Основы финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.

Содержание работы

Введение.
1. Государственный кредит стр.2
2. Банковский кредит стр.4
3. Государственный финансовый контроль стр.5
4. Понятие налогов стр.8
5. Виды налогов стр.8
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа экономика природопользования.docx

— 35.08 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  РФ

НОУ ВПО Кисловодский институт экономики и права

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Правоведение»

 

По теме «Основы финансового права»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

экономического факультета

Группы ЭСД-11

Минченкова Наталья Владимировна

  

 

Кисловодск 2011

Содержание

Введение.

  1. Государственный кредит стр.2
  2. Банковский кредит  стр.4
  3. Государственный финансовый контроль  стр.5
  4. Понятие налогов  стр.8
  5. Виды налогов  стр.8

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.

Финансовое право имеет  свой предмет правового регулирования  и обусловленный им метод правового  регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную  отрасль права. Финансовое право находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом с конституционным, административным и гражданским.

 Финансовое право-это  совокупность устанавливаемых и  охраняемых государственной властью  юридических норм, регулирующих  общественно-финансовые отношения,  возникающие в процессе образования,  распределения и использования  денежных фондов государства,  необходимых для осуществления  задач социально-экономического  развития страны.

Государственный кредит

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать как  должником, так и кредитором. В  правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства. Особое место занимает кредит, получаемый государствами путем выпуска займов. Взятые в займы денежные средства у населения,  хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита. Причина роста государственного кредита - дефицитность бюджетов государств, ставшая в современных условиях хронической. Для покрытия бюджетных дефицитов государства прибегают к выпуску займов.

Характерная черта государственного кредита — непроизводительное использование  государством мобилизованных путем  займов средств. Эти средства расходуются  в основном на содержание чиновничьего аппарата, армии, а также на экономические  и социальные цели. Временно давая государству дополнительные доходы, займы, в конечном счете, влекут за собой рост государственных расходов, так как по ним выплачиваются проценты и погашения. Для выплат по займам государство повышает налоги с населения, и в первую очередь с трудящихся.

Государственный кредит подразделяется на долгосрочный и краткосрочный. Первый выражается в выпуске государственных займов, подлежащих погашению по истечении многих лет, второй — в выпуске казначейских векселей, подлежащих погашению через один или несколько месяцев.

Банки извлекают выгоды из государственных  займов не только потому, что присваивают  проценты по ним, но и потому, что  значительную часть средств, полученных путем выпуска займов, капиталистические  государства затрачивают на предоставление корпорациям высокоприбыльных заказов.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита  могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств.

Банковский кредит

Банковский кредит - это форма кредита, за которой денежные средства предоставляются в ссуду банками. Коммерческие банки, которые имеют лицензию, являются главным звеном кредитной системы; они одновременно выступают в роли покупателя и продавца имеются в обществе временно свободных средств. Ссуды предоставляются банками субъектам ведения хозяйства всех форм собственности напрокат на условиях, предусмотренных кредитным договором. Финансовой основой банковского кредита является заимообразный банковский капитал. Банковский капитал значительно меньшей мерой ограничен относительно направления, сроков и величины кредитных соглашений сравнительно с коммерческим кредитом.

Кредитором в условиях банковского  кредита является банк, заемщиком  - юридические и физические лица. При переходе к рыночной экономике принципиально изменяется объектно-субъектный механизм организации банковского кредитования. Состоялся переход от по-объектного к прямому кредитованию хозяйственных субъектов. Главное значение в механизме банковского кредита имеет уже не выбор объекта, а оценка субъекта кредитного соглашения.

В нормально функционирующей экономике  имеет место достаточно жесткая  межбанковская конкуренция за кредитное  обслуживание клиентов. Заемщик самостоятельно свободно выбирает тот банк, в котором  бы он хотел получить ссуду. Хозяйственный  субъект имеет право одновременно брать ссуды в разных банках.

Банковские кредиты делятся  на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Эти кредиты могут обслуживать не только обращение товаров, но и накопление капитала. Преодолев ограниченность коммерческого кредита по направлению, срокам и суммам сделок, банковский кредит превратился в основную и преимущественную форму кредитных отношений.

Государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов  государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения 
(перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий  для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и  исполнение бюджетов всех уровней и  внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 года. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

 Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль делится  на вневедомственный и ведомственный. Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК), Министерством  финансов России (Минфин), Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ (ЦБР), Министерством РФ по налогам и сборам, Федеральной таможенной службой РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными фондами - Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью  входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих  образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).

Основными задачами государственного контроля являются выявление, предупреждение и пресечение:

  • ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и (или) материальный ущерб государству;
  • несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
  • недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;
  • угроз финансовой безопасности государства.

Результатом реализации названных  задач является достижение правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности. Финансовый контроль обеспечивает, таким образом, обратную связь, что  является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Правильно  поставленный финансовый контроль способствует избежанию ошибок.  При проверках финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы  государства.

 

 

Понятие налогов

      Решающее  значение  в  доходах бюджета  имеют   налоги. Государство  без  налогов  существовать  не  может,  поскольку  они - главный  метод мобилизации  доходов  в  условиях  частной  собственности   и рыночных  отношений.

Налоговый кодекс (НК), принятый в июле 1998 г., в статье 8 установил: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.  Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)». Сущность налога - изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Налоги не предполагают каких-либо форм  кредитования  государства,  то есть налогообложение, всегда носит  безвозвратный  характер.  Лишь  в  случае установления  налоговых  льгот  (например  по  НДС),  переплаты налога  или неправомерного     взыскания     недоимки     налоговое     законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.

Виды налогов

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения  для классификации налогов используются различные критерии. Наиболее существенное значение в современной теории и  практике налогообложения имеют  следующие основания классификации  налогов:

  1. По способу взимания налогов (прямые и косвенные);
  2. По субъекту – налогоплательщику (от физических или юридических лиц);
  3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги (федеральные, региональные и местные);
  4. По порядку введения налога (обязательные и факультативные);
  5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж (закреплённые и регулируемые);
  6. По целевой направленности введения налога (абстрактные и целевые);
  7. По срокам уплаты налогов (срочные и периодично-календарные)

Данная  классификация   необходима   не   только    для    составления налоговых  расчетов  и отчетности с   использованием   электронной   системы обработки  данных.    Пользуясь  такой  классификацией,   можно   определить роль   каждого  налога   и  налоговой   группы,    в    составе    доходного источника  консолидированного  бюджета РФ,  бюджетов  субъектов РФ,  местных бюджетов.

Информация о работе Основы финансового права