Органы государственной власти и муниципальных образований, осуществляющие финансовую деятельность: правовое положение и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 08:05, контрольная работа

Описание работы

Несовершенство законодательной, в том числе и конституционной базы в сфере финансов, противоречивость и слабость принятых кодифицированных актов усложняют правоприменительную практику и вызывают необходимость их совершенствования. В научном исследовании и последующей выработке теоретических выводов и предложений нуждаются не только нормативно-правовые основы, но и становление, а главное, развитие финансово-правовых институтов, повышение эффективности всех составляющих финансовой деятельности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1. Понятие финансовой деятельности………………………………..………5
2. Основные принципы, методы осуществления финансовой деятельности государства, муниципальных образований и функции…………………….9
3. Основные направления деятельности государства и муниципальных образований………………………………………….………………………..13
4. Субъекты финансовой деятельности государства и муниципальных образований…………………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………….....21
Список использованных источников………………………… ………………..23

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода:

Методы собирания денежных средств, которые, в свою очередь, подразделяют на:

- налоги, с помощью которых государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня;

- добровольные взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования и пр.);

- страхование, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;

Методы распределения и использования:

- финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на содержание всей социальной сферы, инвестиции, оборону, управление. Финансирование осуществляется за счет как централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов, так и децентрализованных фондов в соответствии с различными государственными программами.

-кредитование — целевая, возвратная и возмездная передача денежных средств.

Основными задачами финансовой деятельности являются:

-планомерное формирование и распределение централизованных денежных фондов в соответствии с целями государства и муниципальных образований;

-обеспечение надлежащих условий для формирования децентрализованных фондов, как находящихся в собственности государства, так и частных, согласующихся с экономической политикой государства;

-контроль за законным и целесообразным использованием фондов денежных ресурсов (финансовый контроль);

-экономическое стимулирование общественного производства.

 

К функциям финансовой деятельности, или основным ее направлениям, следует отнести:

1. денежную эмиссию;

2. аккумулирование государственных  и муниципальных централизованных  денежных фондов и создание  условий, побуждающих к аккумулированию  децентрализованных государственных (муниципальных) и частных денежных фондов;

3. распределение (перераспределение) централизованных фондов денежных  средств и применение экономических  инструментов, способствующих распределению  и перераспределению децентрализованных  государственных (муниципальных) и частных денежных фондов в соответствии с интересами государства (муниципального образования);

4. использование централизованных  фондов денежных средств;

5. государственный и муниципальный  финансовый контроль за законностью  и целесообразностью аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных государственных и муниципальных фондов денежных средств.

 

3. Основные направления деятельности государства и муниципальных образований

 

Среди основных направлений деятельности государства и муниципальных образований можно выделить: бюджетную политику, фискальную, налоговую, инвестиционную, социальную, таможенную.

Бюджетная политика. Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Фискальная политика — это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны.

 Среди рычагов государственного  финансового регулирования основная  роль принадлежит налогам. С их  помощью регулируются уровень  рентабельности и размер денежных  накоплений предприятий. Система  налоговых льгот способствует  ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

Налоговая политика. Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых хозяйствующими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующего бюджета. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности отдельного налога. Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы.

Инвестиционная политика. Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный спектр экономики и определяет, во-первых, цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

 Инвестиционная политика  как часть финансовой политики  реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов, поскольку она охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

Социальная политика. Социальная финансовая политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации провозглашено: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). Кроме того, в этой статье Конституции сказано, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, миграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения, т.е. социальную помощь, и др. На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных социальных фондов.

Таможенная политика. Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими объектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами и отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных налогов и платежей.

Органы общей компетенции — высшие представительные и исполнительные органы государственной власти — руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.

Представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных (закрытых городов) образований. Поскольку финансовая система едина, то все перечисленные органы выполняют на своей территории функции в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Например, органы местного самоуправления помимо того, что утверждают местные бюджеты и используют их средства на нужды местного значения, обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, страховых фондов.

 

4. Субъекты финансовой  деятельности государства и муниципальных  образований

 

Министерство финансов обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти, оно стало преемником ранее самостоятельно существовавших служб — Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ.

Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем:

1. совершенствование бюджетной  системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

2. разработка и реализация  единой финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики в РФ;

3. концентрация финансовых  ресурсов на приоритетных направлениях  социально-экономического развития  РФ;

4. разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

5. разработка программ  государственных заимствований  и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

6. разработка и реализация  единой политики в сфере развития  финансовых рынков в РФ;

7. участие в разработке  и проведении единой политики  в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

8. разработка единой методологии  составления бюджетов всех уровней  и отчетов об их исполнении;

9. осуществление в пределах  своей компетенции государственного  финансового контроля;

10. обеспечение методологического  руководства бухгалтерским учетом  и отчетностью (кроме бухгалтерского  учета и отчетности в Центральном  банке РФ и кредитных организациях), а также в соответствии с  российским законодательством аудитом  в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

Министерство финансов РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Таким образом, деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

Акты Министерства финансов Российской Федерации:

- Министерство финансов  РФ издает в пределах своей  компетенции на основе законодательства  РФ приказы, инструкции и иные  нормативные правовые акты.

- Министерство финансов  РФ в пределах своей компетенции издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.

Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, — Центральный банк РФ, который, являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег, он определяет вместе с Правительством политику государства в области денег и денежного обращения. Центральный банк РФ контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка. Через расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк контролирует все расчеты коммерческих банков.

В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает все большее значение, процессы перераспределения и накопления идут только через финансовые ресурсы, поэтому контроль и наблюдение за деятельностью по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных фондов приобретает все большую роль. В результате в период перехода к рынку появился целый рад органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства.

Такими специальными органами являются:

- Счетная палата —  постоянно действующий орган  финансового контроля, образуемый  Федеральным Собранием и подотчетный  ему. Основной задачей

Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

- Федеральное казначейство  следит в целом за проведением  бюджетной политики и осуществлением  эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями во всех государственных карманах.

 

Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба, которая состоит из центрального республиканского органа госуправления (Министерство РФ по налогам и сборам) и государственных налоговых инспекций в субъектах Федерации.

Для усиления государственного влияния, контроля, слежения рублем, соблюдением законности в области финансовой деятельности образована

Информация о работе Органы государственной власти и муниципальных образований, осуществляющие финансовую деятельность: правовое положение и функции