Правовые основания и понятия финансовой ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Изучить правовые основания финансовой ответственности;
Узнать какие органы привлекаются к ответственности за нарушение финансового законодательства;
Рассказать о порядке применения штрафных санкций за нарушение финансового законодательства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовые основания и понятия финансовой ответственности Глава 2. Органы, привлекающие к ответственности за нарушение финансового законодательства
Глава 3. Порядок применения штрафных санкций за нарушение финансового законодательства
Заключение
Список литературы
Задача

Файлы: 1 файл

КР ФИНПРАВО.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Правовые основания  и понятия финансовой ответственности    Глава 2. Органы, привлекающие к ответственности  за нарушение финансового законодательства

Глава 3. Порядок применения штрафных санкций за нарушение финансового  законодательства

Заключение

Список литературы

Задача

Тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовая  ответственность—   одна из основных финансово-правовых категорий, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования финансовых отношений в системе российского права.

Финансово-правовая ответственность, являясь разновидностью юридической  ответственности, содержит все ее признаки, а именно, - юридическая, а следовательно, и финансовая ответственность:

 а) наступает лишь  за правонарушение;

б) устанавливается государством и связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм уполномоченными на это субъектами;

в) связана с причинением  правонарушителю определенных отрицательных  последствий;

г) реализуется в процессуальной форме.

Цель работы:

  1. Изучить правовые основания финансовой ответственности;
  2. Узнать какие органы привлекаются к ответственности за нарушение финансового законодательства;
  3. Рассказать о порядке применения штрафных санкций за нарушение финансового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовые основания  и понятия финансовой ответственности

Финансовая  ответственность—   одна из основных финансово-правовых категорий, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования финансовых отношений в системе российского права.

В системе юридической  ответственности традиционно выделяются: административная, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Финансово-правовая ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, содержит все ее признаки, а именно, - юридическая, а следовательно, и финансовая ответственность:

 а) наступает лишь  за правонарушение;

б) устанавливается государством и связана с применением к  правонарушителю санкций правовых норм уполномоченными на это субъектами;

в) связана с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий;

г) реализуется в процессуальной форме.

Эти признаки юридической  ответственности, будучи характерны и  для финансово-правовой ответственности, имеют специфику, обусловленную  особенностями финансово-правового регулирования. Во-первых, финансово-правовая ответственность наступает за финансовое правонарушение. Единого понятия «финансовое правонарушение» в финансовом законодательстве не дано. Однако в ст. 106 НК РФ дано понятие «налоговые правонарушения», являющееся разновидностью правонарушения финансового, а в ст. 281 БК РФ содержится понятие «нарушение бюджетного законодательства». Во-вторых, финансово-правовая ответственность установлена государством в финансово-правовых нормах, которые являются охранительными и содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Охранительные финансово-правовые нормы применяют: Министерство по налогам и сборам РФ, Федеральное казначейство РФ, Государственный таможенный комитет РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды РФ. В-третьих, финансово-правовая ответственность влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия, как-то лишения имущественного характера. Формально это обусловлено спецификой финансово-правовых санкций, имеющих имущественный характер и, таким образом, воздействующих на экономические интересы правонарушителей. В сущности, это определено стремлением государства в первую очередь получить возмещение финансового ущерба, причиненного ему финансовым правонарушением, а кроме того, - еще и наказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере финансово-правового регулирования, т.е. в денежной. В связи с этим финансово-правовая ответственность является разновидностью имущественной (право-восстановительной) ответственности и может быть сравнима с гражданско-правовой. В-четвертых, финансово-правовая ответственность реализуется в специфической процессуальной форме. Так, применение к организациям восстановительных финансово-правовых санкций в виде пени за несвоевременную уплату налога или сбора осуществляется в рамках налогово-процессуального производства, установленного в ст. 46-49 НК РФ, а в Бюджетном кодексе РФ применение восстановительных финансово-правовых санкций в виде пени предусмотрено в рамках бюджетно-процессуального производства, установленного ст. 285. Взыскание штрафных (карательных) финансово-правовых санкций за налоговые правонарушения осуществляется в случае согласия налогоплательщика на их уплату в рамках налогово-процессуального производства, предусмотренного в ст. 101 НК РФ, а в случае несогласия - в рамках арбитражного процесса (ст. 105 НК РФ). При этом финансовые санкции с физических лиц взыскиваются только в судебном порядке. В законодательстве не содержится понятия «финансово-правовая ответственность», однако ее можно определить, анализируя понятие « юридическая ответственность». Хотя в теории права нет единства взглядов на юридическую ответственность, в большинстве случаев ее определяют как применение к правонарушителю мер государственного принуждения. Однако в науке отмечается, что меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю уполномоченными субъектами, различны. Некоторые из них применяются до того, как сделан вывод о наличии в действиях лица состава правонарушения. Это меры пресечения, предупредительные меры и т.д. Другие же меры государственного принуждения применяются лишь после установления факта совершенного правонарушения и приводят к дополнительным обременениям правонарушителя, а именно: исполнению правонарушителем дополнительных обязанностей по сравнению с теми, которые он должен был исполнить, но не исполнил. Например, с правонарушителя взыскивается штраф, его имущество конфискуется. Именно такого рода меры государственного принуждения и входят в понятие «юридическая ответственность». Финансово-правовую ответственность можно определить как применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера. Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности пока еще находится в стадии формирования. Это связано с происходящим в настоящее время процессом унификации финансового законодательства, а значит, - разработкой единой системы мер финансово-правовой ответственности и финансово-процессуальных производств. Процесс выделения финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности сопровождался рядом неопределенностей, которые и сейчас еще имеют место. Это породило теории об отсутствии такого вида ответственности, о существовании лишь административной ответственности за нарушения налогового законодательства. Специфика финансово-правовой ответственности и ее отличие от административной ответственности проявляется наиболее ярко в особенностях финансового правонарушения и финансово-правовых санкций.

Глава 2. Органы, привлекающие к ответственности  за нарушение финансового законодательства

 1. Налоговые органы вправе:

 а) возбуждать в  установленном порядке ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью;

 б) предъявлять  в суд или арбитражный суд  иски: о ликвидации предприятий  по основаниям, установленным законодательством  Российской Федерации; о признании  сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий; о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных этим предприятием;

в) другие права, предусмотренные  законодательством.

2. Должностные лица  налоговых органов имеют право  в установленном законодательством порядке:

 а) проверять все  документы, связанные с исчислением  и уплатой налогов, получать  необходимые объяснения, справки  и сведения по вопросам, возникающим  при проверках;

 б) обследовать  любые используемые для извлечения  доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщиков. В случае отказа физического лица допустить должностных лиц налогового органа к обследованию помещений, используемых для извлечения доходов (прибыли), или непредставления им необходимых для расчета налогов документов облагаемый доход определяется налоговыми органами исходя из дохода по аналогичным видам предпринимательской деятельности;

в) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях в  случаях непредставления документов, связанных с исчислением и  уплатой налогов;

г) налагать на руководителей  банков, кредитных учреждений, а  также финансовых органов административные штрафы в случае невыполнения указаний налоговых органов;

д) изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о  сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным  производством осмотра документов и фиксацией их содержания;

 е) получать без  оплаты от всех юридических  лиц данные, необходимые для исчисления  налоговых платежей плательщиков;

 ж) другие права,  предусмотренные законодательными  актами.

3. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами. 4. Органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел

 

 

Глава 3. Порядок  применения штрафных санкций за нарушение  финансового законодательства

Применение финансовых санкций за нарушение финансового законодательства осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О Федеральном казначействе», Указом Президента РФ от 23 марта 1994 г. « Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»,письмом Минфина России от 4 октября 1995 г. « О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета».

За налоговые правонарушения, нарушение таможенного законодательства, а также бюджетные правонарушения применяется такая финансово- правовая санкция, как пеня.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ пеня может быть уплачена налогоплательщиком добровольно или взыскана с него в принудительном порядке.

Добровольная уплата пени осуществляется следующим образом: а) налоговый орган, приняв решение  по результатам налоговой проверки, направляет налогоплательщику в 10-дневный  срок от даты вынесения соответствующего решения требования об уплате налога и соответствующих пеней. Срок исполнения такого требования указывается в самом требовании; б) в случае исполнения налогоплательщиком требования налогового органа по уплате налога и пеней в установленный срок имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде пени.

Принудительное взыскание  пени с организации-налогоплательщика  или организации - налогового агента осуществляется в следующем порядке:

а) такое взыскание  возможно в случае неуплаты налогоплательщиком пени в добровольном порядке;

б) налоговый орган  осуществляет принудительное взыскание  пени за счет денежных средств, находящихся  на счетах организаций, а при недостаточности  или отсутствии -- за счет иного имущества  организации-налогоплательщика или организации - налогового агента;

в) принудительное взыскание  пени с организаций происходит путем  направления налоговым органом  в банк инкассового поручения  на списание и перечисление в соответствующие  бюджеты денежных средств со счетов этих организаций. Решение о взыскании принимается не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, является недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с организации причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании должно быть доведено до сведения организации в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о нем;

г) взыскание пени может  производиться с рублевых расчетных (текущих) и валютных счетов организаций и не может производиться с депозитного счета организации, если не истек срок действия депозитного договора;

д) при взыскании средств  с валютных счетов организации руководитель налогового органа (его заместитель) одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего де) инкассовое поручение (распоряжение) исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, в случае, когда взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если пени взыскивается с валютных счетов.

При недостаточности  или отсутствии денежных средств  на счетах организации налоговый  орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Порядок принудительного  взыскания пени с физического  лица-налогоплательщика или физического  лица - налогового агента характеризуется  следующим:

а) согласно ст. 48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании пени за счет имущества физического лица. Такой иск может быть подан налоговым органом в течение шести месяцев после истечения требования об уплате налога;

б) взыскание пени за счет имущества физического лица производится на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со ст. 124 ТК РФ пени за неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом Российской Федерации в бесспорном порядке с организаций, а также с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации для коммерческих целей. С физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, взыскание производится в судебном порядке.

Помимо пени за налоговые  правонарушения, нарушения бюджетного законодательства, а также нарушения  порядка ведения кассовых операций, уполномоченными органами налагается такая финансово-правовая санкция, как штраф.

Порядок наложения штрафа за налоговые правонарушения установлен в ст. 101, 104, 111, 115 НК РФ. Штраф может  быть уплачен лицом, совершившим  налоговое правонарушение, добровольно  или взыскан с него в судебном порядке.

Добровольная уплата штрафа за налоговые правонарушения возможна в следующем порядке:

а) налоговый орган  направляет налогоплательщику (иному  обязанному лицу) требование об уплате недоимки по налогу, пени, а также  штрафа. Срок уплаты указывается в  требовании;

б) в случае исполнения налогоплательщиком (иным обязанным лицом) требования налогового органа в установленный срок, имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде штрафа. Взыскание штрафа с налогоплательщика (или иного обязанного лица) за налоговое правонарушение в судебном порядке осуществляется в случае:

а) если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался  добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил срок уплаты, указанный  в требовании; б) исковое заявление  о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя подается налоговым органом в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, финансово-правовая ответственность наступает за финансовое правонарушение. Единого понятия «финансовое правонарушение» в финансовом законодательстве не дано. Однако в ст. 106 НК РФ дано понятие «налоговые правонарушения», являющееся разновидностью правонарушения финансового, а в ст. 281 БК РФ содержится понятие «нарушение бюджетного законодательства». Финансово-правовая ответственность установлена государством в финансово-правовых нормах, которые являются охранительными и содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Охранительные финансово-правовые нормы применяют: Министерство по налогам и сборам РФ, Федеральное казначейство РФ, Государственный таможенный комитет РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды РФ. Финансово-правовая ответственность влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия, как-то лишения имущественного характера.

Органы, привлекающие к  ответственности за нарушение финансового  законодательства:

- налоговые органы;

- должностные лица  налоговых органов;

- органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел;

- таможенные органы.

Применение финансовых санкций за нарушение финансового  законодательства осуществляется в  соответствии с Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О Федеральном  казначействе», Указом Президента РФ от 23 марта 1994 г. « Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», письмом Минфина России от 4 октября 1995 г. « О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета».

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. Таможенный кодекс РФ
  3. Уголовный кодекс РФ
  4. Гражданский кодекс РФ
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ
  6. Бюджетный кодекс РФ
  7. Федеральный закон  "О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс РФ»
  8. Закон РФ  «Об основах налоговой системы в РФ»
  9. Закон РФ   “О подоходном налоге с физических лиц”

Информация о работе Правовые основания и понятия финансовой ответственности