Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:24, контрольная работа
Отношения в сфере налогообложения – это совокупность отношений, являющихся частью финансовых отношений. Данное положение обусловлено тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.
Налоговое право в системе российского права занимает достойное место и по предмету, и методу правового регулирования, является подотраслью финансового права, обладая при этом большой самостоятельностью и обособленностью1.
Параграф 1. Предмет и система правового регулирования налоговых отношений ……………………………….…………………….……….…………2
Параграф 2. Юридическое содержание налоговых отношений……….……...5
Параграф 3. Основные институты налогового права …………………...…...…8
Параграф 4. Правовой статус и функции налоговых органов Российской Федерации.……………...........................................................................................9
Список использованной литературы……..........……………………………12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра конституционного права и прав человека
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
на тему:
«Правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации»
Казань 2012
Содержание
Параграф 1. Предмет и система правового
регулирования налоговых отношений ……………………………….…………………….……….…………
Параграф 2. Юридическое содержание налоговых отношений……….……...5
Параграф 3. Основные институты налогового права …………………...…...…8
Параграф 4. Правовой статус и функции налоговых
органов Российской Федерации.……………...............
Список использованной
литературы……..........……………………
Параграф 1. Предмет
и система правового
Отношения в сфере налогообложения – это совокупность отношений, являющихся частью финансовых отношений. Данное положение обусловлено тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.
Налоговое право в системе российского права занимает достойное место и по предмету, и методу правового регулирования, является подотраслью финансового права, обладая при этом большой самостоятельностью и обособленностью1.
Налоговое право как подотрасль финансового права характеризуется спецификой сферы правового регулирования и метода правового регулирования. Предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Это довольно специфическая сфера социальных связей, присутствующих в обществе. Обусловлена она экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта, это и является предметом правового регулирования.
Предметом правового регулирования налогового права являются общественные отношения, которые складываются в обществе по поводу налогообложения (отношения в сфере налогообложения, или налоговые отношения), т.е. по поводу формирования доходной части бюджетной системы государства, в той части, которая отведена непосредственно налогам и сборам. Это обусловлено тем, что налоги являются только одним из источников формирования доходов государства.
В системе налогового законодательства можно выделить две большие группы – акты законодательства о налогах и сборах и акты органов исполнительной власти (подзаконные акты)2.
К первой группе относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ. Ко второй группе – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и другие акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные акты органов субъектов РФ, нормативные акты муниципальных органов.
Кроме того, к системе налогового законодательства можно отнести также иные нормативные документы, так или иначе регламентирующие налоговые отношения или оказывающие на них определенное влияние.
Исходя из федеративного
устройства Российской Федерации и
в соответствии с конституционным
принципом разделения властей, можно
выделить четыре уровня системы законодательства
о налогах и сборах, которые
осуществляют основное правовое регулирование
отношений в сфере
Таким образом, в настоящее время в России существует многоуровневая система нормативного регулирования налоговых отношений.
Взаимосвязанная совокупность всех нормативных актов различного уровня, принятых представительными органами власти и содержащих налогово-правовые нормы, образует систему российского налогового законодательства.
Параграф 2. Юридическое содержание налоговых отношений
Отношения в сфере налогообложения
по своему содержанию неоднозначны и
при соответствующей правовой регламентации
имеют свою сложную структуру, поскольку
ими охвачены разносторонние аспекты
функционирующей налоговой
Из анализа ст. 2 НК РФ следует,
что комплекс отношений в сфере
налогообложения, являющихся предметом
правового регулирования
– основные отношения в сфере налогообложения;
– факультативные отношения в сфере налогообложения;
– дополнительные отношения в сфере налогообложения.
Основные отношения в
сфере налогообложения
Основные налоговые отношения, в свою очередь, подразделяются на три отдельные подгруппы:
1) отношения по установлению
налогов и сборов на
2) отношения по введению
налогов и сборов на
3) отношения по взиманию налогов и сборов, которые возникают в процессе налогового производства, т.е. при исчислении и уплате конкретных налогов и сборов3.
Факультативные отношения
в сфере налогообложения
Дополнительные отношения
в сфере налогообложения
Таким образом, прослеживаются
несколько групп отношений, регулируемых
налоговым правом. Все эти отношения
тесно взаимосвязаны и
Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджет или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки, в то время как государственные органы имеют право требовать от налогоплательщика исполнения данной публично-правовой обязанности.
Фактическим содержанием налогового правоотношения являются сами действия, в которых реализуются права и обязанности.
Параграф 3. Основные институты налогового права
Особенная часть налогового права как подотрасли финансового права включает в себя правовые институты, расположение которых также обусловлено значительностью и логической последовательностью. Так основным институтом налогового права следует признать большую группу норм, регулирующих налогообложение российских юридических лиц.
Значимость данного института предопределена объемом денежных поступлений в бюджеты всех уровней от уплаты налогов и сборов юридическими лицами и их имущественным положением.
Другим правовым институтом по своей значимости следует признать группу правовых норм, регулирующих налогообложение физических лиц. Объем денежных поступлений в соответствующий бюджет от всех видов налогов от физических лиц (налогоплательщиков) значительно меньше по сравнению с юридическим лицами.
Следующим правовым институтом
является группа норм, которая определяет
особенности налогообложения
Таким образом, система налогового права объективно отражает теоретические и практические положения налоговой системы Российской Федерации на стадии развития свободных рыночных отношений.
Параграф 4. Правовой статус и функции налоговых органов Российской Федерации
Точное установление функций государственного органа имеет важное юридическое значение: права, предоставленные законодательством этому органу, и обязанности, на него возложенные, могут быть реализованы и должны трактоваться исключительно в рамках его функций и задач так, как они установлены законом.
Функции налоговых органов - центрального, региональных и местных - несколько различаются. Но поскольку главная задача всех звеньев одна - контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговым органам всех уровней присущи общие функции, а именно:
• учет налогоплательщиков;
• контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений;
• определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками;
• ведение
оперативно-бухгалтерского
• возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
• разъяснительная
работа и информирование
• применение
мер ответственности к
• взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства;
• контроль
за соблюдением
обращении.
Центральный аппарат МНС России и его управления по субъектам Федерации выполняют наряду с перечисленными следующие функции:
• организация, координация и контроль за деятельностью нижестоящих управлений и инспекций;
• аналитическая и статистическая деятельность;
• разработка и издание инструктивных и методических указаний и иных документов по применению налогового законодательства;
• контроль за изданием актов, связанных с налогообложением, выпускаемых федеральными, региональными, местными органами власти и другими организациями;
Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации