Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:52, курсовая работа
При изучении проблемы определения правого статуса Центрального банка акцент ставится на различных ее аспектах. Особое внимание уделяется таким вопросам как соотношение «независимости» и «подотчетности» Центрального Банка в рамках рассмотрения более общего вопроса о правовом статусе и месте Центрального банка в системе органов государственной власти. Часто в литературе поднимается вопрос о гражданско-правовом статусе Центрального банка как юридического лица, делаются попытки определить его организационно-правовую форму, а также дать характеристику прав на закрепленное за ним имущество. В рамках небольшого исследования постараемся разобраться в существующих проблемах определения правового статуса Банка России.
Введение ………………………………………………………………………3
1 Особенности правового положения центрального банка Российской Федерации
1.1. Центральный Банк РФ как юридическое лицо………………………5
1.2. Взаимоотношения Банка России с государством…………………...9
1.3 Основные функции Центрального Банка РФ………………………...12
2 Правовой статус центрального банка РФ
2. 1. Особенности правового статуса Центрального банка РФ………....18
2. 2. Принцип независимости Центрального банка РФ………………….21
2. 3. Правовой режим имущества Центрального банка РФ……………..24
3 Взаимодействие Центрального Банка РФ с Федеральным казначейством , Министерством Финансов………………………………………………….26
3.1. Цели и задачи Федерального казначейства………………………….26
3.2. Взаимодействие Центрального Банка с Министерством Финансов РФ………………………………………………………………………………36
3. 3. Взаимоотношения Центрального Банка РФ с органами государственной власти и органами местного самоуправления…………37
Заключение ………………………………………………………………...39
Список использованных источников ……………………………………..42
КУРСОВАЯ РАБОАТА
По дисциплине: Финансовое право
На тему: Правовое положение Центрального банка Российской Федерации в системе органов государственной власти
Введение ………………………………………………………………………3
1 Особенности правового положения центрального банка Российской Федерации
1.1. Центральный Банк РФ как юридическое лицо………………………5
1.2. Взаимоотношения Банка России с государством…………………...9
1.3 Основные функции Центрального Банка РФ………………………...12
2 Правовой статус центрального банка РФ
2. 1. Особенности правового статуса Центрального банка РФ………....18
2. 2. Принцип независимости Центрального банка РФ………………….21
2. 3. Правовой режим имущества Центрального банка РФ……………..24
3 Взаимодействие Центрального Банка РФ с Федеральным казначейством , Министерством Финансов………………………………………………….26
3.1. Цели и задачи Федерального казначейства………………………….26
3.2. Взаимодействие Центрального Банка
с Министерством Финансов РФ…………………………………………………………………………
3. 3. Взаимоотношения Центрального Банка РФ с органами государственной власти и органами местного самоуправления…………37
Заключение ………………………………………………………………...39
Список использованных источников ……………………………………..42
Введение
Центральный банк Российской
Федерации, являясь важнейшим элементом
банковской системы страны, оказывает
большое воздействие на функционирование
и жизнедеятельность
Процессы
возникновения и развития центральных
банков в различных странах во многом
схожи. В XVI - XVIII вв., для того чтобы контролировать
количество денег в обращении, центральным
банкам было предоставлено монопольное
право эмиссии денег. В XIX в. в целях обеспечения
ликвидности и стабильности банковской
системы центральные банки получили полномочия
по осуществлению функций кредитора последней
инстанции для других банков, а также регулирования
и контроля всей банковской деятельности.
И наконец, в середине XX в. центральным
банкам было предоставлено право самостоятельно
либо совместно с правительством определять
и реализовывать денежно-кредитную политику
государства. С развитием и усложнением
экономических отношений и политической
структуры общества функции центральных
банков стали разнообразнее, значительно
расширился их статус. Современные центральные
банки обладают особой правосубъектностью
по сравнению с другими юридическими лицами,
что связано с той двойственностью, которая
присуща всем национальным банкам в государствах
с рыночной экономикой. С одной стороны,
в экономической системе национальный
банк выступает в роли органа государственной
власти, осуществляющего от лица государства
экономическую политику, с другой - в роли
обычного субъекта коммерческой деятельности.
Таким образом, он совмещает черты учреждения
публичного права с чертами частноправовой
организации.
При изучении
проблемы определения правого статуса
Центрального банка акцент ставится на
различных ее аспектах. Особое внимание уделяется таким вопросам
как соотношение «независимости» и «подотчетности»
Центрального Банка в рамках рассмотрения
более общего вопроса о правовом статусе
и месте Центрального банка в системе
органов государственной власти. Часто в литературе поднимается вопрос
о гражданско-правовом статусе Центрального
банка как юридического лица, делаются
попытки определить его организационно-правовую
форму, а также дать характеристику прав
на закрепленное за ним имущество.
В рамках
небольшого исследования постараемся
разобраться в существующих проблемах определения
правового статуса Банка России.
1 Особенности правового положения центрального банка Российской Федерации
1.1. Центральный Банк РФ как юридическое лицо
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011 с изменениями, вступившими в силу 30.06.2012) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): 1определяет Центральный Банк Российской Федерации как юридическое лицо.
Однако ни данный Закон, ни другие принятые после него федеральные законы не устанавливают для него организационно-правовой формы юридического лица. Этот пробел в действующем законодательстве оказывает негативное воздействие на функционирование всей денежно-кредитной системы государства, затрудняет полноценное взаимодействие Банка России с органами государственной власти, кредитными и иными организациями, поэтому определение юридического статуса Банка России имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Долгое время в юридической литературе лидирующую позицию занимала точка зрения, сводящаяся к тому, что Банк России представляет собой унитарное предприятие2. Такое положение было обусловлено в большей степени историческими предпосылками. Так, действовавшие с 1991 по 2002гг. правовые акты, закрепляли за Банком России имущество на праве хозяйственного ведения. В ст. 2 Федерального закона № 86-ФЗ устанавливается, что «Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов». То есть, собственником имущества Банка России является Российская Федерация. В то же время, согласно Гражданскому Кодексу РФ, имущество любого юридического лица может быть либо в его собственности, либо принадлежать ему на праве хозяйственного ведения, или закрепляется за ним на праве оперативного управления. Однако имущество Банка России не может быть признано принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. В юридической науке вполне обоснованно признается, что «субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие, как разновидность коммерческих организаций». 3Поэтому федеральное имущество согласно закону может принадлежать Банку России только на праве оперативного управления, как некоммерческой организации, созданной в форме учреждения4. Согласно ГК РФ под оперативным управлением понимается осуществление учреждением права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Устанавливая, что уставный капитал и иное имущество Банка России не являются его собственностью, Федеральный закон определил, что он владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных этим законом, а именно: в соответствии с целями своей деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 86-ФЗ, целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Право на осуществление предпринимательской деятельности Банку России законодательными актами не предоставлено. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Приведенные признаки предпринимательской деятельности не могут быть применены к Банку России ни по целям, ни по характеру его деятельности. Вместе с тем предусмотрено, что в процессе осуществления возложенных на него функций государственного регулирования в денежно-кредитной и банковской сферах экономическими методами Банк России может получать собственные доходы. Однако в Федеральном законе содержатся значительные ограничения прав Банка России на осуществление экономической деятельности в сравнении с другими юридическими лицами - некоммерческими. Согласно Федеральному закону, Банк России не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций, а также заниматься торговой и производственной деятельностью за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». 5Банк России вступает с другими юридическими лицами в гражданско-правовые и иные правоотношения и получает доходы не в связи с предпринимательской деятельностью, а в процессе осуществления им функций государственного управления денежно-кредитной и банковской системами. Более того, гражданско-правовые сделки, совершаемые Банком России с другими юридическими лицами, в том числе и кредитными организациями (операции на открытом рынке, рефинансирование, процентные ставки по операциям Банка России и т.п.), являются для него не средствами получения прибыли, а основными инструментами и методами государственного управления в денежно-кредитной сфере.6
Вышеприведенные особенности, присущие Банку России как юридическому лицу, позволяют сделать вывод о том, что среди закрепленных законом организационно-правовых форм некоммерческих организаций, особенностям правового положения Банка России соответствует организационно-правовая форма - государственное учреждение. Данной точки зрения на современном этапе также придерживается большинство теоретиков финансового права.
1.2. Взаимоотношения Банка России с государством
Возложенные на него функции Банк России, согласно ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» осуществляет от имени Российской Федерации. Такая деятельность носит государственно-властный, общеобязательный характер и означает, что Банк России осуществляет функции государственного управления в кредитно-денежной и банковской сферах. Поэтому Банк России не может находиться вне системы органов государственного управления.7 В юридической литературе уже неоднократно обращалось внимание на то, что понятие «государственное управление» не тождественно понятию «исполнительная власть».8 Органом, осуществляющим функции государственного управления в кредитно-денежной сфере, но не относящимся к субъектам исполнительной власти, является Банк России. Осуществляемые им функции государственного управления отличаются от деятельности многих других государственных органов тем, что оно не носит непосредственного характера, предполагающего право собственности на имущество управляемого объекта, его подчинение органу управления, а также право органа государственного управления вмешиваться в оперативную деятельность подчиненных объектов. Государственное управление денежно-кредитной и банковской деятельностью осуществляется Банком России путем денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля, регулирования Банком России банковской деятельности (банковское регулирование), а также в форме надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций, непосредственно ему не подчиненных, что также неоднократно отмечается в статьях законов «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке РФ (Банке России)».
Следовательно, Банк России безусловно является органом государственного управления РФ, наделенным государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере и сфере банковской деятельности. Но при этом Банк России не является органом исполнительной власти, не имеет полномочий распорядительного характера в отношении организаций, образующих банковскую систему и, по общему правилу, не может вмешиваться в их оперативную деятельность. Одновременно с этим, в отличие от других государственных органов, Банк России при осуществлении функций по регулированию банковской деятельности независим от органов государственной власти, действующих в России.
Центральный банк РФ в
связи с особенностями его
статуса и возложенных на него
полномочий является одним из государственных
органов, но при этом он не включен
в систему органов
1.3 Основные функции Центрального Банка РФ
В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 19 функций, который также не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Оснований такой классификации пять:
1) функции денежно-кредитного регулирования (регулирующие);
2) функции нормативного
регулирования (нормативно-
3) операционные функции;
4) информационно-аналитические функции;
5) надзорные и контрольные функции.
В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;