, который мешает развитию нормального финансового рынка  в России. Многие законы либо не приняты  годами, либо вообще остаются в мечтах и прожектах. Пока у нас нет  ни регулирования взимания долгов, ни процедуры личного банкротства, ни нормальной защиты прав миноритариев, ни отлаженных возможностей среднему классу участвовать в инвестициях, в фондовом рынке.

Среди негативных моментов можно выделить следующие последствия:

— конфликт интересов, возникающий  вследствие концентрации у Банка  России множества различных функций;

Информация о работе Новые полномочия банка России в связи с созданием мегарегулятора