Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:15, курсовая работа
Введение
Деньги как экономическое явление выполняют разнообразные функции. Прежде всего, они являются средством платежа (расчетов) по товарным и нетоварным (налоги, штрафы и т.п.) операциям.
Деньги являются мощным регулятором экономических и неэкономических отношений. Кредитование, дотирование и другие операции осуществляются с помощью денег. Поэтому деньги – стимул развития экономики в целом, отдельных ее отраслей и подотраслей, конкретных субъектов экономической деятельности, а также социальной сферы. Сокращение нежелательных для государства и общества экономических и неэкономических операций осуществляется, помимо административно-правовых и гражданско-правовых ограничений, с помощью денег. Например, государство в целях обеспечения протекционистской политики в отношении отечественных товаров устанавливает более высокие в сравнении с другими импортируемыми товарами таможенные пошлины
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие денежной системы…………………………………….4
Глава 2. Элементы денежной системы…………………………………..6
2.1 Денежная единица РФ, её характеристики………………………….6
2.2 Эмиссия, условия и порядок её осуществления Банком России…..8
Глава 3. Ответственность за нарушение законодательства о денежной системе…………………………………………………………………….10
Глава 4. Меры по защите денежной системы государства…………….16
Заключение………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………….24
В зависимости от характера норм, регулирующих определенные виды финансовой деятельности в РФ, можно выделить и проанализировать основные направления правовой защиты финансовой системы. Наиболее важными представляются такие области правовой защиты, как бюджетная, налоговая, валютная, денежная и банковская системы, фондовый рынок и рынок финансовых услуг. Своевременно рассмотреть и вопросы защиты финансовых интересов государства как собственника и предпринимателя, а также защиты финансовой системы местного уровня как низового звена реализации финансовой политики государства.
Одно из направлений защиты бюджетной системы - определение предмета бюджетного законодательства Российской Федерации и ее субъекта.
Дублирование норм Конституции РФ и федеральных законов в законах субъектов Федерации возможно. Это необходимо при воспроизведении принципов, норм Конституции и федеральных законов, имеющих первостепенное значение для развития законодательства. К ним будут постоянно обращаться при толковании того или иного акта.
Кроме того, такое дублирование в бюджетных законах субъектов Федерации может являться одним из способов фиксирования иерархических связей между законодательством субъектов и федеральным законодательством. Так определяется законодательная основа действующих актов, фиксируются взаимосвязи между нормативными правовыми актами, регулирующими одну и ту же сферу бюджетных отношений.
В то же время нецелесообразным представляется воспроизведение бюджетных норм одних текущих законов в других. В процессе толкования и правоприменения тематически связанные законы подлежат изучению в полном объеме и в тех случаях, когда отдельные нормы одного закона воспроизводятся в другом. Однако дублирование норм бюджетного регулирования различными законами неоправданно увеличивает их текст, затрудняет поиск специальных бюджетных процедур и приемов.
Прямое дублирование в законах субъектов РФ норм федерального законодательства по предметам исключительного ведения Российской Федерации, указанным в ст. 71 Конституции, нецелесообразно. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принятые по предметам ведения РФ, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Дублирование в законах субъекта Федерации норм федеральных законов, направленных на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, указанным в ст. 72 Конституции, тоже нецелесообразно.
Дублирование норм федерального законодательства по предметам совместного ведения представляется возможным, если в законах субъектов РФ будут воспроизводиться нормы, определяющие общие принципы правового регулирования, которые получат дальнейшую детализацию и развитие. При этом должна сохраняться иерархическая связь между нормами федерального законодательства и законодательства субъектов. В то же время необходимо избегать излишнего текстуального повторения положений федерального законодательства.
Что касается самостоятельной юридической силы норм федерального законодательства, продублированных в законах субъектов, то главенствующими здесь являются положения Конституции РФ. Так, Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ).
В условиях рыночной экономики защита бюджетных отношений становится одним из главных направлений их правового регулирования. Через применение средств правовой защиты государство стремится не только искоренить нарушения бюджетной дисциплины, но и обеспечить стабильность показателей в течение финансового года, их реагирование на все структурные изменения в экономике.
Правовая защита бюджетной системы как части финансовой системы в значительной мере определена Бюджетным кодексом РФ, разработанным в соответствии с Конституцией. Однако этот акт не определяет многих принципиальных аспектов защиты финансовой системы страны. Необходимо рассмотреть вопрос с различных точек зрения. Это обусловливается и характером бюджетных отношений.
Во-первых, защита бюджетной системы должна осуществляться в соответствии с задачами повышения роли российского капитала и денежного оборота в инвестиционных и социальных проектах, в зависимости от места бюджетной системы как гаранта в операционных расчетах, финансировании торгового и фондового оборота согласно международным обязательствам Российской Федерации и в интересах России. В ст. 15 Конституции установлено, что международные договоры - составная часть правовой системы РФ, поэтому международные финансово-правовые акты (о взаимной защите капиталовложений, о предотвращении двойного налогообложения, кредитные договоры, договоры о финансовой помощи и т.п.) должны согласовываться с российскими бюджетно-правовыми нормами и не противоречить им. Мировой опыт показывает, что ради безопасности бюджетной системы развитые страны "отслеживают" в других странах доходы, связанные с национальным производством, и обязывают налогоплательщиков уплачивать в национальные бюджеты налоги с доходов, полученных за рубежом, даже если международный договор разрешает платить налоги по месту получения дохода. Во многих странах для защиты бюджетных интересов и национальной экономики существует запрет на продажу иностранцам акций стратегически важных природоресурсовых и энергетических корпораций.
Во-вторых, для защиты российской бюджетной системы следует законодательно урегулировать общий порядок зачисления в бюджеты различного уровня безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств (ст. 45 БК РФ). В частности, это касается вопросов, какие органы могут принимать денежные взносы в бюджеты РФ или государственные внебюджетные фонды, в каком порядке они перечисляются. Сегодня такие безвозмездные перечисления в некоторых случаях облагаются налогами или бесконтрольно распределяются, либо нарушается их целевое назначение.
В-третьих, актуальным для обеспечения интересов российской финансовой системы является урегулирование вопроса об обращении взыскания иностранных кредиторов (физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств) на денежные средства государственных и местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Пунктом 5 ст. 286 БК РФ предусматривается возможность обращения взыскания при отсутствии на бюджетных счетах Федерального казначейства (и его территориальных органов) на иное имущество. На практике это может привести к обращению взыскания на федеральное государственное имущество организаций, предприятий и учреждений, что с правовой точки зрения весьма сомнительно, поскольку бюджетные правоотношения являются сугубо денежными.
В-четвертых, правовую защиту бюджетной системы на уровне РФ следует осуществлять в части защиты сохранности денежных средств государственных внебюджетных фондов. Необходимо установить ограничения по распоряжению денежными средствами страховых фондов для оплаты государственных долгов или для коммерческого финансирования
Важной формой правовой защиты бюджетной системы является обеспечение эффективности норм бюджетного законодательства на различных уровнях бюджетного регулирования.
Государственной целостностью Российской Федерации определяется единство ее бюджетной системы. Несмотря на ее многоуровневый характер и большую степень самостоятельности бюджетов, все они подчиняются общим требованиям бюджетного законодательства, которые составляют правовую основу регулирования бюджетных отношений. Правовая основа неизменно существует на всех уровнях правового регулирования. Определенная ею модель организации и функционирования бюджетов создает условия для единого управления финансами бюджетов разных уровней, а общие нормативы бюджетного процесса обеспечивают минимальный объем их защиты от возможной разбалансированности расходных и доходных показателей бюджетов и их финансовой нестабильности в течение года.
По ст. 7 Бюджетного кодекса в законодательный акт субъекта РФ по регулированию бюджетных отношений должны включаться:
- принципы организации и функционирования бюджетной системы;
- определение бюджетной компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления и распределение расходных полномочий между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
- определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы;
- разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней;
- установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам;
- определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;
- единые основы бюджетного процесса;
- утверждение бюджетной классификации РФ;
- установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
- установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Эффективной формой обеспечения стабильности бюджетов и их защиты от непредсказуемых изменений экономической ситуации и непредвиденных расходов является функционирование традиционных и новых организационно-финансовых механизмов в рамках бюджетной системы.
Заключение
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция Российской Федерации относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права,
Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. п. обеспечивается ее нормальное функционирование. Нормы гражданского права регулируют вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (в основном — фальшивомонетничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ, прин. 12.12.1993г. М. 2011
2. Бюджетный кодекс РФ. М. 2011
3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года
4. Башкатов М.Л. «Деньги как объект обязательственных правоотношений». М. 2003.
5. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Учеб. пособие «Финансовое право» М. 2001.
6. Учебник «Финансовое право». Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М. 2002.
7. Карасева М.В. «Бюджетное и налоговое право России» М., 2003
8. Крохина Ю.А. «Вопросы концепции бюджетного права» М. 2002
9. Крохина Ю.А. Учебник «Финансовое право России». М. 2004
10. Учебное пособие «Финансовое право» Под ред. Е.Н. Евстигнеева, Н.Г. Викторовой. Питер. 2002.
3