Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 08:05, контрольная работа
Несовершенство законодательной, в том числе и конституционной базы в сфере финансов, противоречивость и слабость принятых кодифицированных актов усложняют правоприменительную практику и вызывают необходимость их совершенствования. В научном исследовании и последующей выработке теоретических выводов и предложений нуждаются не только нормативно-правовые основы, но и становление, а главное, развитие финансово-правовых институтов, повышение эффективности всех составляющих финансовой деятельности.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Понятие финансовой деятельности………………………………..………5
2. Основные принципы, методы осуществления финансовой деятельности государства, муниципальных образований и функции…………………….9
3. Основные направления деятельности государства и муниципальных образований………………………………………….………………………..13
4. Субъекты финансовой деятельности государства и муниципальных образований…………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………….....21
Список использованных источников………………………… ………………..23
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода:
Методы собирания денежных средств, которые, в свою очередь, подразделяют на:
- налоги, с помощью которых государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня;
- добровольные взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования и пр.);
- страхование, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;
Методы распределения и использования:
- финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на содержание всей социальной сферы, инвестиции, оборону, управление. Финансирование осуществляется за счет как централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов, так и децентрализованных фондов в соответствии с различными государственными программами.
-кредитование — целевая, возвратная и возмездная передача денежных средств.
Основными задачами финансовой деятельности являются:
-планомерное формирование и распределение централизованных денежных фондов в соответствии с целями государства и муниципальных образований;
-обеспечение надлежащих условий для формирования децентрализованных фондов, как находящихся в собственности государства, так и частных, согласующихся с экономической политикой государства;
-контроль за законным и целесообразным использованием фондов денежных ресурсов (финансовый контроль);
-экономическое стимулирование общественного производства.
К функциям финансовой деятельности, или основным ее направлениям, следует отнести:
1. денежную эмиссию;
2. аккумулирование
3. распределение (перераспределение)
централизованных фондов
4. использование
5. государственный и
3. Основные направления деятельности государства и муниципальных образований
Среди основных направлений деятельности государства и муниципальных образований можно выделить: бюджетную политику, фискальную, налоговую, инвестиционную, социальную, таможенную.
Бюджетная политика. Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.
Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Фискальная политика — это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны.
Среди рычагов
Налоговая политика. Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых хозяйствующими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующего бюджета. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности отдельного налога. Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы.
Инвестиционная политика. Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный спектр экономики и определяет, во-первых, цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов, поскольку она охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.
Социальная политика. Социальная финансовая политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации провозглашено: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). Кроме того, в этой статье Конституции сказано, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, миграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения, т.е. социальную помощь, и др. На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных социальных фондов.
Таможенная политика. Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими объектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами и отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных налогов и платежей.
Органы общей компетенции — высшие представительные и исполнительные органы государственной власти — руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.
Представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства.
Правительства республик в
составе РФ, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов
местного самоуправления обеспечивают
в пределах своей компетенции руководство
финансами соответствующих национально-территориальных
и административно-
4. Субъекты финансовой
деятельности государства и
Министерство финансов обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти, оно стало преемником ранее самостоятельно существовавших служб — Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ.
Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем:
1. совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
2. разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
3. концентрация финансовых
ресурсов на приоритетных
4. разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
5. разработка программ
государственных заимствований
и их реализация в установленно
6. разработка и реализация
единой политики в сфере
7. участие в разработке
и проведении единой политики
в сфере формирования и использ
8. разработка единой методологии
составления бюджетов всех
9. осуществление в пределах
своей компетенции
10. обеспечение методологического
руководства бухгалтерским
Министерство финансов РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Таким образом, деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.
Акты Министерства финансов Российской Федерации:
- Министерство финансов
РФ издает в пределах своей
компетенции на основе
- Министерство финансов
РФ в пределах своей компетенци
Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, — Центральный банк РФ, который, являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег, он определяет вместе с Правительством политику государства в области денег и денежного обращения. Центральный банк РФ контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка. Через расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк контролирует все расчеты коммерческих банков.
В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает все большее значение, процессы перераспределения и накопления идут только через финансовые ресурсы, поэтому контроль и наблюдение за деятельностью по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных фондов приобретает все большую роль. В результате в период перехода к рынку появился целый рад органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства.
Такими специальными органами являются:
- Счетная палата —
постоянно действующий орган
финансового контроля, образуемый
Федеральным Собранием и
Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
- Федеральное казначейство
следит в целом за проведением
бюджетной политики и
Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба, которая состоит из центрального республиканского органа госуправления (Министерство РФ по налогам и сборам) и государственных налоговых инспекций в субъектах Федерации.
Для усиления государственного влияния, контроля, слежения рублем, соблюдением законности в области финансовой деятельности образована