Счетная палата в РФ: понятие, структура, полномочия, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 08:30, реферат

Описание работы

Счетная палата не относится ни к одной их трех ветвей власти, однако формируется Федеральным Собранием Российской Федерации и является подотчетной ему.
К компетенции Счетной палаты относится, прежде всего, контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе – определение целесообразности расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов. Счетная палата осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Для реализации своих функций Счетная палата проводит аудиторские проверки, другие контрольные мероприятия.

Файлы: 1 файл

черновик (Автосохраненный).docx

— 32.26 Кб (Скачать файл)

Счетная палата в РФ: понятие, структура, полномочия, функции.

Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) – постоянно действующий конституционный орган государственного финансового контроля.

Счетная палата не относится ни к одной их трех ветвей власти, однако формируется Федеральным Собранием Российской Федерации и является подотчетной ему.

К компетенции Счетной палаты относится, прежде всего, контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе – определение целесообразности расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов. Счетная палата осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Для реализации своих функций Счетная палата проводит аудиторские проверки, другие контрольные мероприятия.

Законодательством Российской Федерации функции финансового контроля возложены и на другие органы государственной власти, в том числе на Министерство финансов России, однако Счетная палата является единственным контрольным органом, который имеет конституционный статус.

Главной функцией Счетной палаты является контроль за исполнением федерального бюджета, который СП РФ осуществляет на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности (ст. 3 Федеральной закона «О счетной палате»). В статье 2 ФЗ определены основные задачи СП РФ:

1) Организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  внебюджетных государственных фондов  по объемам, структуре и целевому  назначению;

2) Определение эффективности  и целесообразности расходов  государственных средств и использования  федеральной собственности;

3) Оценка обоснованности  доходных и расходных статей  проектов федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

4) Финансовая экспертиза  проектов федеральных законов, а  также нормативных правовых актов  федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств  федерального бюджета, или влияющих  на формирование и исполнение  федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

5) Анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса  в целом;

6) Контроль за законностью  и своевременностью движения  средств федерального бюджета  и средств внебюджетных фондов  в Центральном Банке Российской  Федерации, уполномоченных банках  и иных финансово-кредитных учреждениях  Российской Федерации;

7) Регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации задач, определенных ФЗ, СП РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. О результатах своей деятельности СП докладывает в ежегодных отчетах Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 33 ФЗ).

Контрольные полномочия СП РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на государственные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством и федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.  На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия СП распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

СП РФ,  осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок СП РФ информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, СП РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний СП РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

СП РФ должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствами массовой информации.

В соответствии с БК СП является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями. СП как контрольный орган законодательной власти осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Она проводит проверку формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. По результатам проверок СП готовит заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период и на отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, а также осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

Счетная палата осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственности и финансов Российской Федерации, а также подготовку аналитических материалов по вопросам государственного финансового контроля.

СП осуществляет свою деятельность на основе утвержденной Коллегией СП системы стандартов и методических документов. Действующая система стандартов состоит из перечня объединенных в несколько групп стандартов, в том числе:

1) общие правила деятельности  СП (9 стандартов),

2) стандарты отчетности  СП (1 стандарт),

3) специальные (2 стандарта),

4) внешний аудит федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов (5 стандартов),

5) качество контрольных  стандартов (1 стандарт),

6) взаимодействие с другими  органами (1 стандарт),

7) проведение типов контрольных  мероприятий (1 стандарт).

На сегодняшний момент почти 98 процентов методических документов, разработанных по направлениям деятельности Счетной палаты, требуют существенной переработки с учетом современного законодательства Российской Федерации. Значительная часть методических документов по направлениям деятельности СП не соответствует форме, структуре и содержанию методических документов, установленным в стандарте «Порядок организации методологического обеспечения деятельности СП РФ», а также не отвечает положениям действующих стандартов финансового контроля. СП был разработан и в настоящее время реализуется план совершенствования методологического обеспечения деятельности на 2010–2012 гг., который включает подготовку на основе утвержденных стандартов единой системы взаимоувязанных стандартов, учитывающей опыт применения действующих стандартов, и подготовку предложений по переработке и разработке методических документов по направлениям деятельность СП.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов СП РФ, аппарата СП РФ. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на 6 лет. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ также на шестилетний срок. Совет Федерации и Государственная Дума по представлению Президента РФ назначают по 6 аудиторов сроком на 6 лет. Аудиторы СП возглавляют определенные направления деятельности СП.

Счетная палата является коллегиальным органом. Коллегия СП образуется для рассмотрения вопросов планирования и организации работы СП, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе. Кроме того Коллегия определяет конкретное содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты. Коллегия СП утверждает структуру и штатное расписание аппарата СП по представлению Председателя СП в пределах средств на содержание СП.

Аппарат СП состоит из инспекторов СП и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов СП входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции СП.

Состав счетной палаты на 2015 год:

Председатель Счётной палаты РФ

  • Голикова Татьяна Алексеевна

Заместитель Председателя Счётной палаты РФ

  • Чистова Вера Ергешевна

Аудиторы Счётной палаты РФ

Агапцов Сергей Анатольевич

Богомолов Валерий Николаевич

Жамбалнимбуев Бато-Жаргал

Жданьков Александр Иванович

Катренко Владимир Семёнович

Мануйлова Татьяна Николаевна

Мовчан Сергей Николаевич

Перчян Андрей Виленович

Росляк Юрий Витальевич

Рохмистров Максим Станиславович

Филипенко Александр Васильевич

Филипенко Александр Васильевич

Штогрин Сергей Иванович

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

Воронин Юрий Викторович (с 1 октября 2013 года)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и принципы денежной системы в РФ, её основные элементы.

Денежная система – это форма организации денежного обращения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Денежная система любой страны состоит, как правило, из целого ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; госаппарата осуществляющего регулирование денежного обращения.

В денежной системе, т. е. организации денежного хозяйства, можно выделить следующие основные элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, формы эмиссии денег. В зависимости от исторически конкретного наполнения элементов денежной системы и определяют ее конкретные формы: систему штучных денег, монометаллизма и биметаллизма, неразменных бумажных и кредитных денег.

Денежная система складывается исторически в каждой стране.

Денежные системы основаны на обращении неполноценных и неразменных кредитных и бумажных денег.

В этом случае золото вытеснено из обращения и уже не может рассматриваться в качестве денег. К этому типу относятся все современные денежные системы всех стран мира. Они имеют общие черты.

В результате определяются элементы денежной системы:

  1. национальная денежная единица, принятая в качестве масштаба цен;
  2. виды денежных знаков (денежные билеты и монеты), порядок их выпуска в обращение (эмиссия);
  3. методы организации обращения;
  4. порядок, ограничения и регулирования денежного обращения.

В обращении во всех странах заменители действительных денег (денежные знаки) лишены собственной стоимости, но сохраняют устойчивость и выполняют функции средства обращения, средства платежа, меры стоимости, средства накопления.

Современные денежные системы включают следующие элементы (с некоторыми особенностями).

 

Денежная единица

Денежная единица — установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг.

Национальная или международная денежная единица — название денег в стране или в группе стран.

Денежная единица — это принятое в данной стране название денег (доллар, марка, рубль, йена, юань, бат, тугрик, ит.д.) или же применяемое в международной валютной системе название денег (евро, СДР и т. п.). Все денежные единицы делятся на более мелкие части: рубль равен 100 копейкам, доллар или евро равны 100 центам.

Денежная единица — это денежный знак (рубль/100 копеек), который применяется для соизмерения и выражения цен товаров (1 доллар — 100 центов).

В большинстве стран действует десятичная система деления. В рамках конкретной экономической системы она служит масштабом цен.

Масштаб цен

Масштаб цен — означает меру выражения стоимости при реализации или оценке каких-либо благ в денежных единицах данной страны.

Масштаб цен — это способ соизмерения покупательных способностей или стоимостей товаров, другими словами, через масштаб цен проявляется функция денег как меры стоимости.

Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, однако постепенно он начал обособляться от весового содержания монет (это было связано с порчей монет, их износом, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов). С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. В результате Ямайского соглашения официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.

 

Виды денег и порядок их выпуска в обращение

Виды денег, являющиеся законными платежными средствами — это прежде всего кредитные деньги (банкноты), разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).

Информация о работе Счетная палата в РФ: понятие, структура, полномочия, функции