Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 09:52, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является формирование целостного представления о правовом регулировании института актов гражданского состояния.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
исследовать понятие государственной казны;
определить роль государственной казны в социально-экономических процессах;
выявить источники возмещения вреда;
рассмотреть регрессные требования государства к должностным лицам государственных органов как средство восстановления расходов казны;
подведение общего итога проделанной работы, в котором необходимо резюмировать основные положения изученного материала.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие положения о государственной казне 5
1.1. Понятие государственной казны 5
1.2. Роль государственной казны в социально-экономических процессах 9
2. Порядок возмещения вреда, причиненный государственными органами и их должностными лицами 13
2.1. Источник возмещения вреда 13
2.2. Регрессные требования государства к должностным лицам государственных органов как средство восстановления расходов казны16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
При установлении правил регрессной ответственности должностных лиц государственных органов также следует определить орган государственной власти, уполномоченный от имени публично-правового образования, возместившего вред, предъявить регрессное требование. Положения ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают полномочий соответствующих органов, выступающих от имени казны в спорах по возмещению вреда, причиненного в результате деятельности государственного органа, его должностного лица, по предъявлению регрессных требований на основании произведенного возмещения. Судебная практика по требованиям в порядке регресса к должностным лицам органов государственной власти, являющимся непосредственными причинителями вреда, является немногочисленной. Вместе с тем ее анализ показывает, что в защиту интересов Российской Федерации по данной категории дел обращается прокурор, что обусловлено положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации31.
Первым шагом в
Для разрешения сложившихся в данной области правоотношений проблем предлагается п. 3 ст. 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:
«3. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, имеют право регресса к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного судьей (пункт 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации), имеют право регресса, если незаконность действий судьи установлена вступившим в законную силу приговором суда либо иным судебным актом. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по требованиям в порядке регресса выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы тезисно изложим теоретические и практические выводы и положения.
Анализ действующего законодательства определяет казну как объект правоотношений, в других случаях - как субъект.
Вместе с тем, поскольку казна - это совокупность имущества, то в соответствии со ст. 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права. Казна как совокупность имущества является объектом, который в таком качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений. Следовательно, действующее гражданское законодательство позволяет раскрыть материальное содержание категории «казна». При этом собственником материального содержания казны является особый субъект правоотношений - государство. Указанное обстоятельство также обусловливает исследование и выявление правового содержания понятия «казна».
При этом казна представляет собой эффективный инструмент управления публичной собственностью, использование которого позволяет реализовать следующие направления: возможность непосредственного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях; осуществление прямого управления имуществом - определения направлений его использования, судьбы каждого конкретного объекта; единственный источник прямого дохода бюджета от вовлечения собственности публично-правового образования в гражданский оборот; исключение риска утраты собственности путем обращения взыскания на нее в счет исполнения обязательств третьих лиц (унитарных предприятий и учреждений).
Следовательно, функции государства-казны, по нашему мнению, могут быть определены как деятельность уполномоченных органов, связанная с формированием и управлением публичными денежными фондами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты и документы
Специальная литература:-
1 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 261.
2 См.: Лазаревский Н. Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами. СПб., 1905. С. 3, 4.
3 См.: Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. С. 813.
4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006. С. 666.
5 Сауль С.Н. Бюджет - еще не вся казна // ЭЖ-Юрист. 2005. N 28. С. 1.
6 Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 3. ст. 89.
7 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 25 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.
8 См.: Родионов Л.А. Казна и казначейство по гражданскому праву РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 14.
9 См.: Голубцов В.Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования // СПС «КонсультантПлюс».
10 См.: Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б., Санжанов О.И. Городская казна. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2000. С. 49.
11 Короткова О.И. Роль государственной казны в социально-экономических и общественно-политических процессах // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 9. - С. 24 - 27.
12 См.: Панова В.В. Государственная казна субъекта РФ: финансово-экономический механизм функционирования и развития: Дис. ... к.э.н. Екатеринбург, 2005. С. 24.
13 См.: Там же. С. 24.
14 См.: Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б., Санжанов О.И. Городская казна. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2001. С. 54 - 57; Санжанов О.И. К вопросу о местной казне // Хозяйство и право. 1999. N 4. С. 90 - 95.
15 См.: Панова В.В. Указ. соч. С. 29 - 30.
16 Короткова О.И. Роль государственной казны в социально-экономических и общественно-политических процессах // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 9. - С. 24 - 27.
17 Федосеева С.В. Порядок возмещения вреда, причиненного актами власти // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. - № 5. – С. 26-29.
18 Ермолинская Т. Недоступная казна // ЭЖ-Юрист. - 2009. - № 38. С. 10.
19 Комягин Д.Л. Вопросы участия государственной казны в гражданском обороте // Право и экономика. 1999. N 3; СПС «КонсультантПлюс».
20 Сауль С.Н., Бауэр А.В. Бюджет - еще не вся казна // ЭЖ-Юрист. 2005. N 28; СПС «КонсультантПлюс».
21 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
22 Постановление Пленума ВС и ВАС от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» // Российская газета. N 152. 1996. 13 августа.
23 Зуева М.В. Регрессные требования государства к должностным лицам государственных органов как средство восстановления расходов казны и мера воздействия // Российский судья. - 2010. - № 9. - С. 8 - 10.
24 Юдельсон К.С. Основные проблемы права регресса в советском гражданском праве // Ученые труды ВИЮН. М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947. Вып. 9. С. 188; Журавлева Ю.В. К вопросу о соотношении категорий «регресс» и «возмещение убытков» // Нотариус. 2007. № 1. С. 17.
25 Гражданское право: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002. Ч. 1. С. 524; Журавлева Ю.В. Право регресса: пробелы в законодательстве и возможные пути их преодоления // Бизнес в законе. 2007. № 4. С. 205.
26 Амосов С.С. Актуальные проблемы механизма гражданско-правовой ответственности юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 214; Журавлева Ю.В. Указ. соч. С. 205.
27 Смирнов В.Т. Регрессные иски в обязательствах из причинения вреда. М.: Госюриздат, 1960. С. 9 - 10; Шабунина И.С. Особенности регрессных требований к лицу, причинившему вред // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Тольятти: ВУиТ, 2003. Вып. 36. С. 100.
28 Шабунина И.С. Указ. соч. С. 101; Рощин М.Е. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный судебно-следственными органами: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М.: РГБ, 2005. С. 193; Андреев Ю.Н. Гражданско-правовая ответственность государства по деликтным обязательствам: теория и судебная практика. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. С. 58.
29 Песин С.В. Государство как субъект юридической ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М.: РГБ, 2003. С. 173; Медведев М.Ф. Ответственность за вред, причиненный органами государственной власти и местного самоуправления по гражданскому праву России. Волгоград: Изд-во Волгоградской академии государственной службы, 2002. С. 31 - 38.
30 Бойцова Л.В. Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причиненный гражданам, в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 5. С. 50; Скобычкина Н.Р. Возмещение вреда, причиненного федеральными государственными органами, а также их должностными лицами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Екатеринбург, 2007. С. 12.
31 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 56-В08-8 // Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2008 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 5 декабря 2008 г. URL: www.advocate-realty.ru/ press/ u№itpress/ ?id=425127.
Информация о работе Правовое положение государственной казны