Правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:24, контрольная работа

Описание работы

Отношения в сфере налогообложения – это совокупность отношений, являющихся частью финансовых отношений. Данное положение обусловлено тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.
Налоговое право в системе российского права занимает достойное место и по предмету, и методу правового регулирования, является подотраслью финансового права, обладая при этом большой самостоятельностью и обособленностью1.

Содержание работы

Параграф 1. Предмет и система правового регулирования налоговых отношений ……………………………….…………………….……….…………2
Параграф 2. Юридическое содержание налоговых отношений……….……...5
Параграф 3. Основные институты налогового права …………………...…...…8
Параграф 4. Правовой статус и функции налоговых органов Российской Федерации.……………...........................................................................................9
Список использованной литературы……..........……………………………12

Файлы: 1 файл

контрольная по финансовому праву.docx

— 38.37 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Юридический факультет

Кафедра конституционного права и прав человека 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

на тему:

«Правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации»

 

                                                                                             

                                                                  

                                                                                              студент 4 курса заочного отделения

                                                                                              (на базе высшего образования) 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2012

Содержание

 

 

Параграф 1. Предмет и система правового регулирования налоговых отношений ……………………………….…………………….……….…………2

Параграф 2. Юридическое содержание налоговых отношений……….……...5

Параграф 3. Основные институты налогового права …………………...…...…8

Параграф 4. Правовой статус и функции налоговых органов Российской Федерации.……………...........................................................................................9

Список использованной литературы……..........……………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параграф 1. Предмет  и система правового регулирования  налоговых отношений

 

Отношения в сфере налогообложения – это совокупность отношений, являющихся частью финансовых отношений. Данное положение обусловлено тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

Налоговое право в системе российского права занимает достойное место и по предмету, и методу правового регулирования, является подотраслью финансового права, обладая при этом большой самостоятельностью и обособленностью1.

Налоговое право как подотрасль финансового права характеризуется спецификой сферы правового регулирования и метода правового регулирования. Предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Это довольно специфическая сфера социальных связей, присутствующих в обществе. Обусловлена она экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта, это и является предметом правового регулирования.

Предметом правового регулирования налогового права являются общественные отношения, которые складываются в обществе по поводу налогообложения (отношения в сфере налогообложения, или налоговые отношения), т.е. по поводу формирования доходной части бюджетной системы государства, в той части, которая отведена непосредственно налогам и сборам. Это обусловлено тем, что налоги являются только одним из источников формирования доходов государства.

В системе налогового законодательства можно выделить две большие группы – акты законодательства о налогах  и сборах и акты органов исполнительной власти (подзаконные акты)2.

К первой группе относятся  Конституция РФ, федеральные конституционные  законы, федеральные законы и законы субъектов РФ. Ко второй группе –  указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и  другие акты федеральных органов  исполнительной власти, нормативные  акты органов субъектов РФ, нормативные  акты муниципальных органов.

Кроме того, к системе  налогового законодательства можно  отнести также иные нормативные документы, так или иначе регламентирующие налоговые отношения или оказывающие на них определенное влияние.

Исходя из федеративного  устройства Российской Федерации и  в соответствии с конституционным  принципом разделения властей, можно  выделить четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые  осуществляют основное правовое регулирование  отношений в сфере налогообложения  в Российской Федерации: Налоговый  кодекс РФ (акт высшей юридической  силы), федеральные законы о налогах  и сборах, принятые в соответствии с НК РФ, законы и иные нормативные  акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации  и нормативные акты представительных органов местного самоуправления. 

Таким образом, в настоящее  время в России существует многоуровневая система нормативного регулирования  налоговых отношений.

Взаимосвязанная совокупность всех нормативных актов различного уровня, принятых представительными  органами власти и содержащих налогово-правовые нормы, образует систему российского  налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

Параграф 2. Юридическое  содержание налоговых отношений

Отношения в сфере налогообложения  по своему содержанию неоднозначны и  при соответствующей правовой регламентации  имеют свою сложную структуру, поскольку  ими охвачены разносторонние аспекты  функционирующей налоговой системы.

Из анализа ст. 2 НК РФ следует, что комплекс отношений в сфере  налогообложения, являющихся предметом  правового регулирования налоговым  правом, составляет взаимосвязанную  структуру (структура предмета налогового права), которая включает в себя отношения  трех уровней:

– основные отношения в  сфере налогообложения;

– факультативные отношения  в сфере налогообложения;

– дополнительные отношения  в сфере налогообложения.

Основные отношения в  сфере налогообложения представляют собой социальные связи, которые  складываются между соответствующими субъектами и носят базовый, системный  и всеобъемлющий характер. Это  своеобразный стержень всех налоговых  отношений, который пронизывает  и предопределяет все функционирование налоговой системы в целом. Через  эти отношения и выполняется  главное экономическое и социальное назначение налогов – формирование государственных финансов.

Основные налоговые отношения, в свою очередь, подразделяются на три  отдельные подгруппы:

1) отношения по установлению  налогов и сборов на федеральном,  региональном и местном уровне;

2) отношения по введению  налогов и сборов на федеральном  региональном и местном уровне  соответственно;

3) отношения по взиманию  налогов и сборов, которые возникают  в процессе налогового производства, т.е. при исчислении и уплате конкретных налогов и сборов3.

Факультативные отношения  в сфере налогообложения представляют собой социальные связи, которые  складываются между соответствующими субъектами и носят несистемный  и необязательный характер, т. е. они  обеспечивают (как бы «обслуживают») основные налоговые отношения. Факультативные отношения не являются базовыми при  функционировании налоговой системы (т.е. они не выполняют главной фискальной задачи налогов в обществе), но в то же время без этих отношений нормальное функционирование налоговой системы просто невозможно.

Дополнительные отношения  в сфере налогообложения представляют собой соответственные общественные отношения, которые, являясь предметом  правового регулирования других правовых институтов, тем не менее, в какой-то своей определенной части  регулируются законодательством о  налогах и сборах и входят в  предмет налогового права. Это касается, в первую очередь, отношений по взиманию платежей во внебюджетные фонды.

Таким образом, прослеживаются несколько групп отношений, регулируемых налоговым правом. Все эти отношения  тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены  между собой. Это позволяет сделать вывод о том, что предметом налогового права является группа однородных отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (иными обязанными лицами) в связи с установлением, введением и взиманием налогов, и отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, и иных отношений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Юридическим содержанием  налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджет или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки, в то время как государственные органы имеют право требовать от налогоплательщика исполнения данной публично-правовой обязанности.

Фактическим содержанием  налогового правоотношения являются сами действия, в которых реализуются  права и обязанности.

 

 

 

Параграф 3. Основные институты налогового права 

Особенная часть налогового права как подотрасли финансового права включает в себя правовые институты, расположение которых также обусловлено значительностью и логической последовательностью. Так основным институтом налогового права следует признать большую группу норм, регулирующих налогообложение российских юридических лиц.

Значимость данного института  предопределена объемом денежных поступлений  в бюджеты всех уровней от уплаты налогов и сборов юридическими лицами и их имущественным положением.

Другим правовым институтом по своей значимости следует признать группу правовых норм, регулирующих налогообложение  физических лиц. Объем денежных поступлений  в соответствующий бюджет от всех видов налогов от физических лиц (налогоплательщиков) значительно меньше по сравнению с юридическим лицами.

Следующим правовым институтом является группа норм, которая определяет особенности налогообложения иностранных  юридических лиц.

Таким образом, система налогового права объективно отражает теоретические  и практические положения налоговой  системы Российской Федерации на стадии развития свободных рыночных отношений.

 

 

 

Параграф 4. Правовой статус и функции налоговых органов  Российской Федерации

Точное установление функций  государственного органа имеет важное юридическое значение: права, предоставленные законодательством этому органу, и обязанности, на него возложенные, могут быть реализованы и  должны трактоваться исключительно в  рамках  его  функций  и  задач  так,  как  они установлены законом.

      Функции  налоговых органов - центрального, региональных и местных - несколько различаются. Но поскольку главная задача всех звеньев одна - контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговым органам всех уровней присущи общие функции, а именно:

      •   учет налогоплательщиков;

      • контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений;

      • определение  в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками;

      • ведение  оперативно-бухгалтерского учета  сумм налогов;

      • возврат  или зачет излишне уплаченных  или излишне взысканных  сумм налогов, пеней и штрафов;

      • разъяснительная  работа и информирование налогоплательщиков  о порядке применения налогового законодательства;

      • применение  мер ответственности к нарушителям  налогового законодательства;

      • взыскание  недоимок, пеней и штрафов с  нарушителей  налогового законодательства;

      • контроль  за соблюдением законодательства  о наличном денежном

обращении.

      Центральный аппарат МНС России и его управления по субъектам Федерации выполняют наряду с перечисленными следующие функции:

      • организация,  координация и контроль за деятельностью нижестоящих управлений и инспекций;

      • аналитическая  и статистическая деятельность;

      • разработка  и издание инструктивных и  методических  указаний  и   иных документов по применению налогового законодательства;

      • контроль за изданием актов, связанных с налогообложением, выпускаемых федеральными, региональными, местными органами власти и  другими организациями;

Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации