Банк России представляет в Государственную
Думу и Президенту Российской Федерации
информацию в порядке, установленном федеральными
законами.
Высшим органом Банка России является
Совет директоров - коллегиальный орган,
определяющий основные направления деятельности
Банка России и осуществляющий руководство
и управление им.
В целях совершенствования денежно -
кредитной системы РФ при Банке России
создаётся Национальный банковский совет,
состоящий из представителей палат Федерального
Собрания РФ, Президента РФ, Правительства
РФ, Банка России, кредитных организаций,
а также экспертов.
Члены Национального банковского совета,
за исключением Председателя Банка России,
не работают в Банке России на постоянной
основе и не получают оплату за эту деятельность.
В компетенцию Национального банковского
совета входит:
1) рассмотрение концепции совершенствования
банковской системы Российской
Федерации;
2) утверждение на основе предложений
Совета директоров на очередной
год не позднее 15 декабря предшествующего
года: общего объема расходов
на содержание служащих Банка
России; общего объема расходов
на пенсионное обеспечение, страхование
жизни и медицинское страхование
служащих Банка России; общего
объема капитальных вложений; общего
объема прочих административно-хозяйственных
расходов;
3) рассмотрение проекта основных
направлений единой государственной
денежно-кредитной, политики валютного
регулирования и валютного контроля,
составление по ним заключений
и анализ итогов их выполнения;
4) рассматривает наиболее важные
вопросы регулирования деятельности
кредитных организаций;
5) осуществляет экспертизу проектов
законодательных и иных нормативных
актов в области банковского
дела;
6) участвует в разработке основных
принципов организации системы
расчётов в РФ.
Чтобы быть достаточно действенной, системе
банковского регулирования и надзора
должна включать в себя различные виды
контроля:
- государственный (выражается в существовании системы банковского законодательства);
- общественный (контроль со стороны общества);
- ведомственный (надзор со стороны ЦБ
или другого специального ведомства);
- независимый (контроль независимых аудиторских
фирм).
2.2 Задачи банковского
контроля РФ
К актуальным задачам банковского контроля,
которые решает Банк России, относятся:
- разработка и внедрение системы раннего реагирования (вмешательство органов банковского надзора на ранней стадии определённых трудностей);
- разработка и осуществление особой системы контроля за крупными банками (крах такого рода банковских учреждений может иметь негативные последствия для всей банковской системы);
- разработка действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства (цивилизованная процедура банкротства кредитных организаций, у которых отозваны лицензии Банка России на осуществление банковских операций, должна осуществляться своевременно и, прежде всего, в интересах вкладчиков и кредиторов;
- надзор за банковскими группами - консолидированный надзор (речь идёт о способности проверять как банковские, так и небанковские операции кредитных организаций).
Сейчас Банком России многое делается
для совершенствования методологии банковского
контроля (надзора), однако, остаётся ещё
ряд нерешённых проблем. То есть необходимо
сместить цели банковского надзора в сторону
качества, необходимо поднять все составляющие
банковского надзора до уровня международных
стандартов.
- Роль ЦБ РФ в осуществлении
финансового контроля
Роль Центрального банка Российской
Федерации (ЦБ РФ) в системе государственного
финансового контроля (ГФК) определяется
возложенными на него полномочиями в сфере
валютного регулирования и управления
банковской системой. Согласно Конституции
РФ главной целью деятельности ЦБ РФ является
защита и обеспечение устойчивости рубля.
Федеральный закон «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
раскрывает ее подробнее, выделяя три
основных направления: укрепление покупательной
способности рубля по отношению к иностранным
валютам, развитие и укрепление банковской
системы России, обеспечение эффективного
и бесперебойного функционирование системы
расчетов (ст. 3). Следовательно, контрольные
функции ЦБ РФ не ограничиваются сферой
внутрибанковского контроля.
Выступая субъектом денежно-кредитной
политики, ЦБ РФ контролирует финансовые
потоки, объем денежной массы в стране,
работу кредитных организаций, воздействует
на деловую активность и решение многих
макроэкономических проблем. ЦБ РФ влияет
на объективные предпосылки формирования
сбережений юридическими и физическими
лицами и их последующей трансформации
в инвестиции. Такими объективными предпосылками,
находящимися в компетенции ЦБ РФ, являются
темпы роста инфляции, курс национальной
валюты, уровень процентных ставок.
Вопрос о роли ЦБ РФ в системе
ГФК имеет три аспекта: контроль Счетной
палаты РФ за деятельностью ЦБ РФ, контрольные
функции самого ЦБ РФ и его взаимодействие
с другими контролирующими организациями.
По мнению ряда экономистов
контроль за деятельностью ЦБ РФ недостаточен
и должен быть расширен. В частности, предлагается
наделить Счетную палату РФ правом контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью,
бюджетом, образованием и использованием
прибыли ЦБ РФ и его структурных подразделений,
предоставить ей право не реже одного
раза в год проводить аудит финансовой
отчетности. В противном случае ЦБ РФ окажется
самоконтролирующейся организацией.
ЦБ РФ осуществляет оперативное
управление уставным капиталом и иным
имуществом, являющимся федеральной собственностью.
Поэтому вопросы, связанные с прекращением
права федеральной собственности на те
или иные ее объекты (например, уменьшение
долей ЦБ РФ в капитале Сбербанка, Внешторгбанка,
Eurobank, Moscow Bank и Ost - West Handelsbank AG в объеме менее
50% плюс одна голосующая акция), могут решаться
только путем принятия соответствующих
федеральных законов. При сохранении данных
акций в федеральной собственности порядок
выхода ЦБ РФ из уставных капиталов вышеназванных
банков определяется Правительством РФ.
Вместе с тем на деятельность
ЦБ РФ не распространяется федеральный
закон «О некоммерческих организациях».
Специфика задач ЦБ РФ в структуре государственного
управления предопределяет необходимость
отдельного закона, делающего ЦБ РФ относительно
самостоятельным учреждением, не зависящим
от органов исполнительной власти. ЦБ
РФ не регистрируется в налоговых органах.
Руководство ЦБ РФ всегда подчеркивает
и тщательно оберегает независимый статус
своей организации, но вместе с тем признает,
что ЦБ РФ входит в структуру федеральных
органов государственной власти.
Пути осуществления ЦБ РФ общего
и специального контроля зафиксированы
в ст. 4 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)».
Так, общий контроль осуществляется с
помощью: •
разработки и проведения во
взаимодействии с Правительством РФ единой
государственной денежно-кредитной политики,
направленной на защиту и обеспечение
устойчивости рубля; •
эмиссии наличных денег и организации
их обращения; •
установления правил осуществления
расчетов в РФ; •
валютного регулирования, включая
операции по покупке и продаже иностранной
валюты, установление порядка расчетов
с иностранными государствами; •
валютного контроля, осуществляемого
непосредственно и через уполномоченные
банки в соответствии с законодательством
РФ; •
участия в разработке прогноза
платежного баланса РФ и организации составления
платежного баланса РФ; •
анализа и прогнозирования
состояния экономики РФ в целом и по регионам,
прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых
и ценовых отношений, публикации соответствующих
материалов и статистических данных.
Пути осуществления специального
контроля включают: •
организацию системы рефинансирования
(ЦБ РФ является кредитором последней
инстанции для кредитных организаций);
•
установление правил проведения
банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы;
• государственную регистрацию кредитных
организаций, выдачу и отзыв лицензий
кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом; •
надзор за деятельностью кредитных
организаций; •
регистрацию эмиссии ценных
бумаг кредитными организациями в соответствии
с федеральными законами.
По отношению к кредитным организациям
ЦБ РФ выступает как орган пруденциального
контроля и надзора, имеющий право получать
сведения о состоянии дел в кредитной
организации и в случае нарушений применять
к ней меры принуждения.
ЦБ РФ ограничивает деятельность
кредитных организаций в целях уменьшения
банковского риска. Это необходимо для
защиты вкладчиков от возможностей краха
банка и банковской системы в целом от
цепной реакции таких крахов. В рамках
пруденциального контроля устанавливаются
14 обязательных нормативов (пруденциальных
ограничений), в том числе: максимальный
размер кредитных рисков; норматив ликвидности;
минимальный размер собственных оборотных
средств; норматив использования собственных
оборотных средств для приобретения долей
(акций) других юридических лиц; максимальный
размер кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим участникам
(акционерам) и т.д. Нормативы представляют
собой систему, в которой базовым является
минимальный размер собственных оборотных
средств.
Надзорные полномочия ЦБ РФ
позволяют ему осуществлять предварительный
и текущий контроль за деятельностью кредитных
организаций. Эти полномочия включают:
контроль за соблюдением кредитными организациями
установленных ЦБ РФ нормативов, полномочия
в области антимонопольного и валютного
контроля и иные полномочия.
В целях контроля за деятельностью
кредитных организаций ЦБ РФ получает
у них необходимую информацию и разъяснения
по ней, устанавливает правила составления
и представления бухгалтерской и статистической
отчетности и проводит проверки кредитных
организаций и их филиалов. Проверки могут
осуществляться либо представителями
ЦБ РФ, уполномоченными советом директоров,
либо по его поручению - аудиторскими фирмами.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми,
комплексными и по отдельным направлениям,
внезапными и с предварительным уведомлением
руководителя соответствующей кредитной
организации (ее филиала).
Контрольные полномочия ЦБ
РФ дают право применять санкции к нарушителям
пруденциальных норм деятельности. Законодательство
предусматривает 2 вида санкций: первичные
(если нарушение установлено впервые)
и последующие (в случае невыполнения
ранее выданных предписаний). В качестве
первичных санкций может быть взыскан
штраф в размере до 0,1% минимального уставного
капитала, а при последующих санкциях
его размер повышается до 1%. ЦБ РФ может
приостановить проведение отдельных операций
кредитными организациями и открытие
филиалов на срок от 6 месяцев (первичные
санкции) до 1 года (последующие санкции),
изменить для организации-нарушителя
обязательные нормативы на тот же срок,
потребовать провести реорганизацию и
заменить руководство, назначить временную
администрацию по управлению кредитной
организацией на срок до 6 месяцев, отозвать
лицензию.
Полномочия в области антимонопольного
контроля состоят в том, что на приобретение
более 20% долей (акций) кредитных организаций
одним лицом или взаимосвязанными лицами
требуется согласие ЦБ РФ, а в случае приобретения
более 5% долей (акций) необходимо уведомить
ЦБ РФ.
В области валютного контроля
ЦБ РФ издает нормативные акты, обязательные
для резидентов и нерезидентов в РФ, проверяет
валютные операции на предмет соблюдения
порядка, сроков и полноты их проведения.
ЦБ РФ осуществляет контроль
за финансовыми потоками с помощью методов,
которые закреплены в Федеральном законе
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» (ст. 35). Они включают: процентные
ставки и ставки рефинансирования ЦБ РФ;
нормативы обязательного резервирования;
определение лимитов операций на открытом
рынке; валютное регулирование; установление
ориентиров роста денежной массы (таргетирование)
и т.п. Конкретные параметры устанавливаются
советом директоров.
Все вышеизложенное свидетельствует,
что ЦБ РФ использует методы прямого и
косвенного финансового контроля.
Методы прямого контроля имеют
форму положений, требований, инструкций,
издаваемых ЦБ РФ. Как свидетельствует
российская и зарубежная практика, меры
прямого контроля могут быть эффективны
в сфере контроля процентных ставок, объема
кредитов или депозитов коммерческих
банков, особенно в условиях кризиса. В
то же время излишний административный
контроль приводит к оттоку денежных средств
в теневую экономику и за рубеж. Поэтому
методы прямого контроля дополняются
мерами косвенного контроля, не связанными
с установлением запретов или лимитов.
Важнейшим методом косвенного контроля
является установление ставок рефинансирования
(платы коммерческих банков за кредиты
ЦБ РФ) и редисконтирования (платы, взимаемой
ЦБ РФ при покупке у коммерческих банков
ценных бумаг до наступления сроков оплаты
по ним).