Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:45, доклад
Финансовое право – это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
Финансовое право – это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
Финансовое право являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.
Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства.
Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
Предметом финансового права, являются следующие группы финансовых отношений, возникающие:
Метод – это совокупность приемов и способов регулирования отношений. Основным методом правового регулирования этих отношений является метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления (императивный). При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Помимо названного основного метода, в финансовом праве развиваются и иные способы регулирования – рекомендации, согласования, договоры.
Система курса финансового права- это последовательность изложения, изучения финансово-правовых норм, позволяющая более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса финансового права подразделяется на общую и особенную части.
В общей части курса
выявляется единство финансового права,
изучаются его предмет и метод
правового регулирования, раскрывается
специфика финансово-правовых норм,
выявляются особенности форм и методов
осуществления финансовой деятельности
и финансового контроля, определяется
место финансового права в
общей системе российского
В особенной части
курса разделы и отдельные
финансово-правовые институты рассматриваются
в историческом плане, предлагаются
пути совершенствования финансово-
Финансовое право на современном этапе входит в систему российского права как одна из ее основных и активно развивающихся отраслей. Сходство финансового права с конституционным правом и административным правом по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Конституционное право, являясь ведущей отраслью права, закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.
Связь финансового права с
Форма государственного устройства, разделение власти в государстве, соотношение государственной власти и местного самоуправления и многие другие вопросы, урегулированные нормами конституционного права, прямо оказывают влияние на конкретные формы финансовой деятельности. Норма статьи 67 Конституции Украины, закрепившая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщика в нормах финансового права.
Связь финансового права с
Поскольку финансовые отношения содержат в себе элементы имущественного характера (направленные на образование необходимых государству фондов средств), правомерна постановка вопроса о связи финансового права с гражданским правом. Есть такие области финансовой деятельности государства, которые регулируются одновременно как нормами финансового, так и нормами гражданского права. Это кредитные, расчетные, страховые и другие.
Источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права:
Формы финансовой деятельности
государства разнообразны. В каждой
из них практически выражаются действия
государственных органов (и органов местного
самоуправления) по образованию, распределению
и использованию финансовых ресурсов
на соответствующем уровне.
По своему характеру эти формы могут быть правовыми
и неправовыми. Правовые формы выражаются
в принятии правовых актов в связи с установлением
или применением норм. А неправовые формы
— это инструктирование финансовой службы
предприятий, проведение совещаний в аппарате
финансовых и налоговых органов, проведение
заседаний комитетов по бюджетно-финансовым
вопросам представительных органов власти,
разъяснение финансового законодательства
населению и другая организаторская работа;
финансово-технические операции (расчеты
платежей и ассигнований из бюджетов,
объемов финансирования и кредитования);
финансово-экономический анализ; подготовка
материалов к финансовому планированию,
прогнозированию и отчетности и т.п. Юридического
значения они не имеют, но создают предпосылки
для осуществления правовых форм финансовой
деятельности, в которых проявляется государственно-властный
характер действий органов государственной
власти в области финансов.
Конкретные
правовые формы финансовой деятельности
зависят от того, какие органы ее осуществляют:
представительные или исполнительные,
какого уровня и организационно-правовой
формы. Осуществляя финансовую деятельность,
государственные органы и органы местного
самоуправления в пределах своей компетенции
принимают финансово-правовые акты, посредством
которых в пределах своих полномочий регулируют
общественные отношения в области аккумуляции,
распределения и использования финансовых
ресурсов, проведения контроля за их расходованием,
за выполнением финансовых планов, финансовых
обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические
(или правовые) формы финансовой деятельности государства
и органов местного самоуправления.
Финансово-правовые
акты — это принятые в предусмотренной
форме и имеющие юридические последствия
решения государственных органов и органов
местного самоуправления по вопросам
финансовой деятельности, входящим в их
компетенцию. Они устанавливают, изменяют
или отменяют финансово-правовые нормы
или служат основанием для возникновения,
прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Применение тех или иных правовых форм
финансовой деятельности определяется
значением и содержанием регулируемых
отношений. Например, принятие федерального
бюджета оформляется федеральным законом.
Это вытекает из общегосударственного
значения бюджета, его важной роли для
социально-экономического развития страны,
широкого круга общественных отношений,
возникающих в связи с его принятием. В
отличие от этого, вопросы выделения денежных
средств подведомственным предприятиям
решаются актами министерств и других
органов государственного управления
в соответствии с установленным правовыми
нормами порядком.
Финансово-правовые акты можно классифицировать по
юридическим свойствам, по юридической
природе, по органам, издающим их, и по
другим основаниям.
По юридическим свойствам финансово-правовые
акты подразделяются на:
К нормативным относятся акты,
которые регулируют группу однородных
финансовых отношений и содержат общие
правила поведения их участников, т.е.
правовые нормы. Они действуют обычно
длительное время. Нормативные финансово-правовые
акты устанавливают виды финансовых обязательств
(налогов и других платежей) организаций
и граждан перед государством, или муниципальным
образованием, порядок исчисления установленных
платежей, типичные признаки плательщиков,
порядок расходования государственных
денежных средств, порядок проведения
финансового контроля и т.д.
Общие правила, установленные в нормативных
актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-
Индивидуальные финансово-правовые
акты — это акты применения норм права.
Принятие их — необходимое условие для
практического претворения в жизнь нормативных
финансово-правовых актов и выполнения
задач по созданию, распределению или
использованию финансовых ресурсов государства.
По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:
а) законодательные (законы)
б) подзаконные, т.е. акты всех других государственных
органов и органов местного самоуправления,
основанные на законе и принятые во исполнение
закона.
Основные формы актов государственных
органов установлены Конституцией РФ.
Соответствующую форму принимают и финансово-правовые
акты (законы, указы и распоряжения Президента
РФ, постановления и распоряжения Правительства
РФ и др.). Отраслевые органы государственного
управления издают по вопросам финансов
приказы и инструкции. Такую же форму имеют
финансово-правовые акты финансовых органов.
При этом инструкции относятся к нормативным
финансово-правовым актам. Приказы могут
содержать и нормы права, и решения конкретного
характера. Органы государственного управления,
в особенности финансовые органы, издают
многочисленные индивидуальные финансово-правовые
акты, которые помимо приказов имеют и
другие формы выражения (резолюция должностного
лица об утверждении документа, о разрешении
каких-либо действий и т.д.).
Характерной особенностью финансово-правовых
актов является наличие среди них большой
группы финансово-плановых актов. Они
отличаются от других финансово-правовых
актов своим содержанием.
Финансово-плановые акты — это
акты, принимаемые в процессе финансовой
деятельности государства и органов местного
самоуправления, которые содержат конкретные
задания в области финансов на определенный
период, то есть являются планами по мобилизации,
распределению и использованию финансовых
ресурсов.
Существование финансово-плановых актов
обусловлено действием принципа плановости
в процессе образования, распределения
и использования финансовых ресурсов
в соответствии с программами и планами
экономического и социального развития.
К финансово-плановым
актам относятся:
а) основной финансовый план государства
— федеральный бюджет РФ, а также государственные
бюджеты субъектов Федерации и местные
бюджеты;
б) бюджеты государственных и муниципальных
и внебюджетных фондов;
в) финансово-кредитные и кассовые планы
банков;
г) финансовые планы страховых организаций;
д) финансовые планы и сметы министерств,
ведомств, других органов государственного
управления и органов местного самоуправления;
е) финансовые планы (балансы доходов и
расходов) предприятий и объединений;
ж) сметы бюджетных учреждений.
Финансово-плановые акты получают свое
юридическое оформление в актах соответствующих
государственных органов. Так, федеральный
бюджет утверждается законом РФ, смета
учреждения — министерством, которому
это учреждение подчинено. Утвержденный
в установленном порядке финансово-плановый
акт регулирует финансовые отношения
и вызывает юридические последствия, как
любой финансово-правовой акт.