Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

финансовое ответы.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

установление совместно с органами государственной власти Российской Федерации порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;

определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Российской Федерации;

осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

  Из числа нормативных актов субъектов РФ  важная роль принадлежит принятым их представительными органами власти законам о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.  Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям: 1.с федеральными органами власти, 2. С другими субъектами РФ, 3. С органами местного самоуправления.

 

№ 27. Бюджетные права муниципальных образований.

Важное значение бюджетных прав муниципальных образований  состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех их уровнях своих социально-экономических и других вопросов местного значения. Указанные права также обеспечивают возможность   органам местного самоуправления  в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей. Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления  закреплены в Конституции РФ ( гл.8) , ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» , « О финансовых основах местного самоуправления» от 25.09.1997 №126-ФЗ ( данный закон предписывает органам государственной власти и органам гос. власти субъектов  содействовать развитию местных финансов , участвовать в решении  вопросов местного значения путем выполнения  целевых федеральных и региональных программ, вместе с тем, закон закрепляет право контроля со стороны этих органов гос. власти за соблюдением органами МСУ бюджетного и налогового  законодательства РФ и субъектов РФ.

В Бюджетном Кодексе в  статье 9, дан перечень полномочий органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений:

        установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

Также необходимо указать на гарантированное Конституцией право местного самоуправления на судебную защиту, распространяющееся и на бюджетные правоотношения.

 

№ 28.  Понятие бюджетного права РФ, его место в системе отраслей российского права.

 

В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением (подотраслью) финансового права - бюджетным правом.

Бюджетное право - это раздел финансового права, состоящий из юридических норм,  регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением  и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах. Однако, такое понятие не  определяет с достаточной четкостью пределы регулирования бюджетного права. Оно позволяет трактовать его очень широко и отнести к бюджетному праву не только собственно бюджетные, но и другие, связанные с бюджетом отношения ( например, касающиеся налоговых платежей в бюджет, расходования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями и т.п.). избежать этого можно путем введения в определение бюджетного права уточняющих признаков, основанных на конкретизации его предмета.

Бюджетное право - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетную систему и бюджетное устройство в РФ, состав и порядок распределения доходов  и расходов бюджетной системы, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.

  Бюджетное право - центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью. Центральное место бюджетной системы в составе финансов РФ обуславливает  и место бюджетного права в системе финансовых права: именно с него начинается особенная часть этой отрасли права. Взаимоотношения с налоговым правом: проект бюджета составляется  на основе налогового законодательства, действующего на момент составления  проекта  бюджета. Так, федеральные законы о внесении дополнений и изменений в налоговое законодательство, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений  в акты налогового законодательства, предполагающих их вступление в силу  в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в действующий ФЗ о бюджете. Аналогичные нормы предназначены также для регионального и местного уровня бюджетной системы.  Взаимоотношения с уголовным правом: уголовное право предусматривает ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств - статья 285.1-расходование бюджетных средств  должностным лицом получателя средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, -  нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов - статья285.2.Взаимоотношения с административным правом: КоАП устанавливает ответственность за правонарушения в сфере бюджетного права, так, статья 15.14 КоАПа - нецелевое использование бюджетных средств - использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.  Статья 15.15. Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе Статья 15.16. Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами.

Взаимоотношения с конституционным правом: п.''з'' ст. 71 установила, что в ведении РФ находится федеральный бюджет. Ст.106 утвердила, что ФЗ о федеральном бюджете подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Ст.114 - Правительство РФ разрабатывает и представляет Гос. Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета.Ст.122 - Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет

   Значение бюджетного права обусловлено важной ролью государственного и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства оно особенно велико. С помощью бюджетного права регулируются внутрифедеративные отношения  по распределению финансовых ресурсов, необходимых для  осуществления полномочий  федерального уровня и субъектов РФ. В силу своей важности часть отношений бюджета регулируется конституционными нормами.

 

№29. Предмет бюджетного права: виды, содержание и особенности бюджетных правоотношений.

 

   Бюджетное право отличается от других подразделений  и институтов финансового права  своим предметом, то есть содержанием отношений, которые оно регулирует.

  Так, в статье 1 БК РФ содержится классификация правоотношений. К бюджетным правоотношениям относятся:

1 - отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2 - отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

      Специфика состоит в том, что бюджетное право регулирует:  а) отношения РФ, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов  представительной и исполнительной власти; б) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов РФ) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

   Носители  юридических прав и обязанностей в отношении по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней  именуются субъектами бюджетного права. В круг субъектов бюджетного права РФ входят: 1-х государство и его территориальные подразделения, 2-х органы государственной власти и местного самоуправления. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения своих обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками/субъектами бюджетных правоотношений. Этим правоотношениям свойственны особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории; б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием  и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования, в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство, государственные или муниципальные образования или соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления, представляющие их интересы.

 

№ 30. Метод, система и источники бюджетного права РФ.

 

Метод бюджетно-правового регулирования - это обусловленная  публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков бюджетного права, в  которых концентрированно  выражается соотношение его содержания и местоположения в системе финансового права, средства и способы регулирования бюджетных отношений. Императивный метод воздействия на бюджетные отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. В финансовом праве этот метод является «сквозным», присущим всем составным частям данной отрасли права, однако в бюджетном праве он имеет свои особенности. Императивный характер бюджетной деятельности присущ государству в силу того, что оно самостоятельно устанавливает порядок обрязования, распределения и использования централизованных денежных фондов. В процессе бюджетной деятельности периодически возобновляются, повторяются и моделируются фактические ситуации, осуществляется реализация правового статуса субъектов бюджетного права, регулирование, охрана, устойчивость  и изменение общественных отношений бюджетной сферы. Волевой характер бюджетной деятельности детерминирован и тем, что субъекты бюджетного права осознают юридический смысл своей компетенции, полномочий, необходимость соблюдения бюджетной дисциплины, применяют адекватные методы финансово-правового регулирования. Особенность проявления метода властных предписаний в бюджетном праве - расширение его внешнего закрепления обязывающими нормами. В современных условиях осуществления бюджетной деятельности и обязанности субъектов приобретают более  четкую обособленность, в отличие от монолитности прежнего их понимания и юридического оформления в качестве правообязанностей. Таким образом, метод властных предписаний преобладает в бюджетном праве, что объясняется публичной природой бюджетных правоотношений и их значимостью для нормального функционирования всего государства  в целом. В предопределяемых бюджетным правом общественных отношениях, как правило, присутствует известное подчинение воли управляемых субъектов бюджетного права единой управляющей воле, выразителем которой могут быть российское государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования. Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников бюджетных отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов бюджетного права.

       Как самостоятельная группа правовых норм в рамках финансового права бюджетное право само имеет сложное строение и выступает как система. К элементам системы бюджетного права относятся группы правовых норм, регулирующие : 1- бюджетное устройство, 2- структуру доходов и расходов бюджетной системы, порядок распределения их между бюджетами 3- компетенцию РФ, ее субъектов, мун. образований,  4 - бюджетный процесс, то есть порядок формирования  и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.  Можно сказать, что система бюджетного права состоит из 2 частей - Общей и Особенной. В общую часть включается понятие, принципы, источники и т.п. бюджетного права, тогда как в Особенную часть включаются  вышеобозначенные группы норм.

Среди норм бюджетного права выделяются , причем более четко, чем в других разделах финансового права , материальные и процессуальные нормы. Первые закрепляют материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды доходов, расходов и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. К предмету вторых относится регулирование порядка(процедуры) прохождения каждой из стадий бюджетного процесса, формы взаимоотношений органов гос.власти, местного самоуправления, представительных и исполнительных органов власти в этом процессе.

     Среди источников бюджетного права прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливает исходные начала и принципы бюджетной деятельности (ст. 101,104, 106, 114). Но важнейшим источников является и Бюджетный Кодекс РФ

Статья 2: «Бюджетное законодательство РФ состоит из БК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.Данные нормативные правовые акты  не могут противоречить БК. В случае противоречия между  Кодексом и нормативными правовыми актами  применяется БК».

Статья 3: «Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения

1. Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения 2. На основании и во исполнение БК Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения 3. Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения 4. Органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.5. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.»

Статья 4: «Бюджетное законодательство РФ и нормы международного права 1. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора.2.Международные договоры РФ применяются к бюджетным правоотношениям  непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

Статья 5: «Действие бюджетного законодательства РФ во времени  1. Акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК или федеральным законом.2. Закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания. Закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке.»

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"