Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа
Центральной Банк Российской Федерации и Правительство являются важнейшей структурой. Их деятельность в настоящее время приобретает все большее значение для нашей страны. Деятельность Центрального банка и Правительства регулируется большим количеством законов, нормативных актом, в том числе и Конституцией Российской Федерации. Правительство РФ имеет огромные полномочия в сфере денежных систем, но основные функции по валютному регулированию исполняет Банк России. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Правовой статус Центрального Банка России как органа валютного регулирования………………5
1.1. Правовой статус Центрального Банка…………………………….…5
1.2 Центральный Банк России как орган валютного регулирования...14
ГЛАВА 2. Правовой статус Правительства РФ как органа валютного регулирования……………….21
2.1 Правовой статус Правительства РФ………………………………...21
2.2 Правительство РФ как орган валютного регулирования………….28
Заключение……………………………………………………………….….30
Библиографический список…………………………………………………31
При этом расчеты по внутренним бумагам осуществляются в рублях, а по внешним могут осуществляться в валюте, если иное не установлено Банком России.
Физическим лицам-резидентам разрешено без ограничений приобретать у нерезидентов (а также продавать и производить другие операции) внешние ценные бумаги на сумму до 150 тыс. долл. в год (сумма выросла вдвое по сравнению с предыдущей версией закона).
Одной из важнейших задач валютного контроля является ограничение масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и свести на нет усилия по укреплению рубля. Ежегодная утечка капитала из России составляет 20-25 млрд. долл. Причем, в отличие от зарубежных стран, она характеризуется своеобразием мотивов оттока, по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям.
ГЛАВА 2. Правовой статус Правительства РФ как органа валютного регулирования.
2.1 Правовой статус Правительства РФ.
Правовой основой деятельности
Правительства Российской Федерации являются
ее Конституция (гл. 6, ст.ст. 110— 117), федеральные
конституционные законы, федеральные
законы, указы Президента Российской Федерации
по вопросам совершенствования исполнительной
и распорядительной деятельности.
Конституция и ФКЗ определяет порядок
формирования, состав, срок полномочий
Правительства, характер его взаимоотношений
с Президентом, Федеральным Собранием,
Конституционным Судом, равно как и с органами
исполнительной власти субъектов федерации,
местными администрациями. К числу нормативных
правовых актов, регулирующих различные
аспекты статуса Правительства, можно
отнести Указы Президента Российской
Федерации: Указ Президента РФ от 25.05.2012
г. №636 "О структуре федеральных органов
исполнительной власти" и др. Правительство
в пределах своей компетенции применяет
вышеназванные акты либо обеспечивает
их выполнение посредством издания постановлений,
распоряжений и оперативной управленческой
деятельности.
Ряд нормативных правовых актов
по организационным вопросам принят самим
Правительством. Например, Постановление
Правительства РФ от 17.12.2012 г. № 1318 "О
регламенте Правительства РФ и положение
об аппарате Правительства РФ", которым
утвержден регламент заседаний Правительства
и его Президиума, а также порядок работы
Аппарата Правительства Российской Федерации.9
Порядок формирования Правительства
определен федеральной Конституцией.
Правительство действует в пределах срока
полномочий Президента. Согласно Конституции,
Правительство прежнего состава слагает
свои полномочия перед вновь избранным
Президентом России. До формирования Правительства
нового состава старое продолжает выполнять
свои полномочия.
Правительство формируется Президентом
с участием парламента. Президент РФ не
является главой Правительства РФ, но
вправе председательствовать на его заседаниях,
осуществлять контроль за его действиями
и решениями, в том числе за выполнением
своих указов. Президент назначает Председателя
Правительства с согласия Государственной
Думы. Предложение о кандидатуре на пост
Председателя Правительства вносится
в Государственную Думу Президентом не
позднее двухнедельного срока со дня вступления
его в должность или после отставки Правительства.
Государственная Дума рассматривает этот
вопрос в течение недели со дня внесения
Президентом кандидатуры на пост Председателя
Правительства. В случае отклонения предложенной
кандидатуры Президент в недельный срок
должен представить Государственной Думе
новую кандидатуру.
В соответствии с Регламентом Государственной
Думы кандидат на должность Председателя
Правительства представляет в Государственную
Думу программу основных направлений
деятельности будущего Правительства
и отвечает на вопросы депутатов. По окончании
ответов на вопросы представители фракций
и депутатских групп высказываются за
выдвинутую кандидатуру или против нее.
Решение о согласии на назначение Председателя
Правительства принимается тайным голосованием
депутатов Государственной Думы, оформляется
постановлением и не нуждается в одобрении
Совета Федерации.
Если Государственная Дума трижды
подряд отклонит представленные кандидатуры,
Президент Российской Феде рации в соответствии
со ст. 111 Конституции сам назначает Председателя
Правительства. При этом он распускает
Государственную Думу и назначает новые
выборы.
Весьма существенными элементами конституционно-правового
статуса Правительства являются вопросы
о сложении Правительством своих полномочий;
об отставке Правительства; о выражении
Государственной Думой недоверия Правительству.
Правительство Российской Федерации
слагает свои полномочия перед вновь избранным
Президентом Российской Федерации. Это
обусловлено статусом Президента и, в
частности, его полномочиями по назначению
Председателя Правительства и формированию
в целом данного ведущего федерального
органа исполнительной власти. В случае
сложения своих полномочий Правительство
продолжает по поручению Президента РФ
действовать до сформирования нового
Правительства. Решение о сложении Правительством
Российской Федерации своих полномочий
оформляется распоряжением Правительства
Российской Федерации в день вступления
в должность Президента Российской Федерации.
Отставка Правительства возможна
в двух случаях:
1. Правительство по своей инициативе
может подать в отставку, которая принимается
или отклоняется Президентом;
2. Президент РФ может принять решение
об отставке Правительства. В том числе
и в предусмотренных Конституцией Российской
Федерации случаях выражения Государственной
Думой недоверия Правительству Российской
Федерации, либо отказа Государственной
Думы в доверии Правительству Российской
Федерации.
Процедура принятия решения о выражении
недоверия Правительству Российской Федерации
установлена в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ.
Постановление о недоверии Правительству
принимается большинством голосов от
общего числа депутатов Государственной
Думы. После выражения недоверия Правительству
Президент РФ вправе объявить об отставке
Правительства либо не согласиться с решением
Государственной Думы. В случае. Если Государственная
Дума в течение трех месяцев повторно
выразит недоверие Правительству, Президент
объявляет об отставке Правительства
либо распускает Государственную Думу.
Отставка Правительства может
последовать и в случае, если Председатель
Правительства поставит вопрос перед
Государственной Думой о доверии Правительству
Российской Федерации. Если в таком случае
Государственная Дума в доверии Правительству
отказывает. Президент в течение семи
дней со дня принятия Государственной
Думой решения о недоверии правительству
принимает решение об отставке Правительства
либо роспуске Государственной Думы и
назначении новых выборов.
В случае отставки или сложения полномочий
Правительство Российской Федерации по
поручению Президента Российской Федерации
продолжает действовать до сформирования
нового Правительства Российской Федерации.
Аппарат Правительства Российской
Федерации является государственным органом,
образованным для обеспечения деятельности
Правительства Российской Федерации и
организации контроля за выполнением
органами исполнительной власти принятых
им решений.
В своей работе Аппарат Правительства
руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Федеральным конституционным
законом "О Правительстве Российской
Федерации", другими федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства, Регламентом
Правительства, а также Положением об
аппарате Правительства.
Федеральные министры как члены Правительства
участвуют в подготовке его решений и
обеспечивают их исполнение. В настоящее
время Правительство РФ состоит из 14 министерств.
Они не могут действовать вопреки официальной
позиции Правительства. В состав Правительства
входит также руководитель Аппарата Правительства,
имеющий ранг министра РФ. Понятие "федеральный
министр" распространяется как на руководителей
министерств, так и на руководителей других
федеральных ведомств, если этот ранг
был им присвоен Президентом. Однако в
этом случае руководитель ведомства не
становится автоматически членом Правительства
с правом решающего голоса на его заседании.
Президентом может быть введена должность
федерального министра, не являющегося
руководителем федерального министерства,
т.е. министра без портфеля.
Таким образом, практическое количество
членов Правительства РФ определяется
Президентом РФ. При осуществлении своих
полномочий министры подотчетны Правительству,
а по вопросам, отнесенным Конституцией
РФ и федеральными законами к полномочиям
Президента, и Президенту. РФ.
Функции отдельных структур Правительства
Российской Федерации.
Аппарат Правительства создан для осуществления
деятельности Правительства и выполняет
следующие основные функции:
а) осуществляет контроль за соблюдением
требований Регламента Правительства
при внесении в Правительство проектов
федеральных законов, указов и распоряжений
Президента Российской Федерации, Правительства,
международных договоров Российской Федерации;
б) подготавливает экспертные заключения
на поступившие в Правительство проекты
актов и других документов, по которым
требуется решение Правительства, представляет
Председателю Правительства и Заместителю
Председателя Правительства предложения
по этим документам;
в) организует контроль за выполнением
органами исполнительной власти решений
Правительства, а также поручений Председателя
Правительства и Заместителя Председателя
Правительства, при необходимости разрабатывает
и представляет предложения о дополнительных
мерах по обеспечению выполнения этих
решений и поручений;
г) осуществляет организационное
обеспечение заседаний Правительства
и его Президиума, подготовку совещаний
и других мероприятий;
д) обеспечивает взаимодействие
Правительства с палатами Федерального
Собрания при осуществлении законопроектной
деятельности и организует участие представителей
Правительства в деятельности палат Федерального
Собрания;
е) организует проработку поступивших
в Правительство парламентских запросов,
готовит по ним проекты поручений Председателя
Правительства или Заместителя Председателя
Правительства, направляет запросы и обращения
членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы;
ж) направляет в федеральные министерства,
федеральные службы и федеральные агентства,
руководство деятельностью которых осуществляет
Президент Российской Федерации или Правительство,
проекты федеральных законов;
з) обеспечивает представление
интересов Правительства в Конституционном
Суде Российской Федерации, Верховном
Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном
Суде Российской Федерации, а также организует
представление интересов Правительства
в судах федеральными министерствами;
и) рассматривает обращения граждан
и организаций, адресованные в Правительство,
направляет эти обращения в соответствующие
государственные органы и органы местного
самоуправления для рассмотрения и принятия
мер;
к) обеспечивает организацию проведения
протокольных мероприятий Правительства;
л) обеспечивает ведение делопроизводства,
соблюдение режима секретности и защиту
сведений, составляющих государственную
тайну, и иной охраняемой законом информации;
м) выполняет другие функции в соответствии
с решениями Правительства и поручениями
Председателя Правительства;
2.2 Правительство как орган валютного регулирования.
Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Банк России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России (п. 1-6 ст. 22). Резиденты, за исключением физических лиц-резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 12 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле).10
Правительство РФ обладает полномочиями по валютному регулированию:
– осуществлять управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
– осуществлять в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, ФЗ, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование;
– руководить валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами.
Функции Правительства РФ в валютном регулировании:
Рис.3
Заключение:
Таким образом, Центральной Банк Российской Федерации и Правительство являются важнейшей структурой. Их деятельность в настоящее время приобретает все большее значение для нашей страны.
Деятельность Центрального банка и Правительства регулируется большим количеством законов, нормативных актом, в том числе и Конституцией Российской Федерации.
Правительство РФ имеет огромные полномочия в сфере денежных систем, но основные функции по валютному регулированию исполняет Банк России. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. А Банк России ограничивает масштаб утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации//Российская газета. 1993. 25 декабря;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.2007 г. № 145-ФЗ. // "Российская газета", № 153-154, 12.08.1998;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 12.06.2011 г. №146-ФЗ;// "Собрание законодательства РФ", № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4. Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.2009 г. № 2-ФКЗ.// "Российская газета", № 245, 23.12.1997, ст. 5712;
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 10 июля 2012 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)// "Парламентская газета", № 131-132, 13.07.2002, ст. 2790;
6. Федеральный Закон Российской Федерации от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»//"Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, № 50, ст. 4859;
7. Федеральный Закон Российской Федерации от 28.04.2009 № 73-ФЗ «О банках и банковской деятельности»// "Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, № 6, ст. 492;
8. Федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011 г. № 395-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, №22, ст. 2063;
9. Указ Президента РФ от 25.05.2012 г. №636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"// "Российская газета", №114, 22.05.2012, ст. 2754;
10. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 г. № 1318 "О регламенте Правительства РФ и положение об аппарате Правительства РФ"// "Российская газета", № 119, 08.06.2004 г. ст. 2313.
Научная и учебная литература:
1. Алексеева, Д. Г. Банковское право / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин, Е. Г. Хоменко.— М.: Изд-во Юрист, 2007. — 591 с.
2. Братко, А. Г. Банковское право России: юридическая литература /А. Г. Братко. —М.: Изд-во Спартак, 2008. — 277 с.
3. Братко, А. Г. Центральный банк в банковской системе России: юридическая литература /А. Г. Братко. — М.: Изд-во Спартак, 2010. — 335 с.
4. Тосунян, Г. А. . Теория банковского права: Юридическая литература / Г. А. Тосунян —М.: Изд-во Юрист, 2011. — 339 с.
5. Тосунян Г.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке РФ (Банке России)»: Юридическая литература / Г. А. Тосунян, А. Ю. Викулин.— М.: Изд-во Дело, 2007. — 448 с.
6. Чекушина Т.В. Правовые основы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти: /Т.В. Чекушина—Саратов.: Изд-во Дело, 2008.—442 с.
1Федеральный Закон Российской Федерации от 10 июля 2012 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)// "Парламентская газета", № 131-132, 13.07.2002, ст. 2790;
2 Братко, А. Г. Банковское право России: юридическая литература /А. Г. Братко. —М.: Изд-во Спартак, 2008. — 277 с.
3 Конституция Российской Федерации//Российская газета. 1993. 25 декабря.
4 Конституция Российской Федерации//Российская газета. 1993. 25 декабря.
5 Федеральный Закон Российской Федерации от 10 июля 2012 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)// "Парламентская газета", № 131-132, 13.07.2002, ст. 2790;
6 Тосунян, Г. А. . Теория банковского права: Юридическая литература / Г. А. Тосунян —М.: Изд-во Юрист, 2011. — 339 с.
7 Федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011 г. № 395-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, №22, ст. 2063;
8 Федеральный Закон Российской Федерации от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»//"Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, № 50, ст. 4859;
9 Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 г. № 1318 "О регламенте Правительства РФ и положение об аппарате Правительства РФ"// "Российская газета", № 119, 08.06.2004 г. ст. 2313.
10 Федеральный Закон Российской Федерации от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»//"Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, № 50, ст. 4859;