Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:05, реферат
Приватизация в России – это приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов. Приватизацию обычно связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Актуальность темы. Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили ее не по заслугам, а за счет личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже ее стали называть «прихватизация».
Введение 2
1. «Теория» приватизации 3
2. Собственность. Предпосылки приватизации 6
2.1 Формы собственности 6
2.2 Необходимость и предпосылки приватизации в России 7
2.3 Понятие приватизации и разгосударствления 9
3. Приватизация 12
3.1 Способы и формы приватизации 12
3.2 Этапы приватизации 14
3.3 Первые итоги преобразования собственности в России 15
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Содержание:
Введение 2
1. «Теория» приватизации 3
2.
Собственность. Предпосылки
2.1 Формы собственности 6
2.2 Необходимость и предпосылки
приватизации в России
2.3 Понятие приватизации и
3. Приватизация 12
3.1 Способы и формы приватизации
3.2 Этапы приватизации 14
3.3 Первые итоги преобразования
собственности в России
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Введение
Приватизация в России – это приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов. Приватизацию обычно связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Актуальность темы. Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили ее не по заслугам, а за счет личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже ее стали называть «прихватизация».
Главной экономической
задачей приватизации было повышение
эффективности экономики за счет
создания института частной
В данной работе я попытаюсь исследовать принцип приватизации и ее формы.
1. «Теория» приватизации
Сначала рассмотрим исторические
и экономические «корни»
Существовали две центральные проблемы - законодательное обеспечение передачи принадлежащих государству прав собственности на средства производства гражданам и негосударственным юридическим лицам, а также разработка детальных процедур приобретения покупателями единых имущественных комплексов производственных и иных ценностей. Введение порядка, устанавливающего неотъемлемое право каждого гражданина на приобретение любых видов имущества, кроме тех, передача которых в собственность граждан запрещена Законом, и на использование этого имущества как средств производства позволяет создать основу для беспрепятственного осуществления процесса приватизации. Важнейший вопрос - почему нужно продавать государственную собственность, а не раздавать ее гражданам бесплатно?
Идея бесплатной раздачи средств производства, выдвинутая рядом известных экономистов, политических деятелей и поддержанная некоторыми средствами массовой информации, получила широкий общественный резонанс. От бесплатной раздачи ожидаются: создание равных «стартовых условий» рыночной деятельности для всех граждан, нейтрализация «теневого капитала», возврат народу ранее недоплаченных ему средств и т.п. Внешняя простота и кажущаяся социальная справедливость подобного метода приватизации снискали ему определенную популярность.
Действительно, государственная собственность создавалась всем народом, причем многими поколениями. Но это вовсе не означает, что ее надо бесплатно вернуть всему «народу». Более глубокий экономический и правовой анализ показывает, что эмоциональная привлекательность бесплатной раздачи государственной собственности не соответствует тем непривлекательным результатам, которые наиболее вероятны при попытках осуществления подобного способа приватизации:
Во-первых, бесплатная раздача несправедлива и именно потому, что государственная собственность имеет ярко выраженное общественное происхождение. Прямая передача этой собственности отдельным лицам или группам не ликвидирует, а усилит неравенство вследствие того, что различные объекты государственной собственности несопоставимы ни по стоимости, ни по качеству, ни по потенциальному доходу, который можно получить от них. Иначе и быть не может, поскольку заниматься «дележкой» будет ограниченный круг лиц, а наша обширная практика показала всю бесплодность иллюзий о государственном аппарате как людях не могущих иметь никаких личных экономических интересов.
Во-вторых, бесплатная раздача
государственной собственности (в
равной мере между всеми гражданами),
невозможна, так как не существует
единого критерия такой процедуры.
Кроме уже упоминавшейся
В-третьих, бесплатная раздача неэффективна, так как обладать собственностью это значит не только получать доходы, но и нести убытки, оплачиваемые в конечном счете из имущества собственника. Поэтому собственниками средств производства все граждане быть не смогут, да и не захотят. В лучшем случае полученный «кусок» государственной собственности значительная часть граждан перепродаст, причем по крайне низким ценам, тем, кто действительно готов нести всю имущественную ответственность за использование средств производства и рисковать своей собственность во имя получения прибыли.
Объекты приватизации. Под объектами государственной собственности, подлежащими приватизации, понимаются предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и иных ценностей.
Приобретение предприятия
как целостного хозяйственного комплекса
и приобретение отдельных видов
имущества предприятий
Продавцы. В качестве продавцов объектов государственной собственности признаются специальные исполнительные органы (республиканские комитеты по управлению государственным имуществом и аналогичные им органы), в функции которых входит непосредственная организационная работа по приватизации государственной собственности и оперативно-хозяйственное управление предприятиями, передаваемыми в их ведение. Это обусловлено следующими причинами:
а) общественный, по существу, характер государственной собственности предопределяет, что распоряжаться ее продажей может только представитель всего общества - государство. Недопустимо передавать процесс приватизации на откуп органам отраслевого и регионального управления, так как их специфические интересы состоят в стремлении взять на себя не только управление вверенной им собственностью, но и полное распоряжение ею.
б) государство является
единственным продавцом государственной
собственности, т.е. монополистом. Между
тем за деятельностью любой монополии
Покупатели. Правами покупателей объектов приватизации по процедурам, предусмотренным концепцией приватизации, пользуются только граждане и негосударственные юридические лица. Дело в том, что покупка государственными юридическими лицами государственной же собственности лишь усложняет формы владения, распоряжения и пользования имуществом предприятий, но не меняет формы собственности на предприятии в целом.
Предоставление всем гражданам и негосударственным юридическим лицам прав покупателей объектом государственной собственности не исключает приобретения этих объектов непосредственно членами трудовых коллективов.
При таком подходе становится возможным, с одной стороны, поддержать стремление работников приватизируемых предприятий стать предпринимателями и существенно облегчить для них конкурентную борьбу с посторонними покупателями, а с другой - ввести процесс этой конкуренции в законные рамки и установить ее правила.
Приватизация государственных предприятий не должна преследовать чисто фискальные цели: главная задача - коренное преобразование отношений собственности. Тем не менее недопустима продажа предприятий по заниженным ценам, так как государство может потерять даже тот доход, который оно получает в настоящее время: как собственник предприятий, что крайне осложнит и без того тяжелое финансовое положение страны. Поэтому необходимо исходить по меньшей мере из минимальных требований государства к стоимости объектов приватизации. Эти требования - получение от продажи государственных предприятий суммы не меньшей, чем капитализированный доход, получаемый государством при сохранении государственной формы собственности.
Распределение выручки от приватизации. Выручка от приватизации является собственностью государства и распределяется в зависимости от приоритетов, установленных в законодательстве. Причем эти приоритеты должны определяться не на отдаленное будущее, а на относительно небольшой период времени. Поэтому предусматривается, что определение порядка и направлений расходования выручки от приватизации осуществляется ежегодно.
Состояние глубокого
экономического кризиса в стране
диктовало необходимость
2. Собственность. Предпосылки
2.1 Формы собственности
В развитой рыночной экономике важную роль играют экономические институты и государство. Упразднив советскую модель в различных ее проявлениях, правительства ряда стран выразили желание ввести рыночную экономику. Говоря о рынке, о процессе перехода от административно-командной к рыночной системе хозяйства, нельзя не сказать о собственности.
Радикальная реформа
отношений собственности
Проблемы содержания отношений собственности как экономической категории являются важнейшими методологическими проблемами экономической теории. Они служат предметом самого пристального изучения многих экономистов-ученых. Эти проблемы уже не один десяток лет выступают объектом теоретических споров и дискуссий.
Истории известны разные
типы собственности, главными из которых
является общая и частная. Исторически
исходной была общая собственность.
Она основывалась на общем труде
и совместном присвоении. В дальнейшем
появилась частная собственност
Частная форма собственности - форма при которой правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода обладает отдельный индивид (семья). Здесь собственность выступает в двух видах: трудовая и нетрудовая. Субъекты трудовой частной собственности - единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом. Второму виду частной собственности свойственно обогащение за счет чужого труда.
Государственная собственность - система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).
Коллективная собственность
- система экономических
Собственность традиционно относится к важнейшим элементам национальной экономики и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы централизованного и индивидуального использования собственности, средств производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного строя. Процесс и результативность реформирования экономики тесно связаны с эффективностью управления собственностью как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.
Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм.