Шпаргалки по финансовому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 11:45, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки с ответами на экзаменационные вопросы

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по Финансовому праву.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

Федеральный и территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхования созданы для реализации государствен­ной политики в области обязательного медицинского страхова­ния граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды — представительными и испол­нительными органами власти субъектами РФ.Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

29. Фонд обязательного социального страхования.

является специализиро­ванным финансово-кредитным учреждением при Правительст­ве РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 7 августа 1992 г. он создан для финансирования выплат, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей государ­ственного социального страхования. Правовой режим фонда определен Постановлением Правительства РФ «О фонде соци­ального страхования РФ»" от 12 февраля 1994 г.

В отличие от социальных, к числу экономических внебюджет­ных фондов денежных средств относятся фонды, предназначен­ные для развития и возрождения каких-то регионов, видов деятельности, а также фонды, направленные на финансирова­ние научных исследований, отдельных направлений хозяй­ственной деятельности и т.д. Они создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. К таким фондам сегодня относятся: фонд развития таможенной системы РФ, региональ­ные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др. Эти фонды создаются как в силу законов РФ, так и в соответствии с законами РФ и указами Президента РФ, но по решениям компетентных органов.

30. Понятие и роль налогов в жизни общества.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических

лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Роль налогов:1) фискальная - налоги и сборы входят в состав основных доходов государства, за счет которых происходит финансирование бюджетной сферы общества, деятельность государственных и муниципальных органов власти, реализация государством и муниципальным образованием возложенных на них задач;2) регулирующая - налоги и сборы являются универсальным регулятором общественных отношений в экономической среде, влияя на процессы воспроизведения и распределения продукта.

 

31. Понятие и структура системы налогов и сборов. Виды налогов и сборов. Порядок установления и взимания налогов и сборов.

Состав налоговой системы РФрации:

1) федеральные налоги и сборы – федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ (Налоговым кодексом РФ) и взимаются на всей ее территории.

К федеральным налогам и сборам относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы;

в) налог на доходы физических лиц;

г) единый социальный налог;

д) налог на операции с ценными бумагами;

е) таможенная пошлина;

ж) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ;

з) налог на прибыль организаций;

и) государственная пошлина;

к) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

л) сбор за использование наименований ≪Россия≫, ≪Российская Федерация≫ и образованных на их основе слов и словосочетаний;

м) плата за пользование водными объектами;

н) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

о) налог на добычу полезных ископаемых;

п) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

2) налоги и сборы субъекта Федерации. Налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

В состав налогов и сборов субъектов РФ входят:

а) лесной доход;

б) транспортный налог;

в) налог на игорный бизнес;

г) налог на имущество организаций;

3) местные налоги и сборы. Суммы платежей по местным налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

К местным налогам и сборам относятся:

а) налог на имущество физических лиц - сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по местонахождению (регистрации) объекта налогообложения;

б) земельный налог - порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью - сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

г) налог на рекламу - уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 % стоимости услуг по рекламе.

 

32. Понятие, предмет, метод, принципы и источники налогового права РФ. Понятие и характеристика налоговых правоотношений. Характеристика налогового законодательства.

Налоговое право РФ как отрасль права - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Предмет налогового права - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления. Отношения, которые входят в предмет регулирования налогового права, могут быть представлены в следующем виде:1) первая группа - отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;2) вторая группа - отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;3) третья группа - отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазиналоговых отношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами - налоговыми агентами, банками и т.д.;4) четвертая группа - отношения по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов;

5) пятая группа - отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.Кроме того, в предмет налогового права могут входить и некоторые группы отношений, регулируемых таможенным законодательством, однако для этого необходимо специальное указание на это в налоговом законодательстве.

В налоговом праве выделяют два метода:1) публичноправовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства;2) гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации). Например, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит, отсрочку или рассрочку платежа на основе специального соглашения.

Источники налогового права:

1) международные договоры РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ;

2) Конституция РФ;

3) Налоговый кодекс РФ - устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

а) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

б) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

в) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

г) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

д) формы и методы налогового контроля;

е) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

ж) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц;

4) принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

5) нормативно-правовые акты Президента РФ (указы и распоряжения);

6) нормативно-правовые акты Правительства РФ (постановления и распоряжения);

7) нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела. Указанные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогообложения, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов;

8) законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

9) нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

 

Налоговое правоотношение - общественное финансовое отношение, урегулированное нормами финансового права, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введении и взимании налогов и сборов РФ, в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

33. Понятие и виды участников налоговых правоотношений, их права и обязанности.

 

Налогоплательщик (субъект налогообложения) - лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Субъекты налоговых правоотношений:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения в РФ;

4) Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления и другие уполномоченные ими органы и должностные лица, которые осуществляют прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ.

Права налогоплательщиков - гарантии точной реализации налогового законодательства. В ряде стран вопрос о правах налогоплательщиков поднят на особую высоту.

Налогоплательщики имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

Информация о работе Шпаргалки по финансовому праву