Понятие бюджетного процесса и его принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.[1]

Файлы: 1 файл

финансовое право экзамен.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Совет Федерации рассматривает  федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления его Госдумой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом.[46] Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение Госдумой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Госдума повторно рассматривает закон о бюджете в одном чтении. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы. Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.[47] В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете он передается в согласительную комиссию. В согласительную комиссию обязательно включается представитель Президента РФ.[48] Если Государственная Дума не принимает Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 15 декабря текущего года или в случае невступления его в силу по другим причинам до 1 января очередного года, то Госдума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года.[49]

В Бюджетном кодексе также урегулированы  случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном  бюджете.[50] В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.[51] Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета.

На территории каждого субъекта Федерации и муниципального образования  порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются  представительными органами власти, которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе.[52] Каждый из этих актов должен соответствовать общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Итого, стадия рассмотрения и утверждения  бюджетов длится шесть месяцев.

 

обычное движение законопроекта          ; внесение поправок

отклонение при голосовании                  ; альтернативное рассмотрение

Рис. 15. Бюджетный процесс в  Российской Федерации.

Вопрос 4. Стадия исполнения бюджета

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление  всех предусмотренных по бюджету  доходов и обеспечить финансированием  все запланированные по бюджету  расходы.[53] В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.[54]

Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного  фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета  территориального государственного внебюджетного  фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.[55] Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы.[56]

Исполнение бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.[57]

Исполнение бюджетов по доходам  предусматривает:[58]

·          перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

·          распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

·          возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

·          учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:[59]

·          составление и утверждение бюджетной росписи;

·          утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

·          утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

·          принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

·          подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается  в расходовании бюджетных средств.

По расходам бюджет исполняется  специальными субъектами — участниками  бюджетных правоотношений, которые  называются:

·          главный распорядитель бюджетных средств;

·          распорядитель бюджетных средств;

·          получатель бюджетных средств.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета — орган  государственной власти РФ, имеющий  право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.[60]

Главный распорядитель средств  бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — орган государственной  власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Распорядитель бюджетных средств  — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.[61]

Получатель бюджетных средств  — бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств, в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.[62]

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.[63]

Бюджеты по расходам исполняются в  пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением обязательных последовательно  осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.[64] В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.[65]

Утвердив смету доходов и  расходов, главный распорядитель  бюджетных средств (распорядитель  бюджетных средств) берет на себя бюджетное обязательство. Бюджетное  обязательство – это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.[66]

Расходование бюджетных средств  осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета  в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых  бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.[67] Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов. Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.[68]

Стадия исполнения бюджета заканчивается 31 декабря и длится, таким образом, ровно один год. Однако, если лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, то принятие денежных обязательств после не допускается уже после 25 декабря. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.[69]

Вопрос 5. Отчет  об исполнении бюджета

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета, что является важной формой контроля за исполнением бюджета.

Отчетность об исполнении бюджета  может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.[70] Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.[71]

Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения).[72] Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной соответствующими контрольными органами.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную  палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.[73] Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Госдуму вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.[74] Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.[75] Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ.[76]

Стадия рассмотрения и утверждения  отчетов об исполнении бюджетов может  длиться до полутора лет.[77] На уровне субъектов РФ рассмотрение и принятие отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов происходит значительно быстрее, и длится от шести до десяти месяцев.[78] Муниципальные образования, в свою очередь, еще быстрее рассматривают и утверждают отчеты об исполнении местных бюджетов. В среднем этом процесс занимает у них до пяти месяцев.[79]

После утверждения отчета об исполнении бюджета бюджетный процесс заканчивается.

 

 

[1] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 6.

[2] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. С. 110.

[3] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 242, 264.

Информация о работе Понятие бюджетного процесса и его принципы