Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:12, контрольная работа
Специфика банковской деятельности порождает потребность в создании банковской системы, позволяющей упорядочить этот вид общественных отношений с учетом присущих им (отношениям) особенностей. В юридической литературе уже обращалось внимание на то, что все банки в совокупности представляют собой систему, вне которой их деятельность невозможна.
Введение. 2
Сущность банковской системы. 2
Классификация элементов банковской системы 8
Основные начала (принципы) банковской системы РФ. 10
Заключение. 12
Список литературы. 14
Претензии предъявляются
и к другой используемой законодателем
банковской терминологии. Особенно много
претензий к использованию
Действительно, в федеральном
банковском законодательстве сохраняется
масса пробелов и противоречий. Однако
применительно к кредитным
Очевидно, деление кредитных организаций на виды было обусловлено желанием законодателя установить этапы, которые следовало пройти банку, чтобы получить право работать с денежными средствами, привлеченными от физических лиц. Наличие такого права у банков, собственно, и отличает их от небанковских кредитных организаций.
Скорее всего, применительно к небанковской кредитной организации уместнее говорить не столько как об организации, "противостоящей" банкам или "полной противоположности" банкам, а как о "банке", имеющем ограниченную лицензию на осуществление банковской деятельности.
В банковскую систему РФ
помимо Банка России и кредитных
организаций включены также филиалы
и представительства
В то же время существуют
институты, которые формально не
включены в банковскую систему России,
хотя фактически осуществляют банковскую
деятельность в неразрывной связи
с Банком России, кредитными организациями
и филиалами иных банков. Речь идет
о платежно-расчетной системе, или,
как именуют теперь, платежной
системе, которая фактически является
элементом не столько денежно-кредитной,
сколько банковской системы России.
Однако содержание, правовые формы, особенности
функционирования платежной системы
России должным образом не урегулированы
в федеральном банковском законодательстве.
Между тем без платежной
В научной литературе высказывались
предложения о признании
Классификация элементов банковской системы
Структурные элементы банковской
системы могут быть классифицированы
по различным признакам. Так, по признаку
наличия государственно-
Образующие банковскую систему
организации могут иметь статус
юридического лица (Банк России и кредитные
организации) или не иметь такого
статуса (структурные подразделения,
территориальные учреждения Банка
России; представительства и филиалы
кредитных организаций - резидентов
на территории России, а также филиалы
и представительства
В банковской системе России действуют организации, созданные и зарегистрированные в Российской Федерации, а также филиалы и представительства в РФ тех организаций, которые зарегистрированы по законодательству иностранных государств (банки-нерезиденты) и включены в их банковские системы. Причем к банкам-нерезидентам относятся и банки, созданные на средства РФ за рубежом (например, Московский народный банк в Лондоне, Евробанк, Данау банк и т.п.).
Банки могут быть универсальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ограничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой. По размерам денежных средств, количеству обслуживаемых клиентов и объему привлеченных денежных средств можно выделить крупные, средние и мелкие банки.
Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие банковскую систему, на группы, является форма собственности. По этому признаку кредитные организации классифицируются на частные, государственные и муниципальные, а также кредитные организации со смешанной формой собственности. При этом Банк России является полностью государственной организацией, поскольку его уставный капитал и иное имущество - федеральная собственность.
Муниципальными признаются
коммерческие банки, входящие в банковскую
систему РФ и осуществляющие свою
деятельность в соответствии с законодательством
о банках и банковской деятельности,
одним из учредителей (участников) которых
выступает соответствующий
К частным относятся
кредитные организации,
Во всех иных случаях кредитные организации могут быть отнесены к смешанному типу. Среди них такие крупнейшие банки России, как Сбербанк России и Внешторгбанк России, больше половины акций которых принадлежит государству и находится в управлении Банка России или Правительства России.
В качестве критерия для
классификации и объективной
оценки кредитных организаций
Так, было установлено, что
в целях организации
1) кредитные организации
без недостатков в
2) кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности.
К кредитным организациям второй категории были отнесены:
1) кредитные организации,
испытывающие серьезные
2) кредитные организации,
находящиеся в критическом
Отнесение кредитных организаций
к той или иной категории и
классификационной группе производится
территориальными учреждениями Банка
России на основании мотивированного
суждения, в соответствии с порядком,
на основании критериев и
Основные начала (принципы) банковской системы РФ.
Банковская система России организуется и функционирует в соответствии с наиболее общими правовыми положениями (принципами), присущими всем ее элементам и объединяющими их в единое целое.
Правовые принципы банковской системы России можно определить как закрепленные в законе, безусловно обязательные для исполнения всеми и повсеместно, присущие всем элементам банковской системы основополагающие идеи и положения, наиболее всесторонне и полно выражающие особенности построения (создания, организации) и функционирования банковской системы в России, а также особенности возникающих в этой сфере правоотношений. Совокупность таких правовых положений образует единую систему принципов, наиболее общие из которых рассматриваются в настоящей работе.
Особое значение для банковской системы России имеет конституционный принцип законности. В соответствии с ним банковская система и образующие ее элементы создаются и действуют на основе правовых норм, закрепленных в Конституции РФ и в федеральных законах. Наиболее общие правовые нормы, устанавливающие основы государственного регулирования банковской системы, также установлены в Конституции РФ.
Этот принцип означает,
что все субъекты банковских правоотношений
обязаны соблюдать правила
Следующий принцип – принцип государственного регулирования банковской системы как важнейшего элемента единой денежно-кредитной системы России. Нынешнее состояние российской экономики требует наладить эффективное государственное регулирование банковской системы с использованием рыночных механизмов и новых форм опосредованного (косвенного) управления ею.
Основываясь на конституционных правовых нормах, на положениях федерального законодательства, государственное регулирование банковской системы призвано решать триединую задачу:
а) повышать эффективность позитивного государственного влияния на экономику России, включая денежно-кредитную сферу;
б) обеспечивать целостность РФ, единство системы ее государственной власти и экономического пространства, а также способствовать устойчивому росту экономики России, развитию ее банковской системы и устойчивости национальной валюты, т.е. способствовать соблюдению публичных интересов в процессе банковской деятельности;
в) обеспечивать свободу
предпринимательства, способствовать
конкуренции кредитных
Правовую основу государственной регулирующей деятельности в банковской сфере образуют Конституция РФ, федеральное законодательство, нормативные правовые акты уполномоченных федеральных государственных органов.
Важное значение для банковской
системы имеет принцип
Федеральное законодательство признает, что банковская система организуется и функционирует в соответствии с принципом независимости в части, касающейся оперативного и хозяйственного функционирования каждого из ее элементов. В соответствии с этим принципом органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, за исключением собственников (акционеров, учредителей), не вправе в какой-либо форме вмешиваться в оперативную (хозяйственную) деятельность кредитных организаций.
Свое реальное воплощение
принцип независимости