Правовое регулирование аудиторского финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Аудиторская деятельность (аудит)
– предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Классификацию видов аудита можно провести по различным основаниям.
По виду деятельности субъекта:
1) общий аудит;
2) банковский аудит;
3) аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования;

Содержание работы

1. Понятие, виды и характеристика аудита………………………………...3
2. Правовое регулирование аудиторской деятельности…………………..8
3. Ответственность аудитора………………………………………………12
4. Задача……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы…………………………………….…..15

Файлы: 1 файл

ФП 10 ВАР.docx

— 31.32 Кб (Скачать файл)

10. Правовое регулирование аудиторского  
финансового контроля

 

План

 

1. Понятие,  виды и характеристика аудита………………………………...3

2. Правовое  регулирование аудиторской деятельности…………………..8

3. Ответственность  аудитора………………………………………………12

4. Задача……………………………………………………………………..14

Список  используемой литературы…………………………………….…..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, виды и характеристика  аудита.

Аудиторская деятельность (аудит)

– предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами.

Классификацию видов аудита можно провести по различным  основаниям. 
По виду деятельности субъекта:

1) общий аудит;

2) банковский  аудит;

3) аудит страховых  организаций и обществ взаимного страхования;

4) аудит бирж (товарных и фондовых);

5) аудит инвестиционных  институтов;

6) аудит внебюджетных  фондов;

7) экологический  аудит.

По объему проверки:

1) внешний  аудит;

2) внутренний  аудит.

Внутренний  аудит является элементом управленческого  контроля. В рамках внутреннего аудита осуществляется не только контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента. 
Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим или производственным аудитом. 
Основными задачами данного аудита являются проверка и совершенствование организации и управления организацией, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств.

Внутренний  аудит, как правило, осуществляется по инициативе самого хозяйствующего субъекта, а именно его исполнительных органов. 
Внутренний аудит Центрального банка России осуществляется на основании ст. 95 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"- *( источник № 1326). Порядок его осуществления регламентирован Положением об организации внутреннего аудита в Центральном банке России, утвержденным приказом ЦБР от 31 марта 1997 г. N 02-140 (с изм. от 20 декабря 1999 г.) "О службе главного аудитора Банка России"- *( источник № 1327).

В соответствии с названным правовым актом под  внутренним аудитом Центрального банка  России понимается контроль, осуществляемый путем проведения регулярных документальных ревизий финансово-хозяйственной  деятельности отдельно взятых подразделений  и учреждений Банка России, имеющих  самостоятельный бухгалтерский  баланс, а также путем целевых  аудиторских проверок организации  выполнения Банком России отдельных  функций или отдельных операций и проверок выполнения подразделениями  Банка России и учреждениями банка  России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения, регулирующие их деятельность).

По характеру  заказчика:

1) обязательный;

2) инициативный.

Правила об обязательном аудите закреплены в  ст. 7 Закона об аудите. 
Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Указанная правовая норма закрепляет четыре правовых критерия осуществления обязательных аудиторских проверок: организационно-правовую форму, вид деятельности, экономические  показатели и форму собственности  проверяемого субъекта. Обязательный аудит осуществляется соответственно в следующих случаях:

1) организация  имеет организационно-правовую форму  открытого акционерного общества;

2) организация  является кредитной организацией, страховой организацией или обществом  взаимного страхования, бюро кредитных  историй, товарной или фондовой  биржей, инвестиционным фондом, государственным  внебюджетным фондом, источником  образования средств которого  являются предусмотренные законодательством  Российской Федерации обязательные  отчисления, производимые физическими  и юридическими лицами, фондом, источниками  образования средств которого  являются добровольные отчисления  физических и юридических лиц; 
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация  является государственным унитарным  предприятием, муниципальным унитарным  предприятием, основанным на праве  хозяйственного ведения, если  финансовые показатели его деятельности  соответствуют подп. 3 п. 1 настоящей  статьи. Для муниципальных унитарных  предприятий законом субъекта  Российской Федерации финансовые  показатели могут быть понижены. 
Статья 7 Закона об аудите содержит отсылочную норму, в соответствии с которой правило об обязательном аудите в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей может быть предусмотрено и иными федеральными законами.

Требования  об обязательном аудите бухгалтерской  финансовой отчетности хозяйствующих  субъектов содержатся и в ряде иных федеральных законов, регламентирующих правовой статус и условия деятельности отдельных категорий субъектов  предпринимательства. Например, в соответствии с п. 3 ст. 88 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерные  общества обязаны проводить ежегодные  аудиторские проверки перед публикацией  обществом годовой бухгалтерской  отчетности. При этом в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском  учете" открытые акционерные общества обязаны ежегодно публиковать годовую  бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом- *( источник № 1328). Также приказ Минфина РФ от 28 ноября 1996 г. N 101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами" предусматривает, что вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах аудита публикуемой бухгалтерской отчетности- *( источник № 1329).

Кроме этого, акционерные общества в соответствии с п. 3 ст. 88 и ст. 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" обязаны  осуществлять аудит годовой финансовой отчетности в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг. 
Если бухгалтерская (финансовая) отчетность организации или индивидуального предпринимателя подлежит обязательному ежегодному аудиту, в этом случае в соответствии с подп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" аудиторское заключение включается в состав бухгалтерской отчетности.

Обязательный  аудит проводится аудиторскими организациями. Указанная правовая норма лишает аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, проводить такие аудиторские  проверки, которые квалифицируются как обязательные. Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной"- *( источник № 1330) данное ограничение предпринимательской деятельности признано соответствующим Конституции РФ.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах  которых доля государственной собственности  или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских  услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое регулирование  аудиторской деятельности в РФ

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Особенности  регулирования аудита в России –  регламентация централизованными  органами - относят нашу страну к  первой концепции регулирования  аудиторской деятельности, характерной  для стран континентальной Европы.

Сейчас в отечественном аудите преобладает государственное регулирование. В нем можно выделить два аспекта: долговременный и оперативный. Первый из них связан в основном с созданием  и вводом в действие законодательных  и иных нормативных актов, второй - с воздействием на отдельные аудиторские  организации: аудиторские фирмы  и аудиторов - индивидуальных предпринимателей. Определяющим из них является первый, поскольку действие второго в  значительной степени именно на нем  и базируется. А первый канал реализуется  преимущественно через систему  нормативного регулирования аудиторской  деятельности.

Правовое регулирование представляет собой деятельность государства  по внесению организованности, упорядоченности  в различные сферы хозяйства.

К основным нормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:

- Гражданский кодекс Российской  Федерации;

- Федеральный закон от 07.08.2001 №  119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

- Федеральный закон от 08.08.2001 №  128-ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности»;

- Постановление Правительства  РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности» (в последней редакции).

- Постановление Правительства  РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах  государственного регулирования  аудиторской деятельности в Российской  Федерации»;

- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190;

В России система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  в стадии становления. Происходит процесс  определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую  деятельность, определение роли и  функций государственных и общественных аудиторских организаций.

Первый (самый верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Закон относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Определяет цель и задачи аудита в финансово-экономической системе.

Для России это особенно важно, поскольку  исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся:

1) Федеральные правила (стандарты). Федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности в соответствии  со ст. 9 ФЗ «Об аудиторской  деятельности» – это единые  требования к порядку осуществления  аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Они определяют общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности для всех субъектов рынка аудиторских  услуг.

Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ. В настоящее время  разработано и принято 23 федеральных  правил  (стандартов). Вместо неразработанных используются российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

2) подзаконные нормативные акты, устанавливающие общие положения  по регулированию аудиторской  деятельности для аудиторских  организаций и индивидуальных  аудиторов (нормативные документы  в области лицензирования аудиторской  деятельности и аттестации аудиторов). К таким нормативным актам относится Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190.

К регулирующим актам третьего уровня относятся:

1) внутренние стандарты аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений.  В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об  аудиторской деятельности» профессиональные  аудиторские объединения, если  это предусмотрено их уставами, могут устанавливать для своих  членов внутренние правила (стандарты)  аудиторской деятельности, которые  не могут противоречить федеральным  правилам (стандартам). При этом требования  внутренних правил (стандартов) не  могут быть ниже требований  федеральных правил (стандартов);

2) нормативные акты министерств  и ведомств, устанавливающие правила  организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторского финансового контроля