Понятие и структура бюджета бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….............3
Глава 1. Бюджетные системы и бюджетное устройство РФ. Сущность, виды,
принципы ………………………………………………………………………………...4
1.1. Формы бюджетных систем…………..…………………………………………..4
1.2. Состав бюджетной системы РФ…………………………………………………4
1.3. Принципы бюджетной системы РФ……………………………………………..6
Глава 2. Бюджет, сущность и функции ……………………………………………….8
2.1. Сущность бюджета……..……………………………………………...................8
2.2. Функции бюджета ……………………………………………………………….8
2.3. Доходы бюджета ………………………………………………………………...9
2.4. Расходы бюджета ………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список использованных источников..............………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Фин право.docx

— 62.97 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Доходы бюджета

Доходы бюджетов различных  уровней формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Бюджетным кодексом закреплено, что  доходы бюджетов различных уровней  состоят из 3-х групп поступлений:

1.  Налоговые поступления

2.  Неналоговые поступления

3.  Безвозмездные поступления

Доходы бюджета – это  поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся, в соответствии с бюджетным кодексом, источниками финансирования дефицита бюджета.

Налоговые доходы бюджетов состоят из налогов и сборов.

В соответствии с законодательством  РФ под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными организациями и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав, или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с налоговым  кодексом, налоги для формирования доходной части бюджета делятся  на:

1.  Федеральные – установленные налоговым кодексом, обязательны для взимания на всей территории РФ, и которые могут формировать бюджеты различных уровней. Их 8.

2.  Региональные – это налоги, которые могут устанавливаться на территории определенного субъекта РФ из перечня региональных налогов налогового кодекса. Их 3.

3.  Местные – налоги, которые установлены налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

      • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
      • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
      • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
      • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
      • средства самообложения граждан;
      • иные неналоговые доходы.

К третьей группе (безвозмездные поступления) относятся:

1.  Дотации (межбюджетные трансферты, безвозвратные, безвозмездные, не имеют цели, направлены на выравнивание доходной части бюджета)

2.  Субсидии - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

3.  Субвенции - межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

4.  Иные межбюджетные трансферты

5.  Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и добровольные пожертвования.

 

2.4. Расходы бюджета.

Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета осуществляются в соответствии с законодательным  разграничением расходных полномочий, которые определяются

1. для Федерации – законом о федеральном бюджете

2. для субъектов РФ – ФЗ №184Ф «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ

3.  для муниципальных образований – ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»

В бюджетном кодексе вводятся новые понятия:

Публичное обязательство государства – это обусловленное законом расходное обязательство публично-правового образования перед юридическими и физическими лицами или иными публично-правовыми образованиями, подлежащее исполнению в установленном соответствующим законом размере, или установленном этим законом порядке его определения (индексация или расчет).

Расходное обязательство – это обусловленное законом или иным актом обязанность публично-правового образования, или действующего от его имени бюджетного учреждения представить физическому или юридическому лицу, либо иному публично-правовому образованию, средств соответствующего бюджета.

Состав расходов бюджета  регламентируется бюджетным кодексом РФ (глава 4) и строится на основании  бюджетной классификации РФ.

Бюджетная классификация  является группировкой доходов и  расходов и источников финансирования дефицита бюджета бюджетной системы  РФ, и используемой для составления  и исполнения бюджета, составления  бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджета  бюджетной системы РФ.

В бюджетную классификацию  в РФ включается:

1. классификация доходов бюджета

2. классификация расходов бюджета

3. классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

4. классификация операций публично-правовых образований (государство, субъекты РФ, муниципальные образования)

Классификация расходов бюджета  по разделам, подразделам, целевым статьям  и видам расходов является одинаковой для бюджетов различных уровней.

Разделы расходов бюджета:

1.  Общегосударственные вопросы.

2.  Национальная оборона.

3.  Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

4.  Национальная экономика.

5.  ЖКХ.

6.  Охрана окружающей среды.

7.  Образование.

8.  Культура.

9.  Здравоохранение.

10.  Социальная политика.

11.  Физкультура и спорт.

12.  Средства массовой информации.

13.  Обслуживание государственного (муниципального) долга.

14.  Межбюджетные трансферты общего характера.

На примере общегосударственных  вопросов (управленческие расходы) представим состав подразделов:

  1. Функционирование президента РФ (высшего должностного лица субъекта РФ).
  2. Функционирование законодательных органов власти.
  3. Функционирование правительства РФ (субъекта РФ).
  4. Судебная система.
  5. Обеспечение деятельности финансовых, налоговых,  таможенных органов и органов финансового надзора.
  6. Обеспечение проведения выборов и референдумов.
  7. Международные отношения и международное сотрудничество.
  8. Государственный материальный резерв.
  9. Фундаментальные исследования.
  10. Резервные фонды.

В государстве формируется 2 резервных фонда.

1.  Резервный фонд президента РФ. Он составляет 1% всех расходов бюджета. Средства его выделяются в соответствии с указом президента на финансирование любых мероприятий, не связанных с предвыборной деятельностью президента или освещением его деятельности в СМИ.

2.  Резервный фонд правительства РФ. Он не должен превышать 3% расходов бюджета. Средства этого фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-спасательных работ, работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имеющих место  текущем финансовом году.

Субъекты РФ при формировании и утверждении своих бюджетов формируют аналогичные резервные  фонды в сумме, утвержденной их законодательством. Законодательством запрещено формирование резервных фондов законодательных  органов власти.

Средства из этого фонда  выделяются на основании постановления  правительства об использовании  средств резервного фонда, и отчет  об использовании этих средств прилагается к ежеквартальному и годовому отчету об исполнении соответствующего бюджета.

На следующем этапе  бюджетные средства распределяются внутри подраздела в соответствии с  ведомственной структурой, которая  является разной для различных бюджетов и включает в себя:

  1. Главных распорядителей бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
  2. Распорядители бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;.
  3. Бюджетные учреждения. Это организация, созданная органами государственной власти РФ, субъекта РФ или местного самоуправления для осуществления управленческих, социальных, культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, подводя итог контрольной работе, мы выяснили, что бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Ни одно государство не может осуществлять возложенные на него обществом политические, экономические и социальные функции, т.е. государство не сможет создать устойчивый механизм развития государства и общества.

Организации бюджетной системы разных государств могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от государственного и административного устройства этих стран, которое закрепляется в Конституции. В связи с этим, они могут быть трехуровневые и двухуровневые.  РФ – федеративное государство, и бюджетная система РФ состоит из 3-х уровней:  Федерального  бюджета ( + бюджет государственных внебюджетных фондов), бюджетов субъектов РФ  (+ территориальные внебюджетные фонды) и местных бюджетов.

Также, мы выяснили, что бюджет играет огромную роль в экономике, т.к. распределяет денежные средства между  различными субъектами, территориями, а также он осуществляет финансовый контроль за формированием, использованием и распределением централизованного фонда денежных средств.

Доходы и расходы бюджета  неотделимы друг от друга, т.к. полученный доход идет на покрытие расходов. Доходы бюджетов различных уровней формируются  из 3-х групп поступлений:  налоговые  поступления, неналоговые поступления, безвозмездные поступления. Расходы  бюджеты идут на финансирование программ, нацеленных на поддержание благосостояния общества.

Таким образом, бюджет –  это условие функционирования государства. Бюджет необходим и неотделим  от страны, потому что без него государство  не сможет поддерживать экономическую  и социальную стабильность в обществе, а также способствовать процветанию страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников.

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 20 февраля 2012г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.07.2011)
  3. «Бюджетная система Российской Федерации» : учеб. пособие. — 2 е изд., перераб. и доп. / А. З. Селезнев. — М. : Магистр :ИНФРА
  4. http://znanium.com/
  5. http://academout.ru/courseworks/audit3/2.php

 

 


Информация о работе Понятие и структура бюджета бюджетной системы Российской Федерации