Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 11:23, контрольная работа
Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.
Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Система финансового права состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть финансового права представлена следующими институтами: финансовое устройство, правовые основы денежной системы, управление в области финансов, финансовое планирование, финансовый контроль, финансово-правовая ответственность. Особенная часть финансового права изучает строение финансовой системы государства.
1. Основные
понятия финансового права. Фин
Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Система финансового права состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть финансового права представлена следующими институтами: финансовое устройство, правовые основы денежной системы, управление в области финансов, финансовое планирование, финансовый контроль, финансово-правовая ответственность. Особенная часть финансового права изучает строение финансовой системы государства.
Финансовая деятельность государства осуществляется только на основе права, в качестве которой выступает финансовое право. А финансовое право представляет собой совоку пность правовых норм. Поэтому финансово-правовая норма является той основой, на которой строится финансовое право- Финансово-правовые нормы характеризуются следующими признакамиАЬыражаюг государственно-властное веление; приняты уполномоченным органом государства, например, принятие акта, устанавливающего налог, может быть осуществлено только Парламентом; содержат общеобязательные правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение и адресованы неопределенному количеству субъектов; финансово- правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы, например, налог может быть введен только таким юридическим актом, который имеет форму закона; исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уголовной ответственности.
АФинансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные. У
Обязательным субъектом
финансового правоотношения выступает
государство (в целом или в
лице уполномоченного органа). Материальные
финансовые правоотношения опосредуют
непосредственное движение денежных средств
(объект, деньги или денежные обязательства).
Организационные финансовые правоотношения
опосредуют формирование денежной системы
государства, его финансовые структуры,
системы органов управления в
области финансов, организации и
планирования процессов формирования
и распределения
Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране. Денежная система включает в себя следующие элементы: официальная денежная единица, виды денежных знаков; порядок эмиссии денег; режим валютного обращения; организация денежного обращения.
!Финансовое устройство государства включает в себя: финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, систему финансовых органов государства и финансовое регулирование. В итоге финансовое устройство состоит из таких звеньев как бюджетное устройство, банковское устройство, устройство децентрализованных финансов, устройство целевых внебюджетных фондов.
Финансовое планирование — это процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации исполнения финансовых планов. Объектом финансового планирования всегда выступает денежный фонд. Любой финансовый план представляет собой смету доходов и расходов соответствующего денежного фонда. Процесс финансового шинирования распадается не несколько стадий: составление проекта финансового плана; рассмотрение финансового плана; утверждение финансового плана; организация исполнения финансового плана и контроль за этим исполнением; подведение итогов выполнения финансового плана.
Юридическими формами
осуществления финансового
ют признаками как нормативных, так и индивидуальных юридических актов.
Финансовый контроль
представляет собой довольно сложную
организационную систему и
Объектами государственного финансового контроля являются государственные юридические лица, негосударственные юридические лица и граждане.
г Предметом государственного финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений. Целью финансового контроля являются: выявление фактов нарушения финансового законодательства или некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей; выявление виновных и привлечение их к установленной законодательством ответственности; устранение нарушений финансовой дисциплины и ликвидация последствий этих нарушений.
Финансовый контроль—это всегда проверка или наблюдение с целью проверки. Осуществление контроля состоит из трех стадий: 1) сбор информации; 2) оценка собранной информации; 3) реагирование на собранную и проанализированную информацию.
Под методами финансового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления: проверка расчетов финансовых планов (как уже утвержденных, так и проектов); анализ и счетная проверка отчетной финансовой документации (например, статистических отчетов, бухгалтерских балансов); проверка первичных денежных документов (платежных поручений, товаротранспортных накладных, коносаментов, приходно-расходных ордеров и т. п.); инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; заслушивание и изучение докладов и других сообщений; анализ и обобщение информации поступающей от правоохранительных органов и судов; анализ и обобщение выступлений средств массовой информации и обращений граждан; получение письменных и устных объяснений от должностных лиц, связанных с производством финансовых операций; официальные запросы в банковские и другие учреждения; ревизия.
Одним из основных и
наиболее эффективных методов
По полноте охвата ревизии бывают: а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера; б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определенной тематике (например, проверяется расходование валютных средств).
По объекту проверки ревизии подразделяются на: а) документальные, когда проверяется лишь документация; б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация (просчитываются в натуре товарно-материальных ценностей, проверяется наличие денег и ценных бумаг, проводятся контрольные замеры в строительстве и т. п.).
По организационному признаку ревизии делятся на: а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану; б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки и прекращения нарушения финансового законодательства. Результаты ревизии оформляются актом ревизии.
В процессе финансовой деятельности государства, финансового права, возникают две группы финансовых отношений: материальные и организационные.
Артериальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов. Эти отношения связаны сдвижением конкретных денег либо от плательщика в тот или иной государственный фонд, либо, напротив, из фонда к получателю. Примером могут служить налоговые отношения, где конкретный плательщик обязан перечислить определенную сумму денег в соответствующий бюджет.
Организационные финансовые отношения возникают в связи с формированием денежной системы страны, финансовой системы государства (определение видов государственных денежных фондов и их назначение), системы управления в области государственных финансов (определение государственных органов, на которые возлагается осуществление финансовой деятельности государства, установление их компетенции и порядка функционирования), организацией финансового планирования, осуществлением государственного финансового контроля.
Эти отношения, не являясь
экономическими, не опосредуют движения
денежных средств как таковых. Однако
они предназначены быть средством
обеспечения нормального