Особенности налоговой системы Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Белоруссия - президентская республика, т.е. государство унитарного типа. Президент республики уполномочен издавать декреты и указы, имеющие законодательную силу. Парламент Республики Беларусь состоит из 2 палат – Палата представителей(110 человек) и Совет Республики(64 человека, 8 из которых - избираются президентом). Депутаты избираются по мажоритарной системе с помощью голосования. Срок Национального собрания - 4 года. Экономическая модель, на которой построена экономика Белоруссии – социально-ориентированная рыночная модель.

Файлы: 1 файл

Nalogovaya_sistema_Respubliki_Belarus.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Экономический факультет

Кафедра "Финансы и кредит"

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине "Финансовая система  России"

на тему: "Особенности налоговой  системы Белоруссии"

 

 

 

Выполнили:

Студентки 1 курса 15 группы

Специальность "Финансовый менеджмент"

Сидоренко Ирина

Павлова Алина

Донец Мария

Проверил:

Шевченко Д. А.

 

г. Ростов-на-Дону

2013

Введение

Белоруссия - президентская  республика, т.е. государство унитарного типа. Президент республики  уполномочен  издавать декреты и указы, имеющие  законодательную силу. Парламент  Республики Беларусь состоит из 2 палат  – Палата представителей(110 человек)  и Совет Республики(64 человека, 8 из которых - избираются президентом). Депутаты избираются по мажоритарной системе с помощью голосования. Срок Национального собрания - 4 года.

Экономическая модель, на которой  построена экономика Белоруссии – социально-ориентированная рыночная модель. В республике доминирует государственная собственность, доля же частного сектора – незначительна. Централизованное распределение и централизованное планирование существует относительно лишь макроэкономических показателей. Цены на социально значимые группы товаров регулируются государством.

Характерным признаком научной  обоснованности и устойчивости национальных систем налогообложения является совпадение провозглашенных в законе и реально  действующих налоговых форм.  
Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства. В унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных — отдельные налоги закреплены за уровнями власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях — каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов. 
Налоговое устройство в любом государстве предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования. Этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унифицикацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах. 
Таким образом, налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.

 

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский или местный бюджеты. Налоги – единственный источник дохода государства.

Налоговая система - основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Общая характеристика налоговой  системы Республики Беларусь 
В Республике Беларусь, в отличие от остальных государств, имеются особенности налогообложения, характерные для экономики республики, внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается: 
• установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; 
• установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность налогоплательщиков; 
• установление дополнительных налогов или использование повышенных либо дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица. 
Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований: 
• налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; 
• налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; 
• налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества; 
• административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. 
Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики. Нынешний этап развития промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой ставит перед собой новые целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития: 
• создание условий инвестирования сбережений корпораций и частных лиц для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей; 
• обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований; 
• проведение протекционистской политики и способствование отраслевому и территориальному переливу капитала; 
• стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала; 
• обеспечение социальных потребностей всех слоев населения 
В налогообложении действует три способа взимания налогов, исходя из учета и оценки объекта налога: кадастровый; декларационный; административный — изъятый у источника образования объекта обложения. 
Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налоги. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами. 
На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси. В нем представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом. 
Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления — декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает. 
Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы. 
Применяются следующие методы уплаты налога: 
• наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме; 
• безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета; 
• гербовыми марками, т. е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу. 
Налоговое законодательство Республики Беларусь 
Налоговое законодательство государства, как и любая другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений. 
Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя: 
• Налоговый Кодекс государства и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения.  
• Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения. 
• Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового Кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь. 
• Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и Постановлениями Правительства Республики Беларусь. 
Налоговый Кодекс — это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. Налоговый Кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. 
Декреты и Указы Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения регламентируют механизм взимания отдельных налогов и сборов, отличающихся, как правило, особым режимом их взимания. По своей юридической силе Декреты и Указы Президента приравнены к Законам государства. 
Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения, призваны обеспечить исполнение законов, декретов, указов. Они содержат разъяснительный материал, который детализирует механизм практической реализации того или иного направления налоговых отношений. 
Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления являются по своей сути инструкциями по расчету и взиманию налогов. Инструкции разработаны по каждому налогу, сбору, пошлине и четко определяют объект налогообложения, сроки их уплаты и процедуру взимания. 
С введением Особенной части Налогового Кодекса в Республике Беларусь завершена работа по созданию налогового законодательства государства, урегулированию вопросов расхождения положений действующих правовых актов и достижению их соответствия друг другу. Кодекс определил юридическую силу всех нормативно-правовых актов, действующих в налоговой сфере, их соподчиненность по отношению к другим документам или, говоря иными словами, их место в законодательной иерархии. 
Установлено, что высшей юридической силой в системе законодательства Республики Беларусь обладают Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь. 
В случае расхождения Закона, Декрета, Указа с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь. 
В случае расхождения Декрета или Указа с законами, Закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание Декрета или Указа были предоставлены Законом. 
Законы, Декреты, Указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 
Законы, Декреты, Указы и Постановления Правительства Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь. 
Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к законам. При этом Гражданский Кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам. 
Новый акт законодательства имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому нормативно-правовому акту по такому же вопросу. В перечне нормативно-правовых актов, изданных государственными органами (должностными лицами), акты вышестоящих органов (должностных лиц) имеют преимущественную силу по отношению к документам нижестоящих государственных органов (должностных лиц). 
Среди нормативно-правовых актов, принятых государственными органами (должностными лицами) одного уровня, преимущественную силу имеют акты органа (должностного лица), специально уполномоченного на регламентирование налоговых отношений. 
В совокупности нормативно-правовых актов, действующих в сфере налогообложения, можно выделить два уровня. Первый законодательный уровень включает Налоговый Кодекс государства и принятые в соответствии с ним «налоговые» законы и правовые акты Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения. Второй законодательный уровень - все остальные нормативно-правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие их исполнение.

Налоговая служба Республики Беларусь 
Налоговая служба Республики Беларусь — это совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой. 
Общее управление налогами в Республике Беларусь возложено на высшие органы государственной власти — парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент как законодательный орган в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства. 
Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики. 
Финансовые органы на местах занимаются конкретным вопросами налогообложения, а именно: 
• совместно с налоговыми органами осуществляют ревизии юридических лиц; 
• принимают меры по укреплению налоговой дисциплины своевременному и полному поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет; 
• формируют доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых органов; 
• в пределах своей компетенции предоставляют налогоплательщикам отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением налоговых органов о принятых решениях; 
• совместно с налоговыми органами решают вопрос о неприменении финансовых санкций к налогоплательщикам в случае задержки или неуплаты налогов; 
• получают сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также другую информацию, необходимую для регулирования бюджетного процесса. 
На структурное подразделение Министерства финансов — Главное государственное казначейство — возложено управление доходами и расходами республиканского бюджета исходя из принципа единства кассы. 
На Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь возлагаются следующие функции: 
контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет всех обязательных платежей; 
подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства; 
участие совместно с Министерством финансов в разработке налоговой политики и налогового законодательства государства; 
постоянный мониторинг процесса издания различными ведомствами нормативных документов о налогообложении; 
разработка форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. 
Налоговые инспекции на местах имеют право: 
• проводить плановые и контрольные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях; 
• проверять все документы (денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации), связанные с исчислением и уплатой налогов; 
• получать от налогоплательщика необходимые объяснения, правки, сведения по вопросам проверок; 
• бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, предприятий, физических лиц; 
• при проведении проверок у налогоплательщиков изымать у них акты, документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или других объектов обложения, если есть основания предполагать, что эти документы будут уничтожены или заменены; 
• вызывать в налоговые органы налогоплательщиков в связи с проведением проверок; 
• обследовать с соблюдением соответствующих правил складские, торговые и иные помещения юридических лиц; 
• приостанавливать операции предприятий, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления их должностными лицами налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также в случае невыполнения требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений; 
• требовать от налогоплательщиков исправления выявленных налоговых нарушений и контролировать выполнение указанных требований; 
• проводить в бесспорном порядке взимание недоимок, также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством; 
• применять к налогоплательщикам финансовые санкции за нарушения налогового законодательства; 
• возбуждать в установленном порядке ходатайство о запрещении занятия предпринимательской деятельностью; 
• предъявлять в хозяйственный суд иски о лишении предприятий лицензий. 
Налоговые инспекции обязаны: 
• действовать в строгом соответствии с законодательством (налоговым и бюджетным); 
• осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды; 
• вести в установленном порядке учет налогоплательщиков; 
• предъявлять требования по уплате налогов, а в случае их неисполнения применять в установленном порядке меры по обеспечению исполнения этих требований; 
• проводить проверки налогоплательщиков; 
• ежемесячно представлять финансовым органам и органам государственного казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет; 
• осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пени; 
• сохранять коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах, выполнять другие обязанности по закону. 
Налоговые органы и их должностные лица несут ответственность за неправильные решения, действия или бездействие. Ущерб, причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего исполнения налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке. Кроме того, должностные лица и работники налоговых служб несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность за вред, причиненный налогоплательщику. 
В целом объем работы налоговых служб огромен и продолжает увеличиваться. Это объясняется расширением налогообложения, интенсивным ростом количества налогоплательщиков. 
За соблюдение налогового законодательства несет ответственность и Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Его задача — предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. 
Специалисты из службы Комитета государственного контроля вправе в установленном порядке налагать административный арест на имущество лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов, и при необходимости осуществлять в полном объеме проверки, оформляя их актами. Таким образом, они выполняют функции правоохранительных и налоговых органов одновременно. При выявлении сокрытия доходов от налогообложения они привлекают нарушителей к уголовной или административной ответственности - в зависимости от размеров сокрытия. 
Кроме указанных финансовых и налоговых органов вопросами налогового управления занимаются банки и другие кредитные учреждения. Банки при открытии расчетного (текущего) счета предприятию или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прежде всего проверяют документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе, а при открытии иных счетов (валютных, ссудных, депозитных) — дополнительно справки, удостоверяющие уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть соответствующий счет. В пятидневный срок после открытия счета налоговый орган должен быть оповещен об этом. Если банк нарушает данное требование, то его руководитель привлекается к административной ответственности. При обнаружении фактов повторного невыполнения банком установленного порядка открытия налогоплательщику счетов налоговые органы уведомляют об этом Национальный банк. Указанные факты являются основанием для принятия решения о ликвидации банка и взимании полученных им доходов в пользу государства. 
Получив от налогоплательщика платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет, банки обязаны исполнить его в первоочередном порядке. В случае неисполнения (задержки исполнения) банками платежных поручений по перечислению налогов в бюджет и во внебюджетные фонды с учреждений банков взимается пеня с неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа. Если на расчетном или иных счетах налогоплательщика отсутствуют денежные средства в рублях или их недостаточно, но они имеются на текущем счете иностранной валюты, то банки обязаны принимать меры к исполнению в бесспорном порядке поручения налоговых и таможенных органов по взиманию платежа в иностранной валюте, эквивалентного сумме, указанной в рублях. 
Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь 
Субъекты налоговых отношений - один из основных элементов налоговой системы государства, ее налогового законодательства. Налоговый Кодекс Республики Беларусь обозначает под этим термином, во-первых, непосредственных плательщиков налогов, сборов (пошлин), а во-вторых, иных обязанных лиц, деятельность которых связана с процессом налогообложения: налоговых агентов, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика. 
Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). 
Под организациями-налогоплательщиками понимаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы. Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Иностранной организацией признается юридическое лицо, местом нахождения которого не является Республика Беларусь. 
Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. 
Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь. 
Местом нахождения организации-плательщика (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации. Местом нахождения простого товарищества признается место нахождения (место жительства) того его участника, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения. 
Под физическими лицами-налогоплательщиками понимаются граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, лица без гражданства (подданства). Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории государства более 183 дней в календарном году. При этом ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь налоговое законодательства не относит время, в течение которого физическое лицо пребывало в Республике Беларусь: 
в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица; 
в качестве сотрудника международной организации, созданной по межгосударственному соглашению, участником которого является Республика Беларусь, или в качестве члена семьи такого сотрудника; 
на лечении или отдыхе, если это лицо находилось в Республике Беларусь исключительно с этой целью; 
исключительно для следования из одного иностранною государства в другое через территорию Республики Беларусь одним транспортным средством либо исключительно с целью пересадки с одного транспортного средства на другое при таком следовании (транзитное следование). 
Местом жительства плательщика налогов физического лица признается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает, а при невозможности установить такое место — место прописки физического лица. 
К данной категории налогоплательщиков относятся и индивидуальные предприниматели, под которыми понимаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. 
Под иными обязанными лицами-субъектами налоговых отношений Налоговый Кодекс Республики Беларусь понимает налоговых агентов, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика. 
Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и на которое возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин). 
Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели, выплачивающие своим работникам заработную плату или доходы физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и удерживающие согласно налоговому законодательству из выплачиваемых сумм подоходный налог с физических лиц, фактически являются налоговыми агентами в отношении этого налога. При этом индивидуальные предприниматели являются еще и плательщиками данного налога с личных доходов. 
В качестве налоговых агентов рассматриваются также организации, выплачивающие своим акционерам (участникам) доходы в виде дивидендов, на которые законодательством распространена обязанность удержания и перечисления в бюджет соответствующих сумм налога на доходы. 
Статус налоговых агентов имеют и все организации (как белорусские, так и иностранные, признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь), в рамках своих договорных отношений выплачивающие лицам, не являющимся налоговыми иными резидентами Республики Беларусь, доходы, получение которых в республике не влечет образования постоянного представительства. Соответственно, в каждом случае начисления дохода нерезиденту на такие организации возлагается обязанность исчислить, удержать из выплачиваемых сумм налоговые платежи. 
Законными представителями налогоплательщика признаются лица, уполномоченные представлять плательщика налогов (организацию или физическое лицо) на основании актов законодательства или учредительных документов организации. 
Законными представителями организаций в большинстве случаев являются работники, состоящие в штате этой организации, которые ее учредительными документами наделены достаточными для этого полномочиями. 
Уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства. Уполномоченный представитель плательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности. 
Таким образом, каждым плательщиком может быть реализовано право по своему желанию выбрать любое юридическое или физическое лицо (с согласия такого лица) и наделить его определенными полномочиями по ведению налоговых дел и представлению своих интересов в отношениях с налоговыми органами или с иными участниками процесса налогообложения. 
Категория «объект налогообложения» занимает главенствующее положение в иерархии обязательных элементов налогообложения. На ее содержании и регламентации для целей конкретного налога, сбора или пошлины выстраивается вся система применения соответствующего налогового платежа. 
Объектами налогообложения в Налоговом Кодексе признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства по уплате налога, сбора, пошлины. 
К объектам налогообложения Налоговый Кодекс относит обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь и за ее пределы, прибыль или доходы, имущество плательщика, ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и другие вещи и явления, определенные налоговым законодательством в качестве объектов налогообложения. Один и тот же объект в конкретном налоговом периоде может облагаться определенным налоговым платежом у одного плательщика только единожды. Действие этого правила обеспечивает гарантии избежания в налоговой практике фактов двойного налогообложения. Кроме того, исключается возможность установления для плательщиков такого порядка исчисления и уплаты налогового платежа, когда обязанность его уплаты возникла бы более чем один раз за соответствующий налоговый период. 
В настоящее время в качестве объекта налогообложения широко используется категория «товар». Под товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. 
В свою очередь, термин «имущество» может быть разделен на две категории — недвижимое имущество (недвижимость) и движимое имущество. 
К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения), т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К недвижимому имуществу приравниваются предприятия в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река-море», космические объекты.  
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и иные бумаги, признаются движимым имуществом. 
Если в налоговом законодательстве под товаром понимается имущество, реализуемое либо подлежащее реализации, то в таможенном законодательстве понятие «товар» имеет иное, более широкое значение. Так, в соответствии с Таможенным кодексом, «товар — любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и (или) товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование»  
Следующим объектом налогообложения являются работы и услуги. 
Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. 
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. 
Практика разграничения понятий «работа» и «услуга» характерна для налогового законодательства Республики Беларусь. Деление деятельности субъектов хозяйствования на «работы» и «услуги» ввиду схожести их характеристик на практике происходит довольно сложно. 
Можно привести два основания такого разграничения. Во-первых, необходимость разграничения вытекает из имеющихся языковых традиций. Согласно устоявшимся правилам применительно к работам мы говорим, что они «выполняются», а применительно к услугам — «оказываются». 
Доходы — это следующий распространенный объект налогообложения. На использовании этого объекта строятся конкретные правила исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на соответствующие виды доходов юридических лиц, подоходный налог с физических лиц и т.п. 
Под доходом для целей налогообложения Налоговый Кодекс признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине). Наиболее часто под доходами понимается общая сумма поступлений от какой-либо (в том числе предпринимательской) деятельности.  
У физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, под доходом, как правило, понимаются средства, получаемые ими от нанимателей в виде заработной платы, премиальных выплат и материальных поощрений. 
Вместе с тем понятие «доход» гораздо шире. Оно включает в себя: получение благ и преимуществ любого вида и формы, списание (прощение) кредитором должнику его задолженности или иного финансового обязательства; материальную (финансовую) помощь; «экономию на процентах» (когда кредит выдается с заведомо заниженной процентной ставкой); суммы санкций, полученные за нарушение условий договоров; дополнительный экономический эффект от сделок с взаимозависимыми лицами. 
Таким образом, решая задачу по объединению всех многообразных форм доходов в одном понятии, Налоговый Кодекс выбирает термин «экономическая выгода». Экономическая выгода может быть выражена как в денежной, так и в натуральной форме. 
Денежная форма подразумевает возможность получения дохода как суммы средств в валюте Республики Беларусь или иностранного государства. При этом не имеют значения ни сама валюта дохода, ни вид платежа, ни способ его осуществления (получения). 
Натуральная форма предусматривает случаи получения дохода в вещах, выполненных работах (оказанных услугах) либо в иных материальных благах. Такими благами, например, для физических лиц могут быть предоставление им нанимателями в личное пользование автомобильного транспорта, мобильных телефонов, ведомственных жилых помещений, оплата или удешевление питания, проезда к месту работы, путевок и экскурсий, лечения и обучения. 
Полученная плательщиками экономическая выгода налоговым законодательством учитывается только в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Следовательно, осуществление юридическим или физическим лицом в пользу плательщика каких-либо действий и операций в налоговых целях может быть признано получением этим плательщиком доходов только в случае, если результат таких действий (операций) или соответствующие последствия их осуществления имеют стоимость, выраженную в денежных единицах. 
Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения. 
К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях. 
Объектом налогообложения в мировой практике признаются и проценты. Под процентами для целей налогообложения признается любой доход независимо от способа его оформлении, начисленный: 
• по ценным бумагам (облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам); 
по вкладным, депозитным и иным аналогичным счетам в учреждениях банков, отношения в рамках которых влекут образование долговых обязательств.

Заключение

В настоящее время налоговая система  Республики Беларусь включает значительное число налогов и сборов. Каждый из них имеет свои особенности. Однако такая система является сложной и нерациональной. Она требует упрощения. Поэтому каждый год в налоговом законодательстве происходят изменения. Однако они не всегда являются последовательными и разумными. Существуют проблемы и в области налогового контроля.

Но  тем не менее в общем практически  все эти проблемы решаемы, в текущем году несколько снижена налоговая нагрузка, упрощена налоговая система. И в будущем основными направлениями налогового реформирования в Республике Беларусь должны продолжать оставаться: снижение налоговой нагрузки; равномерное распределение налогового бремени; упрощение налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов.

При определении основных направлений  налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста  производства и его качественных параметров.

В стратегическом плане в основу налоговой  политики должна быть заложена концепция  приоритетных направлений развития тех отраслей, которые обеспечат  эффективный экономический рост.

Реформирование  налоговой системы должно также  включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих  законов и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.

Анализ  вышеуказанных проблем фискальной политики позволяет заключить, что  несмотря на ряд сложных аспектов в ее реализации возможна разумная скоординированность взаимодействия фискальной и кредитно-денежной политики для достижения определенных макроэкономических результатов.

Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от политического строя  страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в  регулировании экономики страны.

 

 

 

 

 

Список используемых ресурсов:

1. Налоговый кодекс республики Беларусь

2. http://bargu.by/2953-nalogovaya-sistema-respubliki-belarus-i-mehanizm-ee-funkcionirovaniya.html

3. http://uchebniki.ws/19030106/finansy/instrumenty_nalogovoy_politiki

4. http://ru.wikipedia.org/

5. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RQlgr;t:l!tgrujo

6.http://knowledge.allbest.ru/finance/3c0b65635a2bc68a5d53a88421306d36_0.html


Информация о работе Особенности налоговой системы Белоруссии