Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 10:44, курсовая работа
Банковская система России возникла сравнительно недавно и развивается достаточно быстро. За последние несколько лет российские банки были вынуждены пройти путь, который в других странах занял десятилетия. На изменения, которые происходят сейчас и произойдут в будущем огромное влияние оказывает государственное регулирование. Регулирование банковской деятельности должно преследовать три цели: безопасность, стабильность и поддержание конкуренции.
Введение………………………………………………………………...…………3
I. Правовое регулирование Банкротства кредитных
организаций в России……………………………………………………………..4
1. Понятие банкротства кредитных организаций по законодательству российской федерации……………………………………………………………………4
II. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций………….5
III. Процедура банкротства кредитных организаций……………………….....17
1. Возбуждение дела о банкротстве……………………………………...……..19
2. Рассмотрение дела о банкротстве арбитражным судом…………...……….20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23
- допускает снижение капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;
- нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20%.
Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения. Реорганизация банков в форме слияния и присоединения регулируется Положением ЦБ РФ “Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения”. Банк, к которому произошло присоединение, либо банк, возникший в результате слияния, должен быть способен выполнять обязательные резервные требования и пруденциальные нормы деятельности, установленные нормативными актами ЦБ РФ, в том числе норматив достаточности капитала. Минимальный размер собственных средств банка должен быть равным не менее 1 млн. евро.
Банку выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имел право осуществлять на основании банковской лицензии каждый из сливающихся банков на дату принятия решения о его реорганизации, либо Генеральная лицензия, если хотя бы один из сливающихся банков имел такую лицензию.
В соответствии с ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, в случае получения требования Банка России о реорганизации её руководитель обязан в течение 5 дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации КО. Органы управления КО обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования ЦБ РФ о реорганизации известить ЦБ РФ о принятом решении. В случае отказа органов управления КО удовлетворить требование ЦБ РФ или отсутствия ответа в установленные сроки ЦБ РФ имеет право применить иные меры пруденциального надзора (требование о замене руководителей, назначение временной администрации) вплоть до отзыва лицензии.
III. Процедура банкротства кредитных организаций
1. Возбуждение дела о банкротстве
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения кредитной организации-должника (при наличии у КО филиалов – по месту нахождения головного банка) по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”, с особенностями, установленными Федеральным законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
- кредитная организация - должник;
- кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) банковского счёта;
- Банк России;
Прокурор - в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению, когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства, когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам, в интересах кредитора по денежным обязательствам Российской Федерации, её субъекта, муниципального образования;
Налоговый или иной уполномоченный орган при наличии задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. К таким органам относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ.
Обращение КО - должника или её кредиторов в арбитражный суд может предшествовать их ходатайству в ЦБ РФ об отзыве у КО лицензии. Такое ходатайство возможно после наступления признаков банкротства КО при условии, что объём требований превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.
При поступлении в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом судья до возбуждения производства по делу о банкротстве предлагает Банку России представить своё заключение о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо копию приказа Центрального Банка Российской Федерации об отзыве указанной лицензии. Указанные документы направляются Банком России в арбитражный суд в месячный срок после получения данного предложения. Основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве является представление арбитражному суду копии приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. Копия приказа может быть либо заверена ЦБ РФ, либо информация публикуется “Вестнике Банка России”.
2. Рассмотрение
дела о банкротстве
Лицами, участвующим в деле о банкротстве, являются лица, указанные в Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)”, а также Банк России при возбуждении производства по делу о банкротстве по заявлению Банка России о признании кредитной организации банкротом.
Если основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций послужило неудовлетворительное финансовое положение кредитной организации, неисполнение ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами и в течение 45 календарных дней с момента отзыва указанной лицензии Банк России не получил определение арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом или иное документальное подтверждение возбуждения производства по делу о её банкротстве, Банк России обязан в пятидневный срок обратиться с заявлением о признании кредитной организации банкротом независимо от наличия её задолженности перед Банком России.
Для возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве КО необходимо наличие следующих условий: отзыва лицензии на осуществление банковских операций и совокупных требований не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, которые не исполняются в месячный срок с момента наступления даты их исполнения. После отзыва лицензии в КО может быть назначен уполномоченный представитель из числа служащих ЦБ РФ, имеющих высшее юридическое или экономическое образование, обладающих специальными знаниями и не являющимися заинтересованными лицами в отношении КО. Основаниями для прекращения его деятельности являются судебный акт арбитражного суда о назначении в КО ликвидатора или арбитражного управляющего, судебный акт арбитражного суда о признании недействительным приказа ЦБ РФ об отзыве лицензии, согласование территориальными учреждениями ЦБ РФ состава ликвидационной комиссии КО, приказ ЦБ РФ о приостановлении действия приказа об отзыве лицензии, приказ ЦБ РФ о досрочном освобождении уполномоченного представителя от исполнения возложенных на него обязанностей.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют лица, указанные в Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)” (представитель работников должника, представитель собственника имущества должника, иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом), а так же Банк России в случаях, когда заявление о признании кредитной организации банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом.
Судья арбитражного суда обязан принять заявление о признании КО банкротом. О принятии заявления судья выносит определение не позднее 5 дней со дня его поступления в арбитражный суд.
Банк России при подаче заявлений о признании кредитной организации банкротом может представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего.
Арбитражный суд в определении о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом указывает о введении наблюдения и назначении временного управляющего.
Судебные акты по делу о банкротстве арбитражный суд направляет в пятидневный срок с момента их принятия лицом, участвующим в деле о банкротстве и в арбитражном процессе.
При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) состав ликвидационной комиссии формирует конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом.
Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только корреспондентский счёт кредитной организации, признанной банкротом, открытый в учреждении Банка России. Порядок открытия указанного счёта и осуществления расчётов по данному счёту определяется нормативными актами Банка России.
В соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, в течение 10 дней с момента представления конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершить операции по корреспондентскому счёту кредитной организации, признанной банкротом, на указанный счёт в порядке, определяемом нормативными актами Банка России, перечисляются остатки денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банк России.
Конкурсный управляющий в течение 15 дней с момента представления им в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершить операции по корреспондентскому счёту кредитной организации, признанной банкротом, направляет для опубликования в “Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ”, “Вестник Банка России”, а также опубликовывает в местной печати по месту расположения кредитной организации за счёт её средств объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном Банке РФ.
Заключение
Россия - по искусственному (характерному для Европы), но со своими особенностями, так как либеральное законодательство привело к созданию огромного количества банков (2.5 тыс.), в основном небольших по размеру. Россия стоит в настоящее время на пути развития банковской системы. В России сегодня самый неотложный вопрос в области банковского регулирования - проблема банкротства банков и отсутствие системы страхования вкладов, наряду с недостаточной жёсткостью надзорных требований, плохой организацией процедур санирования, реструктуризации приводит к разрушительным последствиям. Так, при банкротстве банков с одной стороны страдают вкладчики, с другой - банки теряют доверие. Именно поэтому в Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций такое большое внимание уделяется мерам по предупреждению банкротства банков.
Совершенствование законодательства, регулирующего проведение процедур банкротства кредитных организаций, рациональная политика Центрального Банка РФ также могут за небольшой промежуток времени (особенно учитывая темпы развития банковской системы в России) укрепить отечественную банковскую систему, сделать её стабильной, надёжной, защищающей в полном объёме и кредиторов и должников, пользующейся доверием.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета - 1993 - 25 декабря- № 237.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конституц. закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ: Принят Гос. Думой 25 апр. 2003 г.; одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2066.
4. О наркотических и психотропных веществах: федер. закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 219.
5. О содержании
по стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении
6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: закон Рос. Федерации от 27 апреля 1993 г № 4866-1 // Рос. газ.- 1993-№89.
7. Вопросы
совершенствования
Научная и учебная литература:
1. Административная
деятельность органов
2. Административная
деятельность органов
Статьи:
1. Кваша Л.Ф. Милиция (полиция) в условиях переходного типа государства и права / Л.Ф. Кваша // История государства и права 2006-№3.
2. Квитчук А.С. Проблемы общественной безопасности в контексте административной реформы /А.С. Квитчук / История государства и права. 2006-№3.
Интернет-ресурсы
1. Образование: исследовано в мире (Электронный ресурс): Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой. М.: OIM.RU, 2000-2001.Режим доступа: World Wide Web. URL:http www.oim.ru.
Информация о работе Правовое регулирование банкротства кредитных организаций