Понятие финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА………………………………..….4-7
2 ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВО………………...7-9
3 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВО…………………….………10-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……..19

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1 Понятие финансового права………………………………..….4-7

2 Его место в системе российского право………………...7-9

3 Источники финансового право…………………….………10-16

Заключение………………………………………………………..………17

Список использованной литературы………………..……..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях возникновения  рыночных отношений государство  при управлении обществом активно  использует такие экономические  рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические  категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.

Финансовое право имеет  свой предмет правового регулирования  и обусловленный им метод правового  регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права. Однако этот вывод в теории права остается спорным.

Наличие различных точек  зрения о природе финансового  права объясняется тем, что оно  находится в тесной взаимосвязи  с другими отраслями права, и  главным образом с конституционным, административным и гражданским.

При отграничении финансового  права от смежных отраслей права  необходимо учитывать природу его  предмета и особенности метода правового  регулирования.

Финансовое право —  самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие финансового права. Место финансового права в системе Российского права.

 

Финансовое право-это  совокупность устанавливаемых и  охраняемых государственной властью  юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Финансовое право подразделяется на общую и особенные части. В  общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы. Особенная часть содержит разделы, регулирующие отношения в области государственного бюджета и страхования, налогов и сборов, внебюджетных государственных и муниципальных фондов, финансов предприятия, государственных доходов и кредита, сберегательного и денежного обращения и т.п. – отношения, в основе касающихся деятельности финансово-кредитных органов и валютного регулирования.

В условиях возникновения  рыночных отношений государство  при управлении обществом активно  использует такие экономические  рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

Поэтому изучение дисциплины "Финансовое право" начинается с  освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

В экономической и  правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспекта:  как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций; как совокупность фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

 

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между  людьми по поводу образования, перераспределения  и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим  инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля над производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу   денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие   отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Предметом финансового  права как науки является система  знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука  представляет собой систему специфических  знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения.    Выделяют три составные части этих знаний.

Во-первых, эти знания воплощаются в форме финансово-правовых категорий. Финансовое право как  наука характеризуется тем, что  ее содержание – это система связанных и скоординированных основных понятий: “государственные финансы’, “финансовая деятельность государства“, “финансовые акты“, “финансово-правовые нормы“, “бюджет“, “налоговая система“, “банковская система“. Все другие категории и понятия представляют собой конкретизацию и развертывание основных категорий.

Во-вторых, эти знания воплощаются в форме исследований о финансово-правовых нормах и их институтах – бюджетном, налоговом, банковском праве. При этом финансово-правовые нормы изучают как явления одного порядка, составляющие самостоятельную отрасль в праве, имеющие свою область правового урегулирования в ее непрерывном развитии и совершенствовании. На базе такого изучения выявляются и разрабатываются теоретические проблемы, связанные с применением норм финансового права в практической деятельности финансовых и кредитных работников, налоговых инспекторов.

В-третьих, эти знания воплощаются в форме “опытного  знания» (по определению И. Канта). Финансовое право как наука изучает свой предмет не догматически, а в тесной связи с жизнью, с правоприменительной деятельностью финансовых органов: обобщается, анализируется опыт развития финансового права в цивилизованных странах Европы и Америки и все приемлемое заимствуется для использования в нашей стране.

Можно говорить о трех функциях, выполняемых финансовым правом как наукой по отношению к действующему финансовому закону, - аналитической, критической и конструктивной.

Аналитическая функция  состоит в классификации, комментировании  финансово-правовых норм, в приведении всех   этих норм в стройную систему.

Критическая функция  заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем  законодательстве, в фиксации несоответствий той или иной правовой нормы требованиям  жизни.

Конструктивная функция  способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов, т. е. ее действие предшествует изданию нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства.

В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право  — это совокупность юридических  норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Место финансового права в системе Российского права

 

Особенности финансового  права раскрываются полнее при его  сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что  финансовое право распространяется на одну из  областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Существует взаимосвязь  между ними и по видам государственной  деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации  и деятельности представительных и  исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право  регулирует общественные отношения  в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое право находится  в тесной связи с гражданским  правом, поскольку в его предмет  среди имущественных отношений  входят и денежные отношения.

Прослеживается связь  финансового права и с другими  отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных  выше случаях она наиболее тесная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Источники финансового права

 

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

В настоящее время расширяется  сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось  большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления

Итак, источники финансового права  Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых  содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового  права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.

1. Основным источником финансового  права в Российской Федерации  является нормативный правовой  акт. Он представляет собой  результат правотворчества органов  государственной власти и местного  самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

К нормативно-правовым актам  как источникам финансового права  относятся:

а) Конституция Российской Федерации. Многие ее нормы имеют  прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; норма п. «з» ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

б) Финансово-правовые нормы  содержатся также в законодательных  актах Российской Федерации и  субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ). В их числе - ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994 г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.

Наиболее важное место  в системе источников финансового  права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.

Информация о работе Понятие финансового права