Ответственность за нарушения налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Термин «нарушения законодательства о налогах и сборах» употребляется в тексте НК РФ многократно, однако соответствующее определение в этом законодательном акте отсутствует. К нарушениям законодательства о налогах и сборах, помимо налоговых правонарушений, относятся также нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки), и налоговые преступления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты налогового правонарушения……………………….5
1.1 Нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………..5
1.1.1 Виды и состав налоговых правонарушений………………………………5
1.1.2 Налоговое правонарушение………………………………………………...7
1.2 Нарушение как основание к привлечению ответственности……………....9
1.2.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения…………………………………………………………………..9
1.2.2 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности………………………………………………………………….12
1.2.3 Налоговое правонарушение с признаками уголовной
ответственности………………………………………………………………….14
1.2.4 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения……………………………………...16
1.2.5 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения……………………………………...17
1.2.6 Налоговые санкции………………………………………………………..18
2. Порядок расчета и взыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения……………………………………………………19
2.1 Неисполнение обязанностей в связи учетом в налоговых органах………19
2.2 Несоблюдение порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций……………………………………………………………………….19
2.3 Неисполнение обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов…………………………………………………………………21
2.4 Воспрепятствование законной деятельности органов налогового администрирования……………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

фин право.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

В первую очередь она связана с государственным принуждением, которое выступает её содержанием. Такое принуждение от имени государства осуществляют органы налогового администрирования и органы внутренних дел.

Ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах характеризуется также определёнными лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Это является её объективным свойством. Такие лишения заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности.

В соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка, санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые заключаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов - штрафными (карательными). За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, предусматриваются и другие более строгие наказания вплоть до лишения свободы.

Кроме того, такая ответственность  наступает только за совершенное  нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выступает в качестве её основания. Ими могут являться:

- налоговые правонарушения;

- нарушения законодательства  о налогах и сборах, содержащие  признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

- преступления, связанные  с нарушением законодательства  о налогах и сборах (налоговые преступления).

К существенным признакам  ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится и процессуальная форма её реализации. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством. В зависимости от основания ответственности это могут быть процедуры, предусмотренные:

- законодательством о  налогах и сборах (производство  по делам о налоговых правонарушениях);

- законодательством об  административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях);

- уголовно-процессуальным законодательством (производство предварительного расследования).

С учетом изложенного, ответственность  за нарушения законодательства о  налогах и сборах можно определить как обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством, в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.

В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может относиться на счёт финансовой, административной или уголовной ответственности. Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.

Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

В свою очередь налоговая  ответственность включает в себя:

- ответственность за  совершение собственно налоговых  правонарушений, т. е. совершенных  лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за  нарушения законодательства о  налогах и сборах, совершенных  лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Несовпадение налоговой, административной и уголовной ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах дополнительно  указывает, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Административная ответственность  применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение право восстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.

Уголовная ответственность  наступает в тех случаях, когда  совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, лишение свободы.

 

1.2.2 Налоговое правонарушение  с признаками административной  ответственности

Среди нарушений законодательства о налогах и сборах как вид выделяются административные правонарушения. В качестве таковых следует рассматривать налоговые проступки - посягающие на установленный в области налогов и сборов порядок противоправные, виновные действия либо бездействие физического или юридического лица, за которые законодательством об административных право нарушениях установлена административная ответственность.

Субъектами административно  наказуемых нарушений законодательства о налогах и сборах являются должностные  лица организаций-налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов.

Все административно наказуемые нарушения условно можно подразделить на следующие четыре группы:

- административные правонарушения, связанные с осуществлением денежных  расчётов и кассовых операций, содержащие признаки административных правонарушений (ст. 14.5, 15.1 и 15.2 КоАП РФ);

- административные правонарушения  в области налогов и сборов (ст. 15.3-15.9 КоАП РФ);

- административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции (ст. 15.12 КоАП РФ);

- административные правонарушения, заключающиеся в воспрепятствовании деятельности налоговых органов (ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6 КоАП РФ).

К административно наказуемым нарушениям первой группы относят продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККМ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых опе6раций, невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

Административные правонарушения в области налогов и сборов включают нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счёта в банке или иной кредитной организации; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; нарушение порядка открытия счёта налогоплательщику; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам; а также грубые нарушения правил бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчетности.

В составе рассматриваемых  нарушений законодательства о налогах  и сборах обособлены административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции. Наказуемыми признаются выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных и акцизных марок несут ответственность собственники продукции, осуществляющие её производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством. Требования к образцам федеральных специальных марок, акцизных марок и региональных специальных марок, порядок их нанесения определяются Правительством Российской Федерации.

Последнюю группу рассматриваемых нарушений законодательства о налогах и сборах образуют неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор; невыполнение в устано-вленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства; непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; непредставление сведений (информации).

 

1.2.3 Налоговое правонарушение с  признаками уголовной ответственности

Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления представляют собой наиболее опасную форму противоправного поведения налогообязанных лиц. Это обусловлено тем, что подобные посягательства наносят существенный вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования налоговых доходов бюджета.

Нарушение законодательства о налогах  и сборах, содержащее признаки преступления - умышленно совершенное в сфере  налогов и сборов опасное деяние, запрещенное уголовным законом  под угрозой наказания.

В уголовном законодательстве предусмотрено  несколько составов налоговых преступлений. Среди них, принимая во внимание непосредственные объекты их посягательств, условно можно выделить в обособленные группы:

- собственно налоговые  преступления (ст. 198, 199 УК РФ);

- преступления против  порядка маркировки подакцизной  продукции (ст.171, 327 УК РФ);

- иные преступления  против порядка налогообложения  (ст. 173 УК РФ).

Собственно налоговые  преступления непосредственно посягают на установленный законодательством порядок исчисления и уплаты (удержания и перечисления), а также взыскания налогов и сборов. Уголовно наказуемым являются уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица или с организации; несоблюдение обязанностей налогового агента; а также сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов или сборов.

Преступления против порядка маркировки подакцизной  продукции (акцизные преступления) посягают на отношения, складывающиеся в связи с обложением акцизами отдельных товаров. Так в качестве уголовно наказуемого деяния определено производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст.171 УК РФ); и изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок (ч. 1ст. 327 УК РФ).

К третьей группе относятся  такие преступления против порядка  налогообложения как лжепредпринимательство – создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью освобождение от налогов, причинившее крупный ущерб.

 

1.2.4 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к  ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового  правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении  налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности  привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

2) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом,  находившимся в момент его  совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым  агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции;

4) иные обстоятельства, которые  могут быть признаны судом  или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

 

1.2.5 Обстоятельства, смягчающие и  отягчающие ответственность за  совершение налогового правонарушения

Обстоятельствами, смягчающими ответственность  за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие  стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под  влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение  физического лица, привлекаемого  к ответственности за совершение  налогового правонарушения;

Информация о работе Ответственность за нарушения налогового законодательства