Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:42, реферат
России требуется мегарегулирование на финансовом рынке по многим причинам, главная из которых — высокий уровень системного риска. Сегодня более 90% крупнейших по активам российских финансовых организаций входят в состав финансовых холдингов (конгломератов) и, таким образом, обеспечивают трансляцию рисков между секторами финансового рынка, формируют и приумножают системный риск. Причиной создания мегарегулятора власти называют низкую эффективность работы наших финансовых рынков. То есть, ФСФР не справляется со своими обязанностями. Поэтому ведомство решили присоединить к «Банку всех банков», создавая в нём отдельный комитет — по финансовому надзору.
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Эссе по курсу
«Финансовое право»
на тему: «Новые полномочия банка России в связи с созданием мегарегулятора»
Выполнила студентка
группы СФМ5-14а
Кузнецова М.А.
Научный руководитель:
К.э.н., доцент
Аладьева М.А.
Москва 2013
России требуется
Типовой мегарегулятор, как
показывает практика, сочетает функции
регулирования (правоустановления) и
надзора (правоприменения) на финансовом
рынке; это независимый
Центральный банк России стал
мегарегулятором финансового
Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена. Её функции перешли к Службе Банка России по финансовым рынкам, которую возглавил Сергей Швецов.
Причиной создания мегарегулятора власти называют низкую эффективность работы наших финансовых рынков. То есть, ФСФР не справляется со своими обязанностями. Поэтому ведомство решили присоединить к «Банку всех банков», создавая в нём отдельный комитет — по финансовому надзору.
ЦБ теперь будет следить
за пенсионными накоплениями, обязательными
видами страхования, деятельностью
акционерных обществ и биржей.
Эльвира Набуллина даже заявляла
в Думе, когда депутаты утверждали
её в должности главы ЦБ, что
мегарегулятор поможет
Банк России наделяется рядом новых полномочий, что позволит ему выполнять роль регулятора всего российского финансового рынка. До настоящего времени таким регулятором являлась ФСФР России.
По большей части новые полномочия Банка России указаны в новой редакции Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).
Далее я хотела бы рассмотреть
наиболее значимые полномочия Банка
России, которые ему передаются в
соответствии с Законом N 251-ФЗ.
1. Полномочия в области
определения единой политики развития
российского финансового рынка
Во взаимодействии с Правительством
РФ разрабатывает проект основных направлений
развития финансового рынка и
обеспечивает выполнение основных направлений
развития финансового рынка (п. 1 ч. 1
ст. 18 Закона о Банке России в новой
редакции).
Во взаимодействии с Правительством РФ
разрабатывает и проводит политику развития
и обеспечения стабильности функционирования
российского финансового рынка (п. 1.1 ст.
4 Закона о Банке России в новой редакции).
У ФСФР России не было таких широких полномочий
по формированию единой государственной
политики в области функционирования
российского финансового рынка
Полномочие по принятию нормативных
правовых актов по вопросам своего
ведения предусматривалось
2. Полномочия в области бухгалтерского учета
В области бухгалтерского учета Банк России наделяется большим объемом полномочий по сравнению с тем, который был у ФСФР России в этой сфере.
В настоящее время основные полномочия в сфере государственного регулирования бухгалтерского учета находятся в ведении Минфина России. Изменения в этой части в действующее законодательство еще не вносились, однако для реформирования законодательства о бухгалтерском учете еще есть время. Как установлено в ч. 10 ст. 49 Закона N 251-ФЗ, нормы о полномочиях Банка России в сфере утверждения отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций вступают в силу с 1 января 2015 г.
ЦБ утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций (п. 14 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции), а также утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения (п. 14.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции).
3. Полномочия в
области мониторинга отдельных
показателей развития
Банк России наделяется широкими полномочиями по регулированию финансовой сферы российской экономики, в частности по обобщению сведений о состоянии дел в сфере его компетенции. Ранее ФСФР России была наделена сходными полномочиями, но только в более узкой сфере регулирования.
Проводит анализ и прогнозирование состояния российской экономики, публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)
Банк России получил особые
полномочия в области учета прямых
инвестиций в российскую экономику,
которых не было у ФСФР России. Представляется,
что наделение Банка России функцией
мониторинга этого
Осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из РФ за рубеж в соответствии с российским законодательством (п. 16.2 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)
Самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из РФ за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения (п. 16.3 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)
4. Полномочия в
области регулирования
Наделяется всеми ранее находившимися в компетенции ФСФР России полномочиями в сфере регулирования рынка ценных бумаг:
- регистрация более широкого
круга выпусков эмиссионных
- контроль и надзор
за соблюдением эмитентами
- регулирование, контроль
и надзор в сфере
Однако и ранее по определенным вопросам Банк России мог осуществлять регулирующие функции в этой сфере. Он не имел обширных полномочий в области отношений на рынке ценных бумаг, но ему были предоставлены соответствующие полномочия в той части, которая касалась кредитных организаций.
Осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (п. 9.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции), в том числе:
- устанавливает требования
к их собственным средствам
(капиталу) или чистым активам,
обязательные (финансовые, экономические)
нормативы, а также иные
- проводит проверки их
деятельности, направляет им обязательные
для исполнения предписания, а
также применяет к указанным
организациям иные
- устанавливает обязательные
для таких организаций сроки
и порядок составления и
- ведет базы данных
о некредитных финансовых
Осуществляет
контроль за соблюдением требований российского
законодательства о противодействии неправомерному
использованию инсайдерской информации
и манипулированию рынком (п. 18.3 ст. 4 Закона
о Банке России в новой редакции)
Осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (п. 18.4 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)
Разрабатывает и реализует политику по предотвращению, выявлению конфликтов интересов и управлению ими (ст. 4.1 Закона о Банке России в новой редакции).
5. Полномочия в
области международного
В соответствии с Законом N 251-ФЗ в сфере международного сотрудничества Банк России наделен несколько иным объемом полномочий по сравнению с ФСФР России.
ЦБ может участвовать в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, в том числе участвовать в их капиталах (ст. 9 Закона о Банке России в новой редакции).
Также ЦБ наделяется правом обратиться к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе конфиденциальных, включая документы, содержащие сведения, которые составляют банковскую тайну (ст. 51.1 Закона о Банке России в новой редакции)
Вследствие появления у Банка России новых полномочий можно выделить следующие потенциальные плюсы и минусы.
Во-первых, страховой рынок будет регулироваться столь же жестко, как сейчас регулируется банковский. Это сокращает риски банкротств страховых компаний и повышает шансы потребителей отстоять в случае конфликта со страховщиками свои интересы. Но не исключено и повышение тарифов – издержки жесткого надзора со стороны российской власти российский бизнес спокон веков перекладывал на плечи российских граждан.
Во-вторых, возможно, сократится
число чиновников, надзирающих за
финансовым рынком. Банк России вберет
в себя все ведомства, доселе этим
занимающиеся. Впрочем, сокращение ведомств
в нашей стране не всегда симметрично
сокращению аппарата. Даже сейчас штатная
численность российского
Банк России – структура,
находящаяся вне
Также есть шанс, что с
появлением финансового мегарегулятора
сдвинется с мертвой точки
весь тот законодательно-
Среди негативных моментов можно выделить следующие последствия:
— конфликт интересов, возникающий вследствие концентрации у Банка России множества различных функций;
Информация о работе Новые полномочия банка России в связи с созданием мегарегулятора