Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:21, курсовая работа
Цель работы:
Изучить правовые основания финансовой ответственности;
Узнать какие органы привлекаются к ответственности за нарушение финансового законодательства;
Рассказать о порядке применения штрафных санкций за нарушение финансового законодательства.
Введение
Глава 1. Правовые основания и понятия финансовой ответственности Глава 2. Органы, привлекающие к ответственности за нарушение финансового законодательства
Глава 3. Порядок применения штрафных санкций за нарушение финансового законодательства
Заключение
Список литературы
Задача
Содержание
Введение
Глава 1. Правовые основания
и понятия финансовой ответственности
Глава 2. Органы, привлекающие к ответственности
за нарушение финансового
Глава 3. Порядок применения штрафных санкций за нарушение финансового законодательства
Заключение
Список литературы
Задача
Тест
Введение
Финансовая ответственность— одна из основных финансово-правовых категорий, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования финансовых отношений в системе российского права.
Финансово-правовая ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, содержит все ее признаки, а именно, - юридическая, а следовательно, и финансовая ответственность:
а) наступает лишь за правонарушение;
б) устанавливается государством и связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм уполномоченными на это субъектами;
в) связана с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий;
г) реализуется в процессуальной форме.
Цель работы:
Глава 1. Правовые основания и понятия финансовой ответственности
Финансовая ответственность— одна из основных финансово-правовых категорий, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования финансовых отношений в системе российского права.
В системе юридической
ответственности традиционно
а) наступает лишь за правонарушение;
б) устанавливается государством
и связана с применением к
правонарушителю санкций
в) связана с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий;
г) реализуется в процессуальной форме.
Эти признаки юридической ответственности, будучи характерны и для финансово-правовой ответственности, имеют специфику, обусловленную особенностями финансово-правового регулирования. Во-первых, финансово-правовая ответственность наступает за финансовое правонарушение. Единого понятия «финансовое правонарушение» в финансовом законодательстве не дано. Однако в ст. 106 НК РФ дано понятие «налоговые правонарушения», являющееся разновидностью правонарушения финансового, а в ст. 281 БК РФ содержится понятие «нарушение бюджетного законодательства». Во-вторых, финансово-правовая ответственность установлена государством в финансово-правовых нормах, которые являются охранительными и содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Охранительные финансово-правовые нормы применяют: Министерство по налогам и сборам РФ, Федеральное казначейство РФ, Государственный таможенный комитет РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды РФ. В-третьих, финансово-правовая ответственность влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия, как-то лишения имущественного характера. Формально это обусловлено спецификой финансово-правовых санкций, имеющих имущественный характер и, таким образом, воздействующих на экономические интересы правонарушителей. В сущности, это определено стремлением государства в первую очередь получить возмещение финансового ущерба, причиненного ему финансовым правонарушением, а кроме того, - еще и наказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере финансово-правового регулирования, т.е. в денежной. В связи с этим финансово-правовая ответственность является разновидностью имущественной (право-восстановительной) ответственности и может быть сравнима с гражданско-правовой. В-четвертых, финансово-правовая ответственность реализуется в специфической процессуальной форме. Так, применение к организациям восстановительных финансово-правовых санкций в виде пени за несвоевременную уплату налога или сбора осуществляется в рамках налогово-процессуального производства, установленного в ст. 46-49 НК РФ, а в Бюджетном кодексе РФ применение восстановительных финансово-правовых санкций в виде пени предусмотрено в рамках бюджетно-процессуального производства, установленного ст. 285. Взыскание штрафных (карательных) финансово-правовых санкций за налоговые правонарушения осуществляется в случае согласия налогоплательщика на их уплату в рамках налогово-процессуального производства, предусмотренного в ст. 101 НК РФ, а в случае несогласия - в рамках арбитражного процесса (ст. 105 НК РФ). При этом финансовые санкции с физических лиц взыскиваются только в судебном порядке. В законодательстве не содержится понятия «финансово-правовая ответственность», однако ее можно определить, анализируя понятие « юридическая ответственность». Хотя в теории права нет единства взглядов на юридическую ответственность, в большинстве случаев ее определяют как применение к правонарушителю мер государственного принуждения. Однако в науке отмечается, что меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю уполномоченными субъектами, различны. Некоторые из них применяются до того, как сделан вывод о наличии в действиях лица состава правонарушения. Это меры пресечения, предупредительные меры и т.д. Другие же меры государственного принуждения применяются лишь после установления факта совершенного правонарушения и приводят к дополнительным обременениям правонарушителя, а именно: исполнению правонарушителем дополнительных обязанностей по сравнению с теми, которые он должен был исполнить, но не исполнил. Например, с правонарушителя взыскивается штраф, его имущество конфискуется. Именно такого рода меры государственного принуждения и входят в понятие «юридическая ответственность». Финансово-правовую ответственность можно определить как применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера. Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности пока еще находится в стадии формирования. Это связано с происходящим в настоящее время процессом унификации финансового законодательства, а значит, - разработкой единой системы мер финансово-правовой ответственности и финансово-процессуальных производств. Процесс выделения финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности сопровождался рядом неопределенностей, которые и сейчас еще имеют место. Это породило теории об отсутствии такого вида ответственности, о существовании лишь административной ответственности за нарушения налогового законодательства. Специфика финансово-правовой ответственности и ее отличие от административной ответственности проявляется наиболее ярко в особенностях финансового правонарушения и финансово-правовых санкций.
Глава 2. Органы,
привлекающие к ответственности
за нарушение финансового
1. Налоговые органы вправе:
а) возбуждать в установленном порядке ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью;
б) предъявлять
в суд или арбитражный суд
иски: о ликвидации предприятий
по основаниям, установленным
в) другие права, предусмотренные законодательством.
2. Должностные лица налоговых органов имеют право в установленном законодательством порядке:
а) проверять все
документы, связанные с
б) обследовать
любые используемые для
в) приостанавливать операции
налогоплательщиков по счетам в банках
и кредитных учреждениях в
случаях непредставления
г) налагать на руководителей банков, кредитных учреждений, а также финансовых органов административные штрафы в случае невыполнения указаний налоговых органов;
д) изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания;
е) получать без
оплаты от всех юридических
лиц данные, необходимые для исчисления
налоговых платежей
ж) другие права,
предусмотренные
3. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами. 4. Органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел
Глава 3. Порядок применения штрафных санкций за нарушение финансового законодательства
Применение финансовых санкций за нарушение финансового законодательства осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О Федеральном казначействе», Указом Президента РФ от 23 марта 1994 г. « Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»,письмом Минфина России от 4 октября 1995 г. « О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета».
За налоговые правонарушения,
нарушение таможенного
В соответствии с Налоговым кодексом РФ пеня может быть уплачена налогоплательщиком добровольно или взыскана с него в принудительном порядке.
Добровольная уплата
пени осуществляется следующим образом:
а) налоговый орган, приняв решение
по результатам налоговой
Принудительное взыскание
пени с организации-
а) такое взыскание возможно в случае неуплаты налогоплательщиком пени в добровольном порядке;
б) налоговый орган осуществляет принудительное взыскание пени за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, а при недостаточности или отсутствии -- за счет иного имущества организации-налогоплательщика или организации - налогового агента;
в) принудительное взыскание пени с организаций происходит путем направления налоговым органом в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты денежных средств со счетов этих организаций. Решение о взыскании принимается не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, является недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с организации причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании должно быть доведено до сведения организации в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о нем;
г) взыскание пени может производиться с рублевых расчетных (текущих) и валютных счетов организаций и не может производиться с депозитного счета организации, если не истек срок действия депозитного договора;
д) при взыскании средств с валютных счетов организации руководитель налогового органа (его заместитель) одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего де) инкассовое поручение (распоряжение) исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, в случае, когда взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если пени взыскивается с валютных счетов.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации налоговый орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Порядок принудительного
взыскания пени с физического
лица-налогоплательщика или
а) согласно ст. 48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании пени за счет имущества физического лица. Такой иск может быть подан налоговым органом в течение шести месяцев после истечения требования об уплате налога;
б) взыскание пени за счет имущества физического лица производится на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 124 ТК РФ пени за неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом Российской Федерации в бесспорном порядке с организаций, а также с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации для коммерческих целей. С физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, взыскание производится в судебном порядке.
Помимо пени за налоговые правонарушения, нарушения бюджетного законодательства, а также нарушения порядка ведения кассовых операций, уполномоченными органами налагается такая финансово-правовая санкция, как штраф.
Порядок наложения штрафа за налоговые правонарушения установлен в ст. 101, 104, 111, 115 НК РФ. Штраф может быть уплачен лицом, совершившим налоговое правонарушение, добровольно или взыскан с него в судебном порядке.
Добровольная уплата штрафа за налоговые правонарушения возможна в следующем порядке:
а) налоговый орган направляет налогоплательщику (иному обязанному лицу) требование об уплате недоимки по налогу, пени, а также штрафа. Срок уплаты указывается в требовании;
б) в случае исполнения налогоплательщиком (иным обязанным лицом) требования налогового органа в установленный срок, имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде штрафа. Взыскание штрафа с налогоплательщика (или иного обязанного лица) за налоговое правонарушение в судебном порядке осуществляется в случае:
а) если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил срок уплаты, указанный в требовании; б) исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя подается налоговым органом в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.
Заключение
Итак, финансово-правовая ответственность наступает за финансовое правонарушение. Единого понятия «финансовое правонарушение» в финансовом законодательстве не дано. Однако в ст. 106 НК РФ дано понятие «налоговые правонарушения», являющееся разновидностью правонарушения финансового, а в ст. 281 БК РФ содержится понятие «нарушение бюджетного законодательства». Финансово-правовая ответственность установлена государством в финансово-правовых нормах, которые являются охранительными и содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Охранительные финансово-правовые нормы применяют: Министерство по налогам и сборам РФ, Федеральное казначейство РФ, Государственный таможенный комитет РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды РФ. Финансово-правовая ответственность влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия, как-то лишения имущественного характера.
Органы, привлекающие к ответственности за нарушение финансового законодательства:
- налоговые органы;
- должностные лица налоговых органов;
- органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел;
- таможенные органы.
Применение финансовых санкций за нарушение финансового законодательства осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О Федеральном казначействе», Указом Президента РФ от 23 марта 1994 г. « Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», письмом Минфина России от 4 октября 1995 г. « О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета».
Список литературы
Информация о работе Правовые основания и понятия финансовой ответственности