Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право, как и любая иная отрасль Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.
В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права……………………………………………………………………………
2. Система финансового права, ее элементы и структура…………………
3.Источники финансового права и финансовое законодательство…………………………………………………………….
II часть
Решение задачи……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

KR_FinPravo_V-4.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

    Единого кодифицированного нормативно – правового акта, регулирующего финансовые отношения, пока нет. Кодифицированные нормативные правовые акты приняты по отдельным подотраслям финансового права: бюджетному и налоговому праву.

    Бюджетный  кодекс Российской Федерации принят 31 июля 1998 ., введен в действие с 1 января 2000 г., служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ. Принятие Бюджетного кодекса решила важную задачу совершенствования законодательного регулирования бюджетных отношений, несколько сократив ведомственное (локальное) регулирование. Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ.

    Бюджетный  кодекс состоит из 5 частей:

  1. Общие положения.
  2. Бюджетная система Российской Федерации.
  3. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
  4. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
  5. Заключительные положения.

    Каждая часть  включает разделы, которые в  свою очередь делятся на главы  и статьи.

    Налоговый  кодекс Российской Федерации  (часть первая принята 31.07.1998 г., часть вторая – 05.08.2000 г.) содержит важнейшие нормы, регулирующие налоговые отношения в Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в РФ, а также систему налогов и сборов. Часть 1 НК РФ содержит 7 разделов:

  1. Общие положения (законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, система налогов и сборов).
  2. Налогоплательщики и плательщики сборов (налоговые агенты, представительство в налоговых правоотношениях).
  3. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы государственных внебюджетных фондов. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, их должностных лиц.
  4. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (объекты налогообложения, порядок исполнения обязанности).
  5. Налоговая декларация и налоговый контроль.
  6. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
  7. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (рассмотрение жалоб и принятие по ним решений компетентными органами, порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц).

    Разделы состоят  из глав, а они в свою очередь из статей. Таким образом, часть первая НК РФ устанавливает общие принципы и подходы государственного регулирования налогов и сборов.

    Часть 2 НК  РФ состоит из двух разделов (каждая из них также делится  на главы и статьи). Раздел 8 устанавливает условия уплаты отдельных федеральных налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и иные, а также специальные налоговые режимы. В частности, в этом разделе содержатся важные положения по упрощенной системе налогообложения. Раздел 9 регулирует положения о региональных налогах и сборах, в настоящее время отдельные статьи пересматриваются путем внесения соответствующих изменений в Налоговом кодексе РФ.

    Начиная с  1991 г. Активно разрабатывалась база федерального законодательства в сфере финансовых правоотношений. К огромному массиву этих источников относятся федеральные законы о федеральном бюджете, принимаемые на очередной год. Федеральным законодательством регулируются вопросы обязательного государственного страхования в Российской Федерации, правовое регулирование банковской деятельности.

    Нормы финансового  права содержатся и подзаконных  актах. Речь идет об Указах  Президента Российской Федерации,  постановлениях Правительства Российской Федерации, инструкциях, приказах Министерства финансов РФ, Центрального банка России и иных финансовых органов.

    Правительство  России обеспечивает подготовку  бюджета и его рассмотрение  в правительственных органах,  осуществляет общее руководство исполнением бюджета, занимается другими финансовыми вопросами государства (ст.112 Конституции РФ). Правительством Российской Федерации утверждены положения, которые создали правовую основу для деятельности государственных органов, обладающих специальной компетенцией по осуществлению финансовой деятельности.

    Конституции  и уставы субъектов Российской  Федерации, Указы президентов  республик, входящих в состав  Российской Федерации, также являются  источниками финансового права,  ибо в них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Федерации в целом и по отдельным ее направлениям.

    Правительства  республик в составе Российской  Федерации, автономной области,  автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт –  Петербурга, органов местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально – территориальных и административно – территориальных образований. Поскольку финансовая система едина, то все перечисленные органы выполняют на своей территории функции в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Важное место в регулировании бюджетных отношений занимают законы субъектов.

    Органы местного  самоуправления, помимо того что  утверждают местные бюджеты и используют их средства на нужды местного значения, обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, страховых фондов.

    К источникам  финансового права относятся  и нормативные договоры: международные договоры РФ (в основном они касаются налогообложения), договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ, которые регулируют в основном бюджетные и межбюджетные отношения. Возможность использования внутрифедеративного договора как формы правового регулирования, в том числе и финансовых правоотношений. 

 

 

 

 

  1. Решение задачи

    Субъект РФ  обратился в Министерство финансов РФ с просьбой предоставить ему финансовую помощь на текущий финансовый год для исполнения отдельных статей расходной части бюджета.

    Оцените правомерность  ситуации. Укажите, при наличии  каких обстоятельств субъекту  РФ может быть отказано в  выделении финансовой помощи?

Глава 1. БЮДЖЕТНОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 12. Финансовый год

 

(в ред. Федерального  закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

 

Финансовый  год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

 

Статья 13. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

 

(в ред. Федерального  закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

 

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной  власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

 

Статья 14. Бюджет субъекта Российской Федерации и  бюджет территориального государственного внебюджетного фонда

 

(в ред. Федерального  закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

 

 


КонсультантПлюс: примечание.

О бюджете субъекта Российской Федерации см. также Федеральный  закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ.

 


Каждый субъект  Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены  для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов  Российской Федерации иных форм образования  и расходования денежных средств  для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации  не допускается.

В бюджетах субъектов  Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов  Российской Федерации, возникающих  в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Статья 21. Классификация  расходов бюджетов

 

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

 

1. Код классификации  расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя  бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации  операций сектора государственного  управления, относящихся к расходам бюджетов.

2. Перечень главных распорядителей  средств федерального бюджета,  бюджета субъекта Российской  Федерации, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, местного бюджета  устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

3. Едиными для бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации разделами и подразделами  классификации расходов бюджетов  являются:

1) общегосударственные вопросы:

функционирование Президента Российской Федерации;

функционирование высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

функционирование законодательных (представительных) органов государственной  власти и представительных органов  муниципальных образований;

функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

судебная система;

обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов  и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

обеспечение проведения выборов  и референдумов;

международные отношения  и международное сотрудничество;

государственный материальный резерв;

фундаментальные исследования;

обслуживание  государственного и муниципального долга;

резервные фонды;

прикладные  научные исследования в области  общегосударственных вопросов;

другие общегосударственные  вопросы;

2) национальная  оборона:

Вооруженные Силы Российской Федерации;

модернизация  Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

мобилизационная и вневойсковая подготовка;

мобилизационная подготовка экономики;

подготовка  и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

ядерно-оружейный  комплекс;

реализация  международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

прикладные  научные исследования в области  национальной обороны;

другие вопросы  в области национальной обороны;

3) национальная  безопасность и правоохранительная  деятельность:

органы прокуратуры;

органы внутренних дел;

внутренние  войска;

органы юстиции;

система исполнения наказаний;

органы безопасности;

органы пограничной  службы;

органы по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ;

Информация о работе Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права